Как составляются описи дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Как составляются описи дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Как передать документы в архив
(Издательство "Главная книга", 2025)Опись дел, документов временного хранения
(Издательство "Главная книга", 2025)Опись дел, документов временного хранения
Типовая ситуация: Как вести личные дела работников
(Издательство "Главная книга", 2025)Опись документов личного дела
(Издательство "Главная книга", 2025)Опись документов личного дела
Нормативные акты
Приказ Росархива от 31.07.2023 N 77
"Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2023 N 75119)62. Архивные документы передаются на хранение в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов) по описям дел, документов, описям электронных документов, составленным в структурных подразделениях (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 7 и N 8 к Правилам).
"Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2023 N 75119)62. Архивные документы передаются на хранение в архив (структурное подразделение, осуществляющее хранение архивных документов) по описям дел, документов, описям электронных документов, составленным в структурных подразделениях (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 7 и N 8 к Правилам).
Готовое решение: Как организовать ведение кадрового делопроизводства в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок сдачи в архив кадровых документов такой же, как любых других документов. Алгоритм, в частности, следующий: ежегодно экспертной комиссией проводится экспертиза ценности документов, документы, не выделенные к уничтожению по истечении сроков хранения, подготавливаются к передаче в архив (в частности, оформляются в дела, составляются описи дел, документов), передаются непосредственно в архив по описям. При этом нужно учитывать особенности в зависимости от того, на каком носителе документы (например, на бумажном или в виде электронного документа). Это следует, в частности, из абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. п. 7, 14, пп. "в" п. 16, абз. 1 п. 17, п. 20, пп. "б" - "г" п. 22, п. п. 47, 48, 62, 66, 143 Правил, утвержденных Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77, п. п. 2.1 - 2.3 Методических рекомендаций, разработанных ВНИИДАД, ч. 1 - 4 ст. 22.1 Закона об архивном деле, п. 4.2 Инструкции, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок сдачи в архив кадровых документов такой же, как любых других документов. Алгоритм, в частности, следующий: ежегодно экспертной комиссией проводится экспертиза ценности документов, документы, не выделенные к уничтожению по истечении сроков хранения, подготавливаются к передаче в архив (в частности, оформляются в дела, составляются описи дел, документов), передаются непосредственно в архив по описям. При этом нужно учитывать особенности в зависимости от того, на каком носителе документы (например, на бумажном или в виде электронного документа). Это следует, в частности, из абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2, п. п. 7, 14, пп. "в" п. 16, абз. 1 п. 17, п. 20, пп. "б" - "г" п. 22, п. п. 47, 48, 62, 66, 143 Правил, утвержденных Приказом Росархива от 31.07.2023 N 77, п. п. 2.1 - 2.3 Методических рекомендаций, разработанных ВНИИДАД, ч. 1 - 4 ст. 22.1 Закона об архивном деле, п. 4.2 Инструкции, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2021 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)11. О порядке составления описи наследственных дел
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)11. О порядке составления описи наследственных дел
Статья: Проблемы при передаче дел в архив
(Никулина С.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Из практики проверок. Не составлены описи дел постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.
(Никулина С.)
("Делопроизводство", 2025, N 1)Из практики проверок. Не составлены описи дел постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.
Статья: Роль вузовского архива в сохранении университетской памяти (историко-биографический очерк об архиве Уральского государственного юридического университета)
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Архив располагается в четырех архивохранилищах. Все помещения оборудованы металлическими стационарными и - в большей степени - мобильными стеллажами, которые позволяют экономно и эффективно использовать пространство. В хранилищах установлены системы охранной и пожарной сигнализации, а также модули современной системы пожаротушения. Каждый работник имеет оборудованное рабочее место. Сотрудники архива постоянно совершенствуют справочно-поисковые средства, стараются своевременно составлять описи дел постоянного срока хранения. Ведется составление описи личных дел обучающихся, которая сопровождается внесением информации обо всех выпускниках с 1937 г. в электронную базу данных "Архив". Сотрудники архива проводят экспертизу ценности документов, участвуют в работе ЭК УрГЮУ, которая регулярно проводит заседания.
(Зипунникова Н.Н., Калинина А.В.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Архив располагается в четырех архивохранилищах. Все помещения оборудованы металлическими стационарными и - в большей степени - мобильными стеллажами, которые позволяют экономно и эффективно использовать пространство. В хранилищах установлены системы охранной и пожарной сигнализации, а также модули современной системы пожаротушения. Каждый работник имеет оборудованное рабочее место. Сотрудники архива постоянно совершенствуют справочно-поисковые средства, стараются своевременно составлять описи дел постоянного срока хранения. Ведется составление описи личных дел обучающихся, которая сопровождается внесением информации обо всех выпускниках с 1937 г. в электронную базу данных "Архив". Сотрудники архива проводят экспертизу ценности документов, участвуют в работе ЭК УрГЮУ, которая регулярно проводит заседания.
Готовое решение: Какой установлен срок для хранения документов о закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Перечень N 236 применяется ко всем документам, делопроизводство по которым закончено (в том числе до 17.02.2020 включительно). Исключение составляют документы, внесенные в описи дел постоянного хранения, и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, если эти описи и акты утверждены до этой даты (Письмо Росархива от 13.03.2020 N Р/М-479).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Перечень N 236 применяется ко всем документам, делопроизводство по которым закончено (в том числе до 17.02.2020 включительно). Исключение составляют документы, внесенные в описи дел постоянного хранения, и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, если эти описи и акты утверждены до этой даты (Письмо Росархива от 13.03.2020 N Р/М-479).
Готовое решение: Как оформить передачу дел при увольнении работника
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ЛНА организации порядок передачи дел не установлен, то требовать от работника передачи дел невозможно, как и наказать за отказ. В этом случае рекомендуем непосредственному руководителю, который должен быть в курсе объема работы увольняющегося сотрудника, составить опись дел, которые у этого сотрудника находились в работе в момент увольнения. По этой описи можно передать дела другому работнику или распределить на нескольких.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ЛНА организации порядок передачи дел не установлен, то требовать от работника передачи дел невозможно, как и наказать за отказ. В этом случае рекомендуем непосредственному руководителю, который должен быть в курсе объема работы увольняющегося сотрудника, составить опись дел, которые у этого сотрудника находились в работе в момент увольнения. По этой описи можно передать дела другому работнику или распределить на нескольких.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Наследники, согласно § 1993 ГГУ, вправе предъявить в суд по наследственным делам акт описи наследства, который оформляется в установленные в дальнейших статьях ГГУ сроки при участии нотариуса или иного компетентного лица. Если согласно § 2009 инвентарная опись составлена своевременно, то в отношении наследника и кредиторов наследства действует презумпция, что при открытии наследства иных предметов наследственного имущества, кроме указанных в инвентарной описи, не имелось. Если выявленное наследство находится во владении третьих лиц, наследник вправе требовать возврата имущества (а также компенсации).
("Проспект", 2025)Наследники, согласно § 1993 ГГУ, вправе предъявить в суд по наследственным делам акт описи наследства, который оформляется в установленные в дальнейших статьях ГГУ сроки при участии нотариуса или иного компетентного лица. Если согласно § 2009 инвентарная опись составлена своевременно, то в отношении наследника и кредиторов наследства действует презумпция, что при открытии наследства иных предметов наследственного имущества, кроме указанных в инвентарной описи, не имелось. Если выявленное наследство находится во владении третьих лиц, наследник вправе требовать возврата имущества (а также компенсации).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Секретари <1> канцелярии суда ведут книги учета поступающих в суд дел и заявлений, подлежащих рассмотрению в суде, организуют статистический учет рассмотренных дел и их хранение. В канцелярии учитываются и хранятся вещественные доказательства, составляются и сдаются в архив описи законченных дел.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Секретари <1> канцелярии суда ведут книги учета поступающих в суд дел и заявлений, подлежащих рассмотрению в суде, организуют статистический учет рассмотренных дел и их хранение. В канцелярии учитываются и хранятся вещественные доказательства, составляются и сдаются в архив описи законченных дел.
Статья: Обязанность арбитражного управляющего по хранению документов должника: проблемы теории и практики
(Глевич М.А., Сятчихин С.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)При упорядочении документов для их передачи в архив необходимо произвести экспертизу документов, сформировать документы в дела, пронумеровать каждый лист, прошить документы, составить опись каждого дела. Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего должника обязанности по выполнению технической работы самостоятельно, в том числе при наличии у него специальных знаний <13>. Так, необходимость привлечения специалиста для систематизации и подготовки к передаче в архив документов обусловлена наличием на предприятии большого штата и количества филиалов, а следовательно, значительным объемом документации <14>.
(Глевич М.А., Сятчихин С.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)При упорядочении документов для их передачи в архив необходимо произвести экспертизу документов, сформировать документы в дела, пронумеровать каждый лист, прошить документы, составить опись каждого дела. Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего должника обязанности по выполнению технической работы самостоятельно, в том числе при наличии у него специальных знаний <13>. Так, необходимость привлечения специалиста для систематизации и подготовки к передаче в архив документов обусловлена наличием на предприятии большого штата и количества филиалов, а следовательно, значительным объемом документации <14>.