Как поставить иностранного гражданина на миграционный учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Как поставить иностранного гражданина на миграционный учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) не согласен. Например, ссылается на отсутствие возложенных на него обязанностей по постановке иностранных граждан на миграционный учет.
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданин (Организация, ИП, Должностное лицо) не согласен. Например, ссылается на отсутствие возложенных на него обязанностей по постановке иностранных граждан на миграционный учет.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18.9 "Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" КоАП РФ"Следовательно, если принимающей стороной иностранного гражданина является лицо, оказывающее гостиничные услуги, именно этим лицом обязано в течение суток направить уведомление о постановке иностранного гражданина на миграционный учет и о снятии с миграционного учета в соответствующий территориальный орган, при этом, в силу п. 43 Правил, предварительно осуществить фиксацию сведений об этом гражданине в своих учетных документах."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Статья 8. Осуществление миграционного учета
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Статья 8. Осуществление миграционного учета
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере миграции в условиях цифровизации
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
(Мишунина А.А., Телятников М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Практика прокурорского надзора показывает, что основная масса правонарушений связана с нарушением иностранными гражданами правил (режима) пребывания в России, выполнением трудовой деятельности без соблюдения законодательства, а также фиктивной постановкой иностранных граждан на миграционный учет <7>. Но на сегодняшний день существуют отдельные недостатки в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штраф от 400 000 до 500 000 руб. для организации). Она может наступить, если вы ставили иностранца, принятого для работы вахтовым методом, на миграционный учет, но при увольнении не уведомили (есть исключение) территориальный орган МВД России о его убытии из вашей организации (при условии, что ваши действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния);
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (штраф от 400 000 до 500 000 руб. для организации). Она может наступить, если вы ставили иностранца, принятого для работы вахтовым методом, на миграционный учет, но при увольнении не уведомили (есть исключение) территориальный орган МВД России о его убытии из вашей организации (при условии, что ваши действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния);
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Постановка иностранного гражданина на миграционный учет на срок оформления патента обязательна! Таким образом, в данный период регулируется правовое положение иностранного гражданина.
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Постановка иностранного гражданина на миграционный учет на срок оформления патента обязательна! Таким образом, в данный период регулируется правовое положение иностранного гражданина.
Готовое решение: Какие есть особенности приема на работу граждан Узбекистана
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно информации МВД России индивидуальные предприниматели не рассматриваются как специальная категория принимающей стороны. В связи с этим свои обязанности по постановке иностранца на миграционный учет по месту пребывания можно исполнять в общем порядке, который установлен для принимающей стороны - физического лица (граждан РФ, постоянно проживающих иностранных граждан или лиц без гражданства) (Письмо от 21.06.2021 N 3/217713910568).
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно информации МВД России индивидуальные предприниматели не рассматриваются как специальная категория принимающей стороны. В связи с этим свои обязанности по постановке иностранца на миграционный учет по месту пребывания можно исполнять в общем порядке, который установлен для принимающей стороны - физического лица (граждан РФ, постоянно проживающих иностранных граждан или лиц без гражданства) (Письмо от 21.06.2021 N 3/217713910568).
Статья: Квалификация превышения должностных полномочий, совершенного организованной группой
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 10)Судом установлено, что "Андреев М.Б., Грязнов М.А., Дедова О.А. и другое лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, в составе организованной группы совершили организацию незаконной миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию, кроме того, Дедова О.А., являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства... Дедова О.А., являясь членом организованной группы, выполняла следующие постоянные функции: получала от Андреева М.Б. уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания; осуществляла незаконную постановку иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания в Российской Федерации" <13>. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Андреев выступил в качестве пособника Дедовой в превышении должностных полномочий. Это преступление было совершено участниками организованной группы для обеспечения ее деятельности, поэтому действия обоих виновных с учетом действующего закона следовало бы квалифицировать по п. "г" ч. 3 ст. 286 УК.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 10)Судом установлено, что "Андреев М.Б., Грязнов М.А., Дедова О.А. и другое лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство, в составе организованной группы совершили организацию незаконной миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию, кроме того, Дедова О.А., являясь должностным лицом, совершила действия, явно выходящие за пределы ее полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства... Дедова О.А., являясь членом организованной группы, выполняла следующие постоянные функции: получала от Андреева М.Б. уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания; осуществляла незаконную постановку иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания в Российской Федерации" <13>. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Андреев выступил в качестве пособника Дедовой в превышении должностных полномочий. Это преступление было совершено участниками организованной группы для обеспечения ее деятельности, поэтому действия обоих виновных с учетом действующего закона следовало бы квалифицировать по п. "г" ч. 3 ст. 286 УК.
Последние изменения: Соблюдение миграционного законодательства работодателями, являющимися принимающей или приглашающей стороной
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, что индивидуальные предприниматели не отнесены к категории специальных субъектов, имеющих право выступать в качестве принимающей стороны. Поэтому исполнить обязанность по постановке иностранцев на миграционный учет по месту пребывания они могут в общем порядке, установленном Законом о миграционном учете для граждан РФ, постоянно проживающих иностранных граждан или лиц без гражданства.
(КонсультантПлюс, 2025)Отмечено, что индивидуальные предприниматели не отнесены к категории специальных субъектов, имеющих право выступать в качестве принимающей стороны. Поэтому исполнить обязанность по постановке иностранцев на миграционный учет по месту пребывания они могут в общем порядке, установленном Законом о миграционном учете для граждан РФ, постоянно проживающих иностранных граждан или лиц без гражданства.
Статья: Профилактика миграционной преступности: правообразующий аспект
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Результаты анализа совокупности показателей, характеризующих деятельность по противодействию преступности в сфере миграции, в целом свидетельствуют о снижении активности противодействия на данном направлении, формальном подходе к реализации профилактических мероприятий, в частности: отсутствие или низкая эффективность взаимодействия подразделений по вопросам миграции, участковых уполномоченных, дознания и оперативных подразделений, что влечет за собой отсутствие оперативности и, как следствие, эффективности обмена информацией об иностранных гражданах, поставленных на миграционный учет; несвоевременная отработка адресов массовой постановки на учет по месту пребывания в целях выявления фактов фиктивного миграционного учета; невозможность установить местонахождение иностранного гражданина, фиктивно поставленного на миграционный учет, что в итоге оказывает влияние на качество сбора доказательной базы совершенного преступления и приводит к отказам в возбуждении уголовных дел. В частности, о формальном подходе к организации данной работы свидетельствует организация обмена на ежеквартальной и ежемесячной основе сведениями об адресах постановки, в том числе массовой, иностранных граждан на миграционный учет, что не позволяет оперативно организовать мероприятия по установлению местонахождения иностранных граждан в случае выявления признаков фиктивности миграционного учета и принять меры по надлежащему документированию противоправного деяния.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Результаты анализа совокупности показателей, характеризующих деятельность по противодействию преступности в сфере миграции, в целом свидетельствуют о снижении активности противодействия на данном направлении, формальном подходе к реализации профилактических мероприятий, в частности: отсутствие или низкая эффективность взаимодействия подразделений по вопросам миграции, участковых уполномоченных, дознания и оперативных подразделений, что влечет за собой отсутствие оперативности и, как следствие, эффективности обмена информацией об иностранных гражданах, поставленных на миграционный учет; несвоевременная отработка адресов массовой постановки на учет по месту пребывания в целях выявления фактов фиктивного миграционного учета; невозможность установить местонахождение иностранного гражданина, фиктивно поставленного на миграционный учет, что в итоге оказывает влияние на качество сбора доказательной базы совершенного преступления и приводит к отказам в возбуждении уголовных дел. В частности, о формальном подходе к организации данной работы свидетельствует организация обмена на ежеквартальной и ежемесячной основе сведениями об адресах постановки, в том числе массовой, иностранных граждан на миграционный учет, что не позволяет оперативно организовать мероприятия по установлению местонахождения иностранных граждан в случае выявления признаков фиктивности миграционного учета и принять меры по надлежащему документированию противоправного деяния.
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)На миграционный учет ставьте иностранца, только если вы - принимающая сторона, то есть обеспечиваете его жильем. Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.
(Издательство "Главная книга", 2025)На миграционный учет ставьте иностранца, только если вы - принимающая сторона, то есть обеспечиваете его жильем. Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.
Вопрос: Нужно ли ставить иностранца на миграционный учет, если водитель автобуса - гражданин Узбекистана приехал в РФ для совершения международного автобусного рейса, который с учетом дороги в РФ и обратно займет восемь дней? Все время рейса иностранный водитель находится в транспортном средстве.
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Нужно ли ставить иностранца на миграционный учет, если водитель автобуса - гражданин Узбекистана приехал в РФ для совершения международного автобусного рейса, который с учетом дороги в РФ и обратно займет восемь дней? Все время рейса иностранный водитель находится в транспортном средстве.
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Нужно ли ставить иностранца на миграционный учет, если водитель автобуса - гражданин Узбекистана приехал в РФ для совершения международного автобусного рейса, который с учетом дороги в РФ и обратно займет восемь дней? Все время рейса иностранный водитель находится в транспортном средстве.