Как поменять вид разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Как поменять вид разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Требование арендатора земельного участка, в собственности которого находится расположенный на нем магазин, о замене вида разрешенного использования с вспомогательного "магазины" на основной "ремонт автомобилей" и "заправка ТС" правомерно, если цель изменения - перепрофилировать магазин, а не возводить недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Требование арендатора земельного участка, в собственности которого находится расположенный на нем магазин, о замене вида разрешенного использования с вспомогательного "магазины" на основной "ремонт автомобилей" и "заправка ТС" правомерно, если цель изменения - перепрофилировать магазин, а не возводить недвижимость
Важнейшая практика по ст. 451 ГК РФизменения категории земельного участка, если вид разрешенного использования не менялся >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каких случаях следует менять вид разрешенного использования земельного участка и как это сделать?
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Росреестра", 2021)"Официальный сайт Росреестра rosreestr.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Обзор: "Обзор ВС РФ N 3 (2025): на какие позиции обратить внимание"
(КонсультантПлюс, 2025)Можно разделить участок сельскохозяйственного назначения, если не меняется вид разрешенного использования и не нарушены требования к образованию участков.
(КонсультантПлюс, 2025)Можно разделить участок сельскохозяйственного назначения, если не меняется вид разрешенного использования и не нарушены требования к образованию участков.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, в течение налогового периода в отношении спорных участков были внесены изменения в категории и виды разрешенного использования, в связи с чем менялась их кадастровая стоимость. Согласно письму Росреестра кадастровая стоимость изменялась ввиду исправления технической ошибки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, в течение налогового периода в отношении спорных участков были внесены изменения в категории и виды разрешенного использования, в связи с чем менялась их кадастровая стоимость. Согласно письму Росреестра кадастровая стоимость изменялась ввиду исправления технической ошибки.
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
Статья: Кадастровая стоимость объектов недвижимости: особенности определения, применения и соотношение с рыночной стоимостью
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)- собственник объекта может поменять вид его разрешенного использования, узаконить перепланировку. В этом случае изменится и кадастровая стоимость;
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)- собственник объекта может поменять вид его разрешенного использования, узаконить перепланировку. В этом случае изменится и кадастровая стоимость;
Статья: Плата за выбор использования земли или скрытый "налог" на строительство
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С другой стороны, меняя вид разрешенного использования, собственник земельного участка своим выбором влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка, как правило, в сторону ее увеличения. В свою очередь, земельный налог за пользование землей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка <32>. Следовательно, меняя вид разрешенного использования земельного участка для цели его дальнейшей застройки, собственник увеличивает налоговую базу по земельному налогу, а значит, будет платить земельный налог в более высоком размере, чем раньше.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С другой стороны, меняя вид разрешенного использования, собственник земельного участка своим выбором влияет на размер кадастровой стоимости земельного участка, как правило, в сторону ее увеличения. В свою очередь, земельный налог за пользование землей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка <32>. Следовательно, меняя вид разрешенного использования земельного участка для цели его дальнейшей застройки, собственник увеличивает налоговую базу по земельному налогу, а значит, будет платить земельный налог в более высоком размере, чем раньше.
Статья: Вопросы системности правового регулирования объектов культурного наследия
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)В результате установления зоны охраны ОКН меняется вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гражданину, что приводит к резкому снижению его стоимости. Однако до 2020 года суды отказывали гражданам в возмещении причиненных подобными действиями государственных и муниципальных органов убытков, поскольку в ЗК РФ отсутствовали нормы, позволяющие однозначно определить условия такого возмещения. Данный пробел в ЗК РФ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации <16>, который признал положения указанных норм не соответствующими Конституции Российской Федерации. В настоящее время этот пробел устранен, и согласно подп. 3 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ при установлении границ зон охраны и защитных зон ОКН федерального, регионального и местного значения убытки владельцам земельных участков возмещают федеральный, региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления соответственно.
(Картухин В.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)В результате установления зоны охраны ОКН меняется вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего гражданину, что приводит к резкому снижению его стоимости. Однако до 2020 года суды отказывали гражданам в возмещении причиненных подобными действиями государственных и муниципальных органов убытков, поскольку в ЗК РФ отсутствовали нормы, позволяющие однозначно определить условия такого возмещения. Данный пробел в ЗК РФ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации <16>, который признал положения указанных норм не соответствующими Конституции Российской Федерации. В настоящее время этот пробел устранен, и согласно подп. 3 п. 8 ст. 57.1 ЗК РФ при установлении границ зон охраны и защитных зон ОКН федерального, регионального и местного значения убытки владельцам земельных участков возмещают федеральный, региональный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления соответственно.