Как оформить бесхозный земельный участок
Подборка наиболее важных документов по запросу Как оформить бесхозный земельный участок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 09.09.2024 по делу N 33-10662/2024 (УИД 24RS0046-01-2023-002098-94)
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на земельный участок и садовый дом в силу приобретательной давности; 2) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Добросовестность и непрерывность владения истцом спорным земельным участком и расположенным на нем садовым домом не подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Отказывая в иске, суд верно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела истцом не представлено документов о предоставлении ей спорного земельного участка на каком-либо праве; земельный участок не является бесхозяйным, само по себе занятие спорного земельного участка без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений является правонарушением, а потому на самовольно занятый земельный участок не может распространяться приобретательная давность, так как из фактического состава, влекущего возникновение права собственности в силу приобретательной давности, исключается добросовестность владения.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на земельный участок и садовый дом в силу приобретательной давности; 2) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Добросовестность и непрерывность владения истцом спорным земельным участком и расположенным на нем садовым домом не подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Отказывая в иске, суд верно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела истцом не представлено документов о предоставлении ей спорного земельного участка на каком-либо праве; земельный участок не является бесхозяйным, само по себе занятие спорного земельного участка без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений является правонарушением, а потому на самовольно занятый земельный участок не может распространяться приобретательная давность, так как из фактического состава, влекущего возникновение права собственности в силу приобретательной давности, исключается добросовестность владения.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2023 по делу N 88-21525/2023 (УИД 23RS0012-01-2022-000678-54)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.
Обстоятельства: Истица указала, что споров по границам земельного участка с собственниками соседних участков не имеется, истица продолжает пользоваться земельным участком и нести бремя его содержания.
Решение: Отказано.Кассационный суд полагает необходимым отметить, что факт только пользования истцом спорным земельным участком не свидетельствует о возникновении у нее права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку предыдущий правообладатель от права собственности на земельный участок не отказывался, прав на него не оформлял, данный участок не являлся бесхозяйным и должен был остаться в неразграниченной государственной собственности, в связи с чем давностное владение истцом спорным участком нельзя признать добросовестным.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.
Обстоятельства: Истица указала, что споров по границам земельного участка с собственниками соседних участков не имеется, истица продолжает пользоваться земельным участком и нести бремя его содержания.
Решение: Отказано.Кассационный суд полагает необходимым отметить, что факт только пользования истцом спорным земельным участком не свидетельствует о возникновении у нее права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку предыдущий правообладатель от права собственности на земельный участок не отказывался, прав на него не оформлял, данный участок не являлся бесхозяйным и должен был остаться в неразграниченной государственной собственности, в связи с чем давностное владение истцом спорным участком нельзя признать добросовестным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приобретение права собственности на земельные участки по давности владения
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Статья посвящена одному из оснований приобретения права собственности на земельные участки. Кратко освещена история возникновения и развития института приобретательной давности в России. Проанализированы условия применения данного института. Признание права собственности по данному основанию в соответствии с законодательством производится судом по результатам анализа соблюдения истцом реквизитов приобретательной давности, установленных в законе. Толкование таких реквизитов дано высшими судебными инстанциями в соответствии с положениями доктрины. На основании анализа судебной практики были выявлены случаи применения института приобретательной давности для признания права собственности на земельные участки. К таким случаям относится приобретение бесхозяйных земельных участков, земельных участков по ненадлежаще оформленным сделкам, а также чужих земельных участков, собственники которых на протяжении длительного времени не проявляли никакого интереса к ним. В статье показано, как выморочное имущество, на которое государством или муниципалитетами своевременно не зарегистрировано право собственности, становится в дальнейшем объектом судебных разбирательств с участием претендующих на него давностных владельцев. Основной причиной недостаточно широкого применения института приобретательной давности является необходимость соблюдения реквизита добросовестности давностного владения. В литературе существует точка зрения о необходимости упразднения данного реквизита. Такие взгляды воплощаются и в законопроектной работе. На основании анализа зарубежного законодательства и опыта применения данного института, а также российской судебной практики автором сделан вывод о нецелесообразности отказа от реквизита добросовестности, так как это может привести к легализации самозахвата земельных участков.
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2024, N 2)Статья посвящена одному из оснований приобретения права собственности на земельные участки. Кратко освещена история возникновения и развития института приобретательной давности в России. Проанализированы условия применения данного института. Признание права собственности по данному основанию в соответствии с законодательством производится судом по результатам анализа соблюдения истцом реквизитов приобретательной давности, установленных в законе. Толкование таких реквизитов дано высшими судебными инстанциями в соответствии с положениями доктрины. На основании анализа судебной практики были выявлены случаи применения института приобретательной давности для признания права собственности на земельные участки. К таким случаям относится приобретение бесхозяйных земельных участков, земельных участков по ненадлежаще оформленным сделкам, а также чужих земельных участков, собственники которых на протяжении длительного времени не проявляли никакого интереса к ним. В статье показано, как выморочное имущество, на которое государством или муниципалитетами своевременно не зарегистрировано право собственности, становится в дальнейшем объектом судебных разбирательств с участием претендующих на него давностных владельцев. Основной причиной недостаточно широкого применения института приобретательной давности является необходимость соблюдения реквизита добросовестности давностного владения. В литературе существует точка зрения о необходимости упразднения данного реквизита. Такие взгляды воплощаются и в законопроектной работе. На основании анализа зарубежного законодательства и опыта применения данного института, а также российской судебной практики автором сделан вывод о нецелесообразности отказа от реквизита добросовестности, так как это может привести к легализации самозахвата земельных участков.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Необходимо различать земельные участки как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав (подп. 2 п. 1 ст. 6 ЗК РФ) и понятие "земля" как природный ресурс (подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ), "достояние народов" и (или) "территория", которая является объектом публичного (земельного, административного, конституционного, международного) права и не может иметь частноправовой режим. Однако в сложившемся словоупотреблении термин "земля" иногда употребляется и как синоним понятия "земельный участок" (подобно сложившейся таким же образом синонимичности слов "вещь" и "имущество"). Так, "земля и другие природные ресурсы", не оформленные в частную или муниципальную собственность, согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ, считаются государственной собственностью, что исключает появление "бесхозяйных" земельных участков и, по сути, закрепляет презумпцию государственной собственности на землю <232>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Необходимо различать земельные участки как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав (подп. 2 п. 1 ст. 6 ЗК РФ) и понятие "земля" как природный ресурс (подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ), "достояние народов" и (или) "территория", которая является объектом публичного (земельного, административного, конституционного, международного) права и не может иметь частноправовой режим. Однако в сложившемся словоупотреблении термин "земля" иногда употребляется и как синоним понятия "земельный участок" (подобно сложившейся таким же образом синонимичности слов "вещь" и "имущество"). Так, "земля и другие природные ресурсы", не оформленные в частную или муниципальную собственность, согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ, считаются государственной собственностью, что исключает появление "бесхозяйных" земельных участков и, по сути, закрепляет презумпцию государственной собственности на землю <232>.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 N 1341-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации"Статья 10 "Формы собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения" Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" устанавливает, что мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, по результатам инвентаризации, проведенной в 2010 году, мелиоративная сеть на 2,7 млн га не имеет собственников. Деление земельных участков на паи без учета существующих мелиоративных систем, приватизация земельных участков без оформления прав собственности на сооружения, расположенные на мелиоративных системах, привели к тому, что количество бесхозяйных систем составляет 29 процентов от общего количества мелиоративных систем. <1> С учетом этого предлагалось дополнить названную статью указанием на то, что "право собственности и отказ от права собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Из этой логики можно предположить, что юридическая судьба земельного участка в таком случае не обязательно должна следовать юридической судьбе объекта мелиорации и наоборот. Как указывается в Комментарии к Федеральному закону "О мелиорации земель", земля, на которой может находиться такой объект, не обязательно должна быть в собственности того же муниципального образования, она может находиться в государственной или иной форме собственности. Оформить такие правоотношения можно предоставлением земельного участка в постоянное бессрочное пользование. <2>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации"Статья 10 "Формы собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения" Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" устанавливает, что мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, по результатам инвентаризации, проведенной в 2010 году, мелиоративная сеть на 2,7 млн га не имеет собственников. Деление земельных участков на паи без учета существующих мелиоративных систем, приватизация земельных участков без оформления прав собственности на сооружения, расположенные на мелиоративных системах, привели к тому, что количество бесхозяйных систем составляет 29 процентов от общего количества мелиоративных систем. <1> С учетом этого предлагалось дополнить названную статью указанием на то, что "право собственности и отказ от права собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". Из этой логики можно предположить, что юридическая судьба земельного участка в таком случае не обязательно должна следовать юридической судьбе объекта мелиорации и наоборот. Как указывается в Комментарии к Федеральному закону "О мелиорации земель", земля, на которой может находиться такой объект, не обязательно должна быть в собственности того же муниципального образования, она может находиться в государственной или иной форме собственности. Оформить такие правоотношения можно предоставлением земельного участка в постоянное бессрочное пользование. <2>
Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621
(ред. от 16.01.2015)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2011 N 22668)3.37. Результатом административной процедуры является государственная регистрация прекращения права на земельный участок.
(ред. от 16.01.2015)
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2011 N 22668)3.37. Результатом административной процедуры является государственная регистрация прекращения права на земельный участок.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В любом случае бесхозяйный статус земельного участка исключает его нахождение в государственной собственности и возможность его приобретения у государства путем его предоставления. При отсутствии иных оснований приобретения (договоры, наследование и др.) право на бесхозяйный земельный участок может быть приобретено на основании приобретательной давности. Особенно это актуально в тех случаях, когда объектом приобретательной давности являются объекты недвижимости, расположенные на бесхозяйном земельном участке. Если земельный участок вместе со зданием и (или) сооружением является объектом частной собственности, от которого собственник отказался, или является бесхозяйным по другим основаниям, то почему в отношении здания или сооружения можно применить приобретательную давность, а в отношении земельного участка - нет? При запрете применения приобретательной давности к бесхозяйному земельному участку непонятно, каковы правовые основания для его приобретения субъектом приобретательной давности. Из проекта следует, что в случае применения судом приобретательной давности к зданию или сооружению право на земельный участок необходимо оформить в порядке, установленном земельным законодательством. Это означает, что его нужно приобрести у государства. Но каким образом государство может предоставить то, что ему не принадлежит? С учетом этого считаем, что на бесхозяйные земельные участки также распространяются нормы о приобретательной давности.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)В любом случае бесхозяйный статус земельного участка исключает его нахождение в государственной собственности и возможность его приобретения у государства путем его предоставления. При отсутствии иных оснований приобретения (договоры, наследование и др.) право на бесхозяйный земельный участок может быть приобретено на основании приобретательной давности. Особенно это актуально в тех случаях, когда объектом приобретательной давности являются объекты недвижимости, расположенные на бесхозяйном земельном участке. Если земельный участок вместе со зданием и (или) сооружением является объектом частной собственности, от которого собственник отказался, или является бесхозяйным по другим основаниям, то почему в отношении здания или сооружения можно применить приобретательную давность, а в отношении земельного участка - нет? При запрете применения приобретательной давности к бесхозяйному земельному участку непонятно, каковы правовые основания для его приобретения субъектом приобретательной давности. Из проекта следует, что в случае применения судом приобретательной давности к зданию или сооружению право на земельный участок необходимо оформить в порядке, установленном земельным законодательством. Это означает, что его нужно приобрести у государства. Но каким образом государство может предоставить то, что ему не принадлежит? С учетом этого считаем, что на бесхозяйные земельные участки также распространяются нормы о приобретательной давности.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В случае реализации норм ст. 225 ГК РФ собственниками бесхозяйной сети газопотребления могут стать: муниципальное образование; города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь; лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов. Однако приоритет остается за теми лицами (собственниками), которые оставили бесхозяйную вещь. Так, в ГК РФ сделана, в частности, оговорка о том, что бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником. Под таким собственником (возможным собственником) в отношении бесхозяйной сети газопотребления следует понимать СНТ либо лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства. Принцип приоритета бывшего (несостоявшегося) собственника (пользователя) на восстановление (возникновение) за ним права собственности на оставленную им вещь либо вещь, которая хотя и была создана фактически этим лицом, но не получила надлежащего правового оформления и на которую не распространяется правовой режим недвижимой вещи, установленный законодательством, получил развитие в lex specialis.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В случае реализации норм ст. 225 ГК РФ собственниками бесхозяйной сети газопотребления могут стать: муниципальное образование; города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь; лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов. Однако приоритет остается за теми лицами (собственниками), которые оставили бесхозяйную вещь. Так, в ГК РФ сделана, в частности, оговорка о том, что бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником. Под таким собственником (возможным собственником) в отношении бесхозяйной сети газопотребления следует понимать СНТ либо лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства. Принцип приоритета бывшего (несостоявшегося) собственника (пользователя) на восстановление (возникновение) за ним права собственности на оставленную им вещь либо вещь, которая хотя и была создана фактически этим лицом, но не получила надлежащего правового оформления и на которую не распространяется правовой режим недвижимой вещи, установленный законодательством, получил развитие в lex specialis.
Готовое решение: Как обратить бесхозяйную движимую вещь в государственную (муниципальную) собственность
(КонсультантПлюс, 2025)Например, бесхозяйное имущество, обнаруженное на территории муниципального учреждения, обращается в муниципальную собственность. Учреждение не вправе оформить его в свою собственность по следующей причине. Муниципальные земельные участки предоставляются муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иным имуществом учреждение владеет на праве оперативного управления. Таким образом, собственником найденного бесхозяйного объекта может стать муниципальное образование - собственник земельного участка, на котором он обнаружен. Данный вывод следует из п. 2 ст. 226 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, бесхозяйное имущество, обнаруженное на территории муниципального учреждения, обращается в муниципальную собственность. Учреждение не вправе оформить его в свою собственность по следующей причине. Муниципальные земельные участки предоставляются муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иным имуществом учреждение владеет на праве оперативного управления. Таким образом, собственником найденного бесхозяйного объекта может стать муниципальное образование - собственник земельного участка, на котором он обнаружен. Данный вывод следует из п. 2 ст. 226 ГК РФ.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С заявлением или запросом может обратиться не только правообладатель, но и любое заинтересованное лицо (доказывать наличие законного интереса во внесении сведений в ЕГРН ему не нужно). К примеру, во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте могут быть заинтересованы наследники недвижимого имущества, которые еще не стали правообладателями, и внесение сведений о ранее учтенном объекте в ЕГРН необходимо им для оформления наследства. Подобные обращения поступают и от органов местного самоуправления, которые проводят либо работу по выявлению правообладателей, либо работу по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных зданий, сооружений и помещений (например, квартиры, не переданные в муниципальный жилищный фонд, здания, не имеющие собственника, расположенные на земельных участках, которые никому не предоставлялись). В последнем случае внесение сведений о ранее учтенных объектах (при наличии необходимых для этого документов) осуществляется с целью постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных и дальнейшего обращения в муниципальную собственность.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С заявлением или запросом может обратиться не только правообладатель, но и любое заинтересованное лицо (доказывать наличие законного интереса во внесении сведений в ЕГРН ему не нужно). К примеру, во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте могут быть заинтересованы наследники недвижимого имущества, которые еще не стали правообладателями, и внесение сведений о ранее учтенном объекте в ЕГРН необходимо им для оформления наследства. Подобные обращения поступают и от органов местного самоуправления, которые проводят либо работу по выявлению правообладателей, либо работу по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных зданий, сооружений и помещений (например, квартиры, не переданные в муниципальный жилищный фонд, здания, не имеющие собственника, расположенные на земельных участках, которые никому не предоставлялись). В последнем случае внесение сведений о ранее учтенных объектах (при наличии необходимых для этого документов) осуществляется с целью постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных и дальнейшего обращения в муниципальную собственность.
Вопрос: Можно ли стать владельцем заброшенной недвижимости?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Важно! По закону под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может.
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Важно! По закону под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может.
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Со своей стороны органы местной власти действенных мер по принятию и оформлению передаваемых в муниципальную собственность земель не принимают и зачастую ограничиваются принятием в свое ведение только части наземных сооружений (с землей, на которой они построены, либо без земли), находящихся в хорошем эксплуатационном состоянии и работающих эффективно (например, Дома культуры, спортивные комплексы, бани, прачечные, площади для торговли и т.п.). Это приводит к тому, что земельные участки длительное время не принимаются муниципалитетом под свое управление.
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Со своей стороны органы местной власти действенных мер по принятию и оформлению передаваемых в муниципальную собственность земель не принимают и зачастую ограничиваются принятием в свое ведение только части наземных сооружений (с землей, на которой они построены, либо без земли), находящихся в хорошем эксплуатационном состоянии и работающих эффективно (например, Дома культуры, спортивные комплексы, бани, прачечные, площади для торговли и т.п.). Это приводит к тому, что земельные участки длительное время не принимаются муниципалитетом под свое управление.
Статья: Приобретение права собственности на земельный участок по давности владения: проблемы и перспективы
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 5)В ряде случаев собственник фактически отказывается от принадлежащего ему участка, не оформив свое волеизъявление законным способом и не передав права на участок иному лицу. Это фактически бесхозяйное состояние возникает у земельных участков, в отношении которых собственник не осуществляет бремя содержания имущества - не оформленных и не учтенных выморочных участков, неиспользуемых заброшенных участков, от изъятия которых публично-правовое образование уклоняется, а также тех участков, собственник которых неизвестен. Применение к таким ситуациям норм ст. 225 ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах исключается <1>. Как следует из положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Волеизъявление об отказе от права собственности на земельный участок должно совершаться в виде заявления в компетентный орган публичной власти (п. п. 2, 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)). Следовательно, фактических действий, пусть даже свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч. 1 ст. 236 ГК РФ), будет недостаточно для приобретения вещного права новым владельцем.
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 5)В ряде случаев собственник фактически отказывается от принадлежащего ему участка, не оформив свое волеизъявление законным способом и не передав права на участок иному лицу. Это фактически бесхозяйное состояние возникает у земельных участков, в отношении которых собственник не осуществляет бремя содержания имущества - не оформленных и не учтенных выморочных участков, неиспользуемых заброшенных участков, от изъятия которых публично-правовое образование уклоняется, а также тех участков, собственник которых неизвестен. Применение к таким ситуациям норм ст. 225 ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах исключается <1>. Как следует из положения п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Волеизъявление об отказе от права собственности на земельный участок должно совершаться в виде заявления в компетентный орган публичной власти (п. п. 2, 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)). Следовательно, фактических действий, пусть даже свидетельствующих об устранении собственника от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ч. 1 ст. 236 ГК РФ), будет недостаточно для приобретения вещного права новым владельцем.