Кадровая политика
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадровая политика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Стаж муниципальной службы (в том числе для назначения пенсии за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дано разъяснение по обращению В. о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, где указано, что период прохождения В. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации должен быть учтен при назначении пенсии за выслугу лет.
(КонсультантПлюс, 2025)Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дано разъяснение по обращению В. о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, где указано, что период прохождения В. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации должен быть учтен при назначении пенсии за выслугу лет.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было привлечено к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за нарушение в сфере индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования. Общество не согласно с тем, что в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ следовало с учетом применения аналогии закона указывать период прогула работников с кодом "НЕОПЛ". Считает, что выбранный им способ заполнения формы в отношении прогулов не привел к нарушению прав застрахованных лиц, поскольку период прогулов в любом случае не включается в страховой стаж. Суд не согласился с доводами общества и указал, что застрахованные лица в спорные периоды уволены не были, документы первичной кадровой политики подтверждают наличие трудовых отношений с работниками в 2021 году и в соответствии с п. 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п, в те дни, когда в рабочие дни работнику был фактически предоставлен неоплачиваемый выходной, в форме СЗВ-СТАЖ необходимо указывать код "НЕОПЛ". Суд отметил, что обязанность работодателя указывать в отчете по форме "СЗВ-СТАЖ" сведения о работающих у него застрахованных лицах сохраняется даже в том случае, если работник организации отсутствует на работе по невыясненной причине, поскольку прогулы работника сами по себе не прерывают трудовые отношения между ним и работодателем, а статус работающего лица сохраняется до момента расторжения с работником трудового договора.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было привлечено к ответственности на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за нарушение в сфере индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования. Общество не согласно с тем, что в представленных сведениях по форме СЗВ-СТАЖ следовало с учетом применения аналогии закона указывать период прогула работников с кодом "НЕОПЛ". Считает, что выбранный им способ заполнения формы в отношении прогулов не привел к нарушению прав застрахованных лиц, поскольку период прогулов в любом случае не включается в страховой стаж. Суд не согласился с доводами общества и указал, что застрахованные лица в спорные периоды уволены не были, документы первичной кадровой политики подтверждают наличие трудовых отношений с работниками в 2021 году и в соответствии с п. 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п, в те дни, когда в рабочие дни работнику был фактически предоставлен неоплачиваемый выходной, в форме СЗВ-СТАЖ необходимо указывать код "НЕОПЛ". Суд отметил, что обязанность работодателя указывать в отчете по форме "СЗВ-СТАЖ" сведения о работающих у него застрахованных лицах сохраняется даже в том случае, если работник организации отсутствует на работе по невыясненной причине, поскольку прогулы работника сами по себе не прерывают трудовые отношения между ним и работодателем, а статус работающего лица сохраняется до момента расторжения с работником трудового договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга кадровика: юридические аспекты"
(3-е издание)
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2018)Кадровая политика представляет собой деятельность, направленную на формирование и совершенствование кадрового состава (персонала) организации, т.е. определение потребности в персонале, профессионально-квалификационных требований к работникам, критериев и способов отбора кандидатов. Она охватывает и деятельность по:
(3-е издание)
(Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А.)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2018)Кадровая политика представляет собой деятельность, направленную на формирование и совершенствование кадрового состава (персонала) организации, т.е. определение потребности в персонале, профессионально-квалификационных требований к работникам, критериев и способов отбора кандидатов. Она охватывает и деятельность по:
Статья: Влияние цифровизации на кадровую политику таможенных органов
(Пылаева А.С.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)"Таможенное дело", 2022, N 4
(Пылаева А.С.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)"Таможенное дело", 2022, N 4
Нормативные акты
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Вопросы исследования кадровой политики в государственном управлении характеризуются многоаспектностью поставленных задач и динамичностью предъявляемых требований, в связи с чем немаловажное значение для деятельности государственных гражданских служащих имеют принципы профессионализма и компетентности, позволяющие противостоять многочисленным внешним и внутренним рискам. В частности, наряду с проверкой соответствия кандидатов базовым и функциональным квалификационным требованиям к знаниям <13> в основе формирования кадрового состава гражданской службы заложен принцип улучшения профессиональных навыков государственных служащих <14>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Вопросы исследования кадровой политики в государственном управлении характеризуются многоаспектностью поставленных задач и динамичностью предъявляемых требований, в связи с чем немаловажное значение для деятельности государственных гражданских служащих имеют принципы профессионализма и компетентности, позволяющие противостоять многочисленным внешним и внутренним рискам. В частности, наряду с проверкой соответствия кандидатов базовым и функциональным квалификационным требованиям к знаниям <13> в основе формирования кадрового состава гражданской службы заложен принцип улучшения профессиональных навыков государственных служащих <14>.
Статья: Можно ли подписывать документы с приставкой "и.о."?
(Александров Ю.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)- локальный нормативный акт компании, который распределяет полномочия между сотрудниками (например, положение о кадровой политике, в котором указано, что полномочия по увольнению в отсутствие директора по персоналу реализует его заместитель);
(Александров Ю.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)- локальный нормативный акт компании, который распределяет полномочия между сотрудниками (например, положение о кадровой политике, в котором указано, что полномочия по увольнению в отсутствие директора по персоналу реализует его заместитель);
Статья: Ротация в органах публичной власти в контексте противодействия коррупции
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)"Ротация - важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой гражданских служащих, а в современных условиях еще и необходимая часть кадровой политики государственного органа, позволяющей раскрыть кадровый потенциал гражданских служащих без значительных материальных затрат, предотвратить развитие конфликтов в коллективе. Кроме того, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию гражданских служащих, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте" [2].
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)"Ротация - важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой гражданских служащих, а в современных условиях еще и необходимая часть кадровой политики государственного органа, позволяющей раскрыть кадровый потенциал гражданских служащих без значительных материальных затрат, предотвратить развитие конфликтов в коллективе. Кроме того, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию гражданских служащих, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте" [2].
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Цифровые решения, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции и, в частности, предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе, уже находят свое применения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в г. Екатеринбурге "раньше для выявления коммерческих связей муниципальных служащих сотрудникам департамента кадровой политики мэрии приходилось вручную сверять данные на тысячу чиновников и 5 000 их родственников - 200 - 300 печатных листов. Это занимало порой несколько месяцев, теперь же антикоррупционные проверки автоматизированы: программа обнаружит подозрительные пересечения за считанные минуты... Сотруднику останется лишь оценить, действительно ли имеет место конфликт интересов" <22>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Цифровые решения, направленные на повышение эффективности противодействия коррупции и, в частности, предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе, уже находят свое применения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Так, в г. Екатеринбурге "раньше для выявления коммерческих связей муниципальных служащих сотрудникам департамента кадровой политики мэрии приходилось вручную сверять данные на тысячу чиновников и 5 000 их родственников - 200 - 300 печатных листов. Это занимало порой несколько месяцев, теперь же антикоррупционные проверки автоматизированы: программа обнаружит подозрительные пересечения за считанные минуты... Сотруднику останется лишь оценить, действительно ли имеет место конфликт интересов" <22>.
Статья: Принцип эффективности государственных (муниципальных) закупок: вопросы реализации и направления реформирования
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Лайченкова Наталия Николаевна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Лайченкова Наталия Николаевна, доцент кафедры государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Личностный фактор в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В статье поднимается вопрос о содержании и значении личностных качеств работников в трудовых правоотношениях. Отмечается тенденция возрастания роли личности в кадровой политике организаций, что обусловливает необходимость исследования личностного фактора для его адекватного отражения в нормах трудового права. Рассматриваются вопросы понятия и содержания личностных качеств работников, а также о том, чем именно определяется их включение в состав деловых качеств и в каком порядке оно осуществляется. Сделан вывод о том, что оценка личностных качеств работника возможна только в той степени, в какой они могут существенно влиять на способность лица качественно выполнять трудовую функцию. Кроме того, при решении вопроса о возможности лица выполнять ту или иную работу его личностные качества должны оцениваться только в совокупности с иными деловыми качествами.
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В статье поднимается вопрос о содержании и значении личностных качеств работников в трудовых правоотношениях. Отмечается тенденция возрастания роли личности в кадровой политике организаций, что обусловливает необходимость исследования личностного фактора для его адекватного отражения в нормах трудового права. Рассматриваются вопросы понятия и содержания личностных качеств работников, а также о том, чем именно определяется их включение в состав деловых качеств и в каком порядке оно осуществляется. Сделан вывод о том, что оценка личностных качеств работника возможна только в той степени, в какой они могут существенно влиять на способность лица качественно выполнять трудовую функцию. Кроме того, при решении вопроса о возможности лица выполнять ту или иную работу его личностные качества должны оцениваться только в совокупности с иными деловыми качествами.
Статья: К вопросу о правовом регулировании иммунитета бюджетов
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Бехер Вероника Виссарионовна, заведующая кафедрой государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Бехер Вероника Виссарионовна, заведующая кафедрой государственного правового регулирования экономики и кадровой политики Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.