Кадастровый учет ОКС
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет ОКС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 18 "Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Исходя из анализа частей 5 и 6 статьи 18 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган обязан в порядке межведомственного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства запросить технический план многоквартирного дома."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 133 "Неделимые вещи" ГК РФ"5 декабря 2022 года кадастровым инженером П. по результатам обследования объекта составлен акт, в соответствии с выводами которого сведения об объекте капитального строительства подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости (снятие с кадастрового учета и прекращение прав) в связи с тем, что данное сооружение по смыслу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации не является недвижимым имуществом; согласно статье 133 Гражданского кодекса Российской Федерации замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано недвижимой вещью."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О кадастровом учете объекта капитального строительства; о сведениях, отражаемых в техническом плане, перепланировке нежилых помещений и вспомогательных объектах.
(Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179)1. О государственном кадастровом учете, осуществляемом на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179)1. О государственном кадастровом учете, осуществляемом на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Статья: О дискуссионных вопросах определения правового статуса части жилого дома и дома блокированной застройки
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Помимо проблемы противоречивости имеющейся судебной практики следует особо выделить также и проблему отрицания судами самой возможности существования домов блокированной застройки или частей жилых домов: "определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно" <25>; "такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки", не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истцов каких-либо правовых последствий" <26>; "суд указал, что не может принять во внимание ссылки истца на то, что согласно заключению эксперта квартира N <данные изъяты> и N <данные изъяты> дома являются составными частями дома блокированной застройки, имеют отдельные входы/выходы на территорию общего пользования, не имеют общих помещений и проходов между блоками, способны выполнять свои функциональные свойства независимо друг от друга, поскольку данное заключение не имеет правового значения для разрешаемого спора, где фактически ставится вопрос об изменении статуса занимаемого истцом жилого помещения, что действующим законодательством не предусмотрено" <27>; "спорные квартиры, приобретенные в порядке приватизации в многоквартирном доме, не могут быть приравнены по правовому режиму к жилому дому или части жилого дома" <28>.
(Лысова Ю.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Помимо проблемы противоречивости имеющейся судебной практики следует особо выделить также и проблему отрицания судами самой возможности существования домов блокированной застройки или частей жилых домов: "определение жилого дома блокированной застройки, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, дано в целях урегулирования отношений, связанных с экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизой проектной документации объектов, что прямо следует из наименования данной статьи. Использование понятия жилого дома блокированной застройки по отношению к другим правоотношениям необоснованно" <25>; "такая характеристика здания как "жилой дом блокированной застройки", не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики "нежилое здание", "жилой дом", "многоквартирный дом" (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истцов каких-либо правовых последствий" <26>; "суд указал, что не может принять во внимание ссылки истца на то, что согласно заключению эксперта квартира N <данные изъяты> и N <данные изъяты> дома являются составными частями дома блокированной застройки, имеют отдельные входы/выходы на территорию общего пользования, не имеют общих помещений и проходов между блоками, способны выполнять свои функциональные свойства независимо друг от друга, поскольку данное заключение не имеет правового значения для разрешаемого спора, где фактически ставится вопрос об изменении статуса занимаемого истцом жилого помещения, что действующим законодательством не предусмотрено" <27>; "спорные квартиры, приобретенные в порядке приватизации в многоквартирном доме, не могут быть приравнены по правовому режиму к жилому дому или части жилого дома" <28>.
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)21. В ч. 21 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета реконструированных объектов капитального строительства, в том числе в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)21. В ч. 21 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета реконструированных объектов капитального строительства, в том числе в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Бюро технической инвентаризации осуществляли технический учет объектов капитального строительства до 01.01.2013, в том числе в переходный период с 01.03.2008 до 01.01.2013, когда государственный кадастровый учет объектов капитального строительства (в отличие от земельных участков) не осуществлялся. После утверждения Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС) подведомственными Роснедвижимости организациями поэтапно на различных территориях началось ведение данного единого ресурса. По окончании переходного периода сведения об объектах капитального строительства включались в государственный кадастр недвижимости. Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета всех объектов недвижимости сосредоточились в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Бюро технической инвентаризации осуществляли технический учет объектов капитального строительства до 01.01.2013, в том числе в переходный период с 01.03.2008 до 01.01.2013, когда государственный кадастровый учет объектов капитального строительства (в отличие от земельных участков) не осуществлялся. После утверждения Приказом Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС) подведомственными Роснедвижимости организациями поэтапно на различных территориях началось ведение данного единого ресурса. По окончании переходного периода сведения об объектах капитального строительства включались в государственный кадастр недвижимости. Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета всех объектов недвижимости сосредоточились в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 5 ч. 2 комментируемой статьи говорится о таком этапе реализация проекта по строительству объекта капитального строительства, как государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 5 ч. 2 комментируемой статьи говорится о таком этапе реализация проекта по строительству объекта капитального строительства, как государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на построенный, реконструированный объект капитального строительства (помещение, машино-место).
Ситуация: Как составить и подать исковое заявление о признании права собственности на гараж?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие постановку гаража на кадастровый учет в качестве объекта капитального строительства;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы, подтверждающие постановку гаража на кадастровый учет в качестве объекта капитального строительства;
Статья: Об особенностях законодательства о "дачной амнистии" с 14 февраля 2024 г. по 8 ноября 2024 г.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)Основным препятствием к оформлению имущества общего пользования оказалась сложность правового регулирования (несмотря на то, что порядок именуется упрощенным). К числу сложностей относится то, что здания и сооружения общего пользования могут быть поставлены на государственный кадастровый учет только с границами. Это одно из условий нового Закона о недвижимости (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <7> (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости)), который 1 января 2017 г. пришел на смену Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <8> (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Прежний Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускал постановку на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства без определения границ в натуре на местности.
(Ефимова Е.И.)
("Российский судья", 2025, N 3)Основным препятствием к оформлению имущества общего пользования оказалась сложность правового регулирования (несмотря на то, что порядок именуется упрощенным). К числу сложностей относится то, что здания и сооружения общего пользования могут быть поставлены на государственный кадастровый учет только с границами. Это одно из условий нового Закона о недвижимости (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <7> (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости)), который 1 января 2017 г. пришел на смену Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <8> (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Прежний Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускал постановку на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства без определения границ в натуре на местности.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если с учета снимается снесенное здание, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН, помимо акта обследования может потребоваться также правоустанавливающий документ, подтверждающий права заявителя на объект или земельный участок, на котором был расположен прекративший существование объект, поскольку заявление о снятии ОКС с учета может подать либо его собственник, либо собственник такого земельного участка (например, в ситуациях, когда собственник был ликвидирован или объект недвижимости не имел собственника) <1>. В ряде случаев снятие с кадастрового учета ОКС производится по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Если с учета снимается снесенное здание, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН, помимо акта обследования может потребоваться также правоустанавливающий документ, подтверждающий права заявителя на объект или земельный участок, на котором был расположен прекративший существование объект, поскольку заявление о снятии ОКС с учета может подать либо его собственник, либо собственник такого земельного участка (например, в ситуациях, когда собственник был ликвидирован или объект недвижимости не имел собственника) <1>. В ряде случаев снятие с кадастрового учета ОКС производится по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления <2>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: технический план разрабатывается в целях постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ПП РФ N 2571. Отсутствие технического плана в составе заявки не может являться основанием для ее отклонения <15>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка УФАС: технический план разрабатывается в целях постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ПП РФ N 2571. Отсутствие технического плана в составе заявки не может являться основанием для ее отклонения <15>.
Готовое решение: Как ликвидировать опасный производственный объект
(КонсультантПлюс, 2025)обратиться в регистрирующий орган за снятием ОКС с кадастрового учета и госрегистрацией прекращения прав на него (ч. 3, 7 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
(КонсультантПлюс, 2025)обратиться в регистрирующий орган за снятием ОКС с кадастрового учета и госрегистрацией прекращения прав на него (ч. 3, 7 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).