Кадастровый учет лесных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровый учет лесных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда лесного участка: Арендодатель хочет расторгнуть договор и возвратить лесной участок в связи с невнесением Арендатором арендной платы более двух раз подряд
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказано наличие действующего договора аренды: государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, соглашение о замене Арендатора признано недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодателем не доказано наличие действующего договора аренды: государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, соглашение о замене Арендатора признано недействительным
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"Таким образом, из приведенных норм права напрямую не следует, что кадастровый учет лесных участков должен осуществляться арендаторами лесных участков; в рассматриваемом договоре аренды соответствующая обязанность на какую-либо из сторон прямо не возложена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения18.5. Действителен ли договор аренды лесного участка, не прошедшего кадастровый учет и состоящего из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 92. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 92. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.1. Государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, или иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.1. Государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, или иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 60.2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Статья 60.2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
Статья: Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- отсутствие полноты и точности государственного кадастрового учета лесных участков, неточная информация в государственном лесном реестре, достаточно слабое использование информационных технологий;
(Быковский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)- отсутствие полноты и точности государственного кадастрового учета лесных участков, неточная информация в государственном лесном реестре, достаточно слабое использование информационных технологий;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Обратившись повторно к Постановлению Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73, можно обозначить еще один вопрос: допустимо ли распространять правовую позицию ВАС относительно кадастрового учета арендуемых частей земельных участков на иные сделки, например договор простого товарищества, по которому вкладом одного из товарищей является право пользования частью земельного участка? В судебной практике <1> такой договор признан незаключенным, поскольку стороны не согласовали индивидуально-определенные признаки части земельного участка; судом эти признаки названы "данными, определяющими расположение недвижимости в составе другого имущества", и при этом подчеркивается, что индивидуализация границ части участка должна осуществляться посредством кадастрового учета. В другом судебном споре <2> договор аренды части водного объекта (пруда) признан заключенным со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 и указанием на законность "аренды части вещи, не имеющей кадастровых характеристик". В отношении части лесного участка суд <3>, основываясь на ст. 7, 69, 93 Лесного кодекса РФ и ст. Федерального закона N 201-ФЗ <4>, также сделал вывод о том, что в случае предоставления по договору лесного участка как части участка проведение кадастрового учета не требуется; однако такой подход привел суд к спорному резолютивному заключению, согласно которому правомерным признано предоставление части лесного участка на вещном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Обратившись повторно к Постановлению Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73, можно обозначить еще один вопрос: допустимо ли распространять правовую позицию ВАС относительно кадастрового учета арендуемых частей земельных участков на иные сделки, например договор простого товарищества, по которому вкладом одного из товарищей является право пользования частью земельного участка? В судебной практике <1> такой договор признан незаключенным, поскольку стороны не согласовали индивидуально-определенные признаки части земельного участка; судом эти признаки названы "данными, определяющими расположение недвижимости в составе другого имущества", и при этом подчеркивается, что индивидуализация границ части участка должна осуществляться посредством кадастрового учета. В другом судебном споре <2> договор аренды части водного объекта (пруда) признан заключенным со ссылкой на Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 и указанием на законность "аренды части вещи, не имеющей кадастровых характеристик". В отношении части лесного участка суд <3>, основываясь на ст. 7, 69, 93 Лесного кодекса РФ и ст. Федерального закона N 201-ФЗ <4>, также сделал вывод о том, что в случае предоставления по договору лесного участка как части участка проведение кадастрового учета не требуется; однако такой подход привел суд к спорному резолютивному заключению, согласно которому правомерным признано предоставление части лесного участка на вещном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)И если суд первой инстанции согласился с заявителем, удовлетворив заявленные требования в части признания недействительным отказа КЛХ МО (административное дело N 2а-2226/2022, Наро-Фоминский городской суд, судья Д.В. Даценко), то коллегия по административным делам Московского областного суда под председательством судьи И.И. Брыкова (административное дело N 33А-38546/2022) отменила решение суда, указав на то, что действующее законодательство не допускает возможность передачи уже сформированного земельного (лесного) участка, организованного не для целей передачи по 280-ФЗ, отправив административного истца проходить повторно процедуру постановки на государственный кадастровый учет уже стоящего на кадастровом учете земельного (лесного) участка.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)И если суд первой инстанции согласился с заявителем, удовлетворив заявленные требования в части признания недействительным отказа КЛХ МО (административное дело N 2а-2226/2022, Наро-Фоминский городской суд, судья Д.В. Даценко), то коллегия по административным делам Московского областного суда под председательством судьи И.И. Брыкова (административное дело N 33А-38546/2022) отменила решение суда, указав на то, что действующее законодательство не допускает возможность передачи уже сформированного земельного (лесного) участка, организованного не для целей передачи по 280-ФЗ, отправив административного истца проходить повторно процедуру постановки на государственный кадастровый учет уже стоящего на кадастровом учете земельного (лесного) участка.
Статья: Юридическое понятие леса и смежных с ним понятий в трудах доктора юридических наук, профессора О.И. Крассова
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ч. 1 ст. 69 ЛК). Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. Таким образом, лесные участки проектируются (термин "проектирование лесных участков" используется в ст. 68 и ст. 69 ЛК) и формируются (этот термин используется в п. 7 ч. 9 ст. 83 ЛК) только на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ч. 1 ст. 69 ЛК). Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. Таким образом, лесные участки проектируются (термин "проектирование лесных участков" используется в ст. 68 и ст. 69 ЛК) и формируются (этот термин используется в п. 7 ч. 9 ст. 83 ЛК) только на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий.
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 "О рассмотрении обращения" (направлено Письмом Росреестра от 04.04.2024 N 14-3042-ТГ/24 <О направлении информации для сведения и учета в работе>), арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с ЛК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минприроды России от 10.11.2023 N 04-16-42/43129 "О рассмотрении обращения" (направлено Письмом Росреестра от 04.04.2024 N 14-3042-ТГ/24 <О направлении информации для сведения и учета в работе>), арендаторы, заключившие договоры аренды лесных участков до вступления в силу Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений", имеют право сдавать арендованный лесной участок в субаренду и передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем) при условии соблюдения ограничений и запретов, установленных, в частности, Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков" (арендатор не должен был являться победителем конкурса или единственным участником конкурса, с которыми был заключен договор аренды лесного участка), Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) (должен быть осуществлен государственный кадастровый учет лесных участков, договор аренды участка лесного фонда должен быть приведен в соответствие с ЛК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в п. 14 Письма Минэкономразвития России от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ" <179>, по общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается орган, указанный в ч. 5.1 комментируемой статьи, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 1 января 2017 г. (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <180>).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как отмечено в п. 14 Письма Минэкономразвития России от 15 сентября 2017 г. N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ" <179>, по общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается орган, указанный в ч. 5.1 комментируемой статьи, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 1 января 2017 г. (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <180>).
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 1 ст. 4.8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона о введение ЛК) предусматривает, что до 01.01.2026 для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством РФ при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в ст. 4.8 Закона о введении ЛК, сроком до 1 года.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 1 ст. 4.8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона о введение ЛК) предусматривает, что до 01.01.2026 для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков, на основании проектной документации лесного участка. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, самостоятельно осуществляют деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством РФ при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к предоставленным им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в ст. 4.8 Закона о введении ЛК, сроком до 1 года.
Статья: О необходимости внесения изменений в Закон о "лесной амнистии" в части порядка предоставления земельных участков собственникам построек
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Данное препятствие становится еще более непреодолимым, когда речь идет о постановке на кадастровый учет лесничества и только затем нужного застроенного лесного участка. Принимает решение о постановке на государственный кадастровый учет материнского лесного участка (лесничества) федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства - Рослесхоз. Финансирование постановки таких участков на кадастровый учет должно быть осуществлено за счет бюджета. При этом в письме Минэкономразвития России от 28 ноября 2017 г. N 01-14004-ГЕ/17 указано на право заинтересованного лица обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности Российской Федерации на застроенный лесной участок в соответствии с подп. 12 п. 9 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, что относит вопрос финансирования подобных работ на счет заинтересованных лиц.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Данное препятствие становится еще более непреодолимым, когда речь идет о постановке на кадастровый учет лесничества и только затем нужного застроенного лесного участка. Принимает решение о постановке на государственный кадастровый учет материнского лесного участка (лесничества) федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства - Рослесхоз. Финансирование постановки таких участков на кадастровый учет должно быть осуществлено за счет бюджета. При этом в письме Минэкономразвития России от 28 ноября 2017 г. N 01-14004-ГЕ/17 указано на право заинтересованного лица обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности Российской Федерации на застроенный лесной участок в соответствии с подп. 12 п. 9 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, что относит вопрос финансирования подобных работ на счет заинтересованных лиц.