Кадастровому учету не подлежат
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровому учету не подлежат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на имущество организаций: Налоговый орган не признал имущество движимым и доначислил налог
(КонсультантПлюс, 2025)заключением кадастрового инженера, письмом БТИ, из которых, в частности, следует, что объект не относится к объектам капитального строительства и не подлежит кадастровому учету >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заключением кадастрового инженера, письмом БТИ, из которых, в частности, следует, что объект не относится к объектам капитального строительства и не подлежит кадастровому учету >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"Поскольку принадлежность обществу названных объектов не установлена, регистрация права собственности отсутствует, при этом администрация с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов с кадастровыми номерами 23:43:0306051:142 и 23:43:0306051:385 в установленном порядке в регистрирующий орган не обращалась, а предъявила иск к обществу, образовательному центру и компании, не являющимися собственниками и владельцами указанных объектов, требование о снятии с кадастрового учета не подлежало удовлетворению, поэтому суды правомерно отказали в удовлетворении таких требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как исключаются записи (сведения) из Единого государственного реестра недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)объекте, который не является объектом недвижимости (например, в связи с изменениями в законодательстве, согласно которым объект больше не является недвижимостью) и (или) не подлежит кадастровому учету (ч. 20 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости);
(КонсультантПлюс, 2025)объекте, который не является объектом недвижимости (например, в связи с изменениями в законодательстве, согласно которым объект больше не является недвижимостью) и (или) не подлежит кадастровому учету (ч. 20 ст. 70 Закона о госрегистрации недвижимости);
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Аналогичная, по сути, позиция выражена в пункте Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом ВС РФ 30.11.2016), в котором указано, что улучшение земельного участка, не обладающее признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества, не подлежит кадастровому учету.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)Аналогичная, по сути, позиция выражена в пункте Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом ВС РФ 30.11.2016), в котором указано, что улучшение земельного участка, не обладающее признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества, не подлежит кадастровому учету.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)2. Асфальтобетонное покрытие, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)2. Асфальтобетонное покрытие, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре.
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Частные сервитуты, устанавливаемые по судебному решению при наличии объективной необходимости в них. Несмотря на характеристику такого сервитута как частного, от воли собственника служащего земельного участка при его установлении мало что зависит. Если суд придет к выводу, что у собственника господствующего земельного участка есть объективная необходимость в сервитуте, то никакие аргументы собственника служащего участка и тем более его нежелание обременять участок не воспрепятствуют суду принять решение об установлении сервитута. Манипулировать размером налога у собственника служащего участка никак не получится. Должен ли тогда этот вид сервитута учитываться при кадастровой оценке? Правоприменителя, не искушенного телеологическим толкованием, ярлык "частности" приведет к тому, что не должен, ведь согласно Правилам кадастровой оценки частные обременения учету не подлежат. И тогда собственник служащего участка, получив навязанное обременение, остается обязанным платить такой же размер налога, как если бы обременения не было. Принцип экономической обоснованности налогообложения в такой ситуации оказывается пошатнувшимся. Грамотное применение Правил кадастровой оценки, конечно, должно приводить к тому, что такие частные сервитуты учитываются при кадастровой оценке так же (как это ни парадоксально), как любые публично-правовые ограничения. Но подробнее об этом чуть позже.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Частные сервитуты, устанавливаемые по судебному решению при наличии объективной необходимости в них. Несмотря на характеристику такого сервитута как частного, от воли собственника служащего земельного участка при его установлении мало что зависит. Если суд придет к выводу, что у собственника господствующего земельного участка есть объективная необходимость в сервитуте, то никакие аргументы собственника служащего участка и тем более его нежелание обременять участок не воспрепятствуют суду принять решение об установлении сервитута. Манипулировать размером налога у собственника служащего участка никак не получится. Должен ли тогда этот вид сервитута учитываться при кадастровой оценке? Правоприменителя, не искушенного телеологическим толкованием, ярлык "частности" приведет к тому, что не должен, ведь согласно Правилам кадастровой оценки частные обременения учету не подлежат. И тогда собственник служащего участка, получив навязанное обременение, остается обязанным платить такой же размер налога, как если бы обременения не было. Принцип экономической обоснованности налогообложения в такой ситуации оказывается пошатнувшимся. Грамотное применение Правил кадастровой оценки, конечно, должно приводить к тому, что такие частные сервитуты учитываются при кадастровой оценке так же (как это ни парадоксально), как любые публично-правовые ограничения. Но подробнее об этом чуть позже.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первый подход сводится к тому, что из п. 13 ГОСТ 25151-82 следует, что "водозаборная скважина - это скважина для забора подземных вод", которая оборудуется обсадными трубами и фильтром. То есть она является объектом капитального строительства. При этом водозаборная скважина выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к участку, зданиям и не имеет самостоятельного назначения. Она не является недвижимостью, а представляет собой часть земельного участка и не подлежит кадастровому учету как самостоятельная единица.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первый подход сводится к тому, что из п. 13 ГОСТ 25151-82 следует, что "водозаборная скважина - это скважина для забора подземных вод", которая оборудуется обсадными трубами и фильтром. То есть она является объектом капитального строительства. При этом водозаборная скважина выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к участку, зданиям и не имеет самостоятельного назначения. Она не является недвижимостью, а представляет собой часть земельного участка и не подлежит кадастровому учету как самостоятельная единица.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016), указано: асфальтобетонное покрытие, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету; асфальтобетонное покрытие не обладает признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества (сооружения), является улучшением земельного участка, на котором оно размещено.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016), указано: асфальтобетонное покрытие, не отвечающее признакам самостоятельного сооружения, не подлежит кадастровому учету; асфальтобетонное покрытие не обладает признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества (сооружения), является улучшением земельного участка, на котором оно размещено.
Статья: Правила регистрации недвижимости
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Законом о регистрации недвижимости;
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)33) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с комментируемым Законом;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)33) земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с комментируемым Законом;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)33. Согласно п. 33 ч. 1 комментируемой статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права приостанавливается, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с комментируемым Федеральным законом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)33. Согласно п. 33 ч. 1 комментируемой статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права приостанавливается, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с комментируемым Федеральным законом.