Кадастровая стоимость земель лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастровая стоимость земель лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.08.2023 по делу N 66а-1215/2023 (УИД 38OS0000-01-2023-000032-63)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец указал, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с ошибками и нарушает его права как плательщика земельного налога.
Решение: Отказано.Довод о том, что в Отчете N 02_ЗУ_2020 "Об итогах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, расположенных на территории Иркутской области", использованном Учреждением при определении кадастровой стоимости методом массовой оценки, определен максимальный корректирующий коэффициент 1,41 для земельных участков с процентом затопления/подтопления 50%, не свидетельствует о том, что Учреждением корректировка применена не верно, поскольку корректирующий коэффициент 1,41 мог быть использован для любых земельных участков, процент затопления/подтопления которых составляет 50% и выше.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец указал, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с ошибками и нарушает его права как плательщика земельного налога.
Решение: Отказано.Довод о том, что в Отчете N 02_ЗУ_2020 "Об итогах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, расположенных на территории Иркутской области", использованном Учреждением при определении кадастровой стоимости методом массовой оценки, определен максимальный корректирующий коэффициент 1,41 для земельных участков с процентом затопления/подтопления 50%, не свидетельствует о том, что Учреждением корректировка применена не верно, поскольку корректирующий коэффициент 1,41 мог быть использован для любых земельных участков, процент затопления/подтопления которых составляет 50% и выше.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17.11.2022 N 66а-1548/2022 (УИД 23OS0000-01-2021-001211-70)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истцы указали, что установленная кадастровая стоимость нежилых помещений завышена, не соответствует рыночной стоимости и нарушает их права, поскольку влияет на размер налоговых платежей.
Решение: Удовлетворено.Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонд" по состоянию на 01 января 2018 г. установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N:392 в размере 40 294 067,45 рублей, с кадастровым номером N:393 - 33 132 679,47 рублей.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истцы указали, что установленная кадастровая стоимость нежилых помещений завышена, не соответствует рыночной стоимости и нарушает их права, поскольку влияет на размер налоговых платежей.
Решение: Удовлетворено.Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонд" по состоянию на 01 января 2018 г. установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N:392 в размере 40 294 067,45 рублей, с кадастровым номером N:393 - 33 132 679,47 рублей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О необходимости внесения изменений в Закон о "лесной амнистии" в части порядка предоставления земельных участков собственникам построек
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вторая проблема состоит в том, что затруднено образование земельного участка в результате раздела исходного (материнского) земельного участка в силу следующего. Учитывая, что речь идет о формировании лесного участка, исходным по отношению к формируемому является лесной участок (при условии, что он постановлен на государственный кадастровый учет и имеет границы) или земли лесного фонда, из которых лесной участок не сформирован и соответственно, границы которому в рамках законодательства о государственном кадастровом учете не установлены. Это является безусловным препятствием для реализации процедуры "лесной амнистии" и в первом, и во втором случае. При образовании застроенного лесного участка путем раздела существующего лесного участка требуются два межевых плана: на исходный и на образуемый участки. Стоимость кадастровых работ в обоих случаях будет достаточно высокой, так как площадь лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, нередко исчисляется сотнями гектаров. И для реализации задуманного придется оплатить работы кадастровому инженеру. Дешевыми данные работы не будут.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вторая проблема состоит в том, что затруднено образование земельного участка в результате раздела исходного (материнского) земельного участка в силу следующего. Учитывая, что речь идет о формировании лесного участка, исходным по отношению к формируемому является лесной участок (при условии, что он постановлен на государственный кадастровый учет и имеет границы) или земли лесного фонда, из которых лесной участок не сформирован и соответственно, границы которому в рамках законодательства о государственном кадастровом учете не установлены. Это является безусловным препятствием для реализации процедуры "лесной амнистии" и в первом, и во втором случае. При образовании застроенного лесного участка путем раздела существующего лесного участка требуются два межевых плана: на исходный и на образуемый участки. Стоимость кадастровых работ в обоих случаях будет достаточно высокой, так как площадь лесных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, нередко исчисляется сотнями гектаров. И для реализации задуманного придется оплатить работы кадастровому инженеру. Дешевыми данные работы не будут.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
Приказ Росреестра от 04.08.2021 N П/0336
(ред. от 15.09.2025)
"Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)7) определение кадастровой стоимости земель лесного фонда, занятых защитными, эксплуатационными или резервными лесами, как суммы дисконтированных показателей временной шкалы каждого года.
(ред. от 15.09.2025)
"Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)7) определение кадастровой стоимости земель лесного фонда, занятых защитными, эксплуатационными или резервными лесами, как суммы дисконтированных показателей временной шкалы каждого года.
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Несколько десятков тысяч договоров по программам "Дальневосточный гектар" и "Арктический гектар" свидетельствуют о востребованности получения земель даже не в самых близких месторасположениях. Ведь регистрируемые отказы от участков по этим программам связаны с отсутствием инженерной инфраструктуры и непроработанной системой предоставления в собственность земельных участков, переведенных из категории лесного фонда. Исходя из этого, можно утверждать, что повышение эффективности государственного управления земельными ресурсами, несомненно, приведет к нужному результату.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Несколько десятков тысяч договоров по программам "Дальневосточный гектар" и "Арктический гектар" свидетельствуют о востребованности получения земель даже не в самых близких месторасположениях. Ведь регистрируемые отказы от участков по этим программам связаны с отсутствием инженерной инфраструктуры и непроработанной системой предоставления в собственность земельных участков, переведенных из категории лесного фонда. Исходя из этого, можно утверждать, что повышение эффективности государственного управления земельными ресурсами, несомненно, приведет к нужному результату.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)3) отнесенные к землям лесного фонда;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)3) отнесенные к землям лесного фонда;
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- экономические условия недропользования предполагают обязательные платежи налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), специальных регулярных платежей за пользование недрами, а также отдельного расчета кадастровой стоимости земельных участков с видом использования "недропользование" и нормативно ограниченных ставок арендной платы за используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- экономические условия недропользования предполагают обязательные платежи налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), специальных регулярных платежей за пользование недрами, а также отдельного расчета кадастровой стоимости земельных участков с видом использования "недропользование" и нормативно ограниченных ставок арендной платы за используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Статья: Кадастровая стоимость земли и земельный налог в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 3)- из состава земель лесного фонда;
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 3)- из состава земель лесного фонда;
Статья: Земельный налог в образовательном учреждении в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 11)- из состава земель лесного фонда;
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 11)- из состава земель лесного фонда;
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В настоящей статье представлен анализ правовых коллизий и проблем правоприменительной практики, возникающих в сфере оборота земельных участков, во-первых, из категорий земель, занимающих наибольшую долю в структуре земельного фонда Российской Федерации, выполняющих значимую роль в сфере обеспечения продовольственной и экологической безопасности (земли сельскохозяйственного назначения (379 678,4 тыс. га, или 22,2%), земли лесного фонда (1 127 915,4 тыс. га, или 65,9%)) <1>, во-вторых, из категории земель населенных пунктов, ввиду их особой важности в настоящее время в связи с продолжающимся высоким темпом урбанизации.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)В настоящей статье представлен анализ правовых коллизий и проблем правоприменительной практики, возникающих в сфере оборота земельных участков, во-первых, из категорий земель, занимающих наибольшую долю в структуре земельного фонда Российской Федерации, выполняющих значимую роль в сфере обеспечения продовольственной и экологической безопасности (земли сельскохозяйственного назначения (379 678,4 тыс. га, или 22,2%), земли лесного фонда (1 127 915,4 тыс. га, или 65,9%)) <1>, во-вторых, из категории земель населенных пунктов, ввиду их особой важности в настоящее время в связи с продолжающимся высоким темпом урбанизации.
Статья: Комплексное осуществление прокуратурой своих функций при защите интересов Российской Федерации в сфере лесных отношений
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Участок площадью 16,8 тыс. га (земли бывшего совхоза "Турочакский") Постановлением администрации района 13 февраля 2013 г. был предоставлен в собственность ООО "Турочак". Продажа состоялась по цене 1,15 млн руб. (2% кадастровой стоимости сельхозугодий), а согласно заключению оценочной экспертизы, проведенной в рамках возбужденного уголовного дела, рыночная стоимость составляла 456 млн руб. Позднее земельный участок подвергся разделу и перепродаже многочисленным физическим и юридическим лицам.
(Макеев Н.Н.)
("Законность", 2021, N 1)Участок площадью 16,8 тыс. га (земли бывшего совхоза "Турочакский") Постановлением администрации района 13 февраля 2013 г. был предоставлен в собственность ООО "Турочак". Продажа состоялась по цене 1,15 млн руб. (2% кадастровой стоимости сельхозугодий), а согласно заключению оценочной экспертизы, проведенной в рамках возбужденного уголовного дела, рыночная стоимость составляла 456 млн руб. Позднее земельный участок подвергся разделу и перепродаже многочисленным физическим и юридическим лицам.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.