К педагогическим работникам относятся
Подборка наиболее важных документов по запросу К педагогическим работникам относятся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья: За пределами рабочего времени
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<7> В соответствии с п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601, например: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<7> В соответствии с п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601, например: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим.
Статья: Продление срочного трудового договора в контексте трудоправовых ограничений
(Джиджавадзе Л.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)б) при избрании по конкурсу на должность научного сотрудника или педагогического работника, относящегося к профессионально-преподавательскому составу, а также при переводе на указанные должности (ч. 8 ст. 332, ч. 5 ст. 336.1, ч. 9 ст. 332, ч. 6 ст. 336.1 ТК РФ);
(Джиджавадзе Л.Г.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)б) при избрании по конкурсу на должность научного сотрудника или педагогического работника, относящегося к профессионально-преподавательскому составу, а также при переводе на указанные должности (ч. 8 ст. 332, ч. 5 ст. 336.1, ч. 9 ст. 332, ч. 6 ст. 336.1 ТК РФ);
Статья: Максимальный размер депремирования в связи с дисциплинарным взысканием ограничен
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно новой редакции ч. 3 ст. 333 ТК РФ, действующей с 1 сентября 2025 года, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются Минобрнауки - в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения - в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно новой редакции ч. 3 ст. 333 ТК РФ, действующей с 1 сентября 2025 года, в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются Минобрнауки - в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и Минпросвещения - в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Готовое решение: Какие есть особенности рабочего времени педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается педработников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, то руководствуйтесь особым Порядком определения их учебной нагрузки (в том числе когда меняете ее).
(КонсультантПлюс, 2025)Что касается педработников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, то руководствуйтесь особым Порядком определения их учебной нагрузки (в том числе когда меняете ее).
Готовое решение: Каковы особенности оформления приема на работу по срочному трудовому договору в отдельных случаях
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не требуется вносить записи в трудовую книжку педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, если он переизбран на должность, которую ранее занимал по срочному трудовому договору, при этом новый трудовой договор с ним не заключался. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с ч. 8 ст. 332 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, не требуется вносить записи в трудовую книжку педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, если он переизбран на должность, которую ранее занимал по срочному трудовому договору, при этом новый трудовой договор с ним не заключался. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, в соответствии с ч. 8 ст. 332 ТК РФ.
Статья: Оптимизация правового статуса научно-педагогических работников в контексте обеспечения технологического суверенитета государства
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Рассматривая правовой статус подкатегории педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов, внутри общей категории научно-педагогических работников, полагаем, что в случае если преподавание является единственной профессиональной деятельностью работника и образовательные организации являются его основным местом работы, осуществление преподавателем вуза научной деятельности необходимо именно для его педагогической деятельности. Справедливым представляется мнение ряда исследователей (А.А. Васильев, Н.В. Путило, Н.А. Полихина <15> и др.) о том, что эффективным признается такое образование, в рамках которого преподаватель как ученый вовлекает студентов в научное исследование, внедряет свои научные разработки в учебный процесс. В такой среде формируются исследовательские компетенции студентов, происходит воспроизводство научных школ и научно-педагогических кадров.
(Куренев Д.С., Дитковская К.Д.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Рассматривая правовой статус подкатегории педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов, внутри общей категории научно-педагогических работников, полагаем, что в случае если преподавание является единственной профессиональной деятельностью работника и образовательные организации являются его основным местом работы, осуществление преподавателем вуза научной деятельности необходимо именно для его педагогической деятельности. Справедливым представляется мнение ряда исследователей (А.А. Васильев, Н.В. Путило, Н.А. Полихина <15> и др.) о том, что эффективным признается такое образование, в рамках которого преподаватель как ученый вовлекает студентов в научное исследование, внедряет свои научные разработки в учебный процесс. В такой среде формируются исследовательские компетенции студентов, происходит воспроизводство научных школ и научно-педагогических кадров.
Статья: Обзор изменений Трудового кодекса с 1 сентября 2025 года
(Светлова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)<...> случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
(Светлова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 8)<...> случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу:
Статья: Конституционный Суд РФ разъяснил порядок определения заработной платы педагогов при неполной учебной нагрузке
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 3)Педагогические работники относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда. Выполнение педагогическим работником нормы часов учебной (преподавательской) работы (в частности, 18 часов в неделю) должно гарантировать выплату ему заработной платы в размере не ниже МРОТ с соблюдением требования об обеспечении повышенной оплаты труда сверх этого размера в случаях работы в особых условиях или условиях, отклоняющихся от нормальных. При неполной учебной нагрузке зарплата педагога рассчитывается исходя из размера оплаты труда по данной должности за полное рабочее время пропорционально количеству фактически отработанных работником часов. При этом оплата за полное рабочее время, из которой производится расчет, должна быть не менее МРОТ с начислением сверх этого - в установленных случаях - дополнительных выплат. Если структура оплаты труда педагога, помимо оклада и иных выплат, включает так называемую доплату до МРОТ, то при исчислении зарплаты работника, учебная нагрузка которого составляет менее установленной нормы часов, данная доплата также подлежит включению в оплату за полное рабочее время, из которой производится расчет. Тем самым обеспечивается соответствие размера оплаты труда такого работника минимальному гарантированному размеру заработной платы.
Статья: Составляем протокол аттестационной комиссии
(Андреева В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)- Положение об аттестации работников (см. например, Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу");
(Андреева В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)- Положение об аттестации работников (см. например, Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу");