Этапы выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Этапы выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Второй этап - взаимодействие с налоговым органом до выездной
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Второй этап - взаимодействие с налоговым органом до выездной
Статья: Правовое определение предпринимательской деятельности для целей налогообложения: постановка проблемы
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)<7> Субъект в статусе физического лица сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения и уплачивал налог на доходы физических лиц, однако налоговый орган, а потом и суды признали такую деятельность предпринимательской и признали физическое лицо плательщиком налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик обратился за освобождением от уплаты налога в порядке ст. 145 НК РФ, однако налоговые органы отказали налогоплательщику, поскольку, по их мнению, на момент направления уведомления он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а также не заявил об этом на этапе осуществления выездной налоговой проверки и оспаривания решения налогового органа. Верховный Суд РФ не согласился с таким подходом, указав, что для случаев, когда о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией (в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика), порядок реализации права на освобождение от уплаты налога Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем (см.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 3365/13 // СПС "КонсультантПлюс"). Действуя последовательно, лицо не могло заявить о своем праве на стадии урегулирования спора и оспаривания решения. Иное означало бы согласие с подходом инспекции относительно обоснованности переквалификации, что не соответствовало бы действительной позиции заявителя и, по существу, лишило бы его права на защиту. Поскольку иные условия для получения освобождения выполняются, то у налогового органа не было оснований для отказа. См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. N 304-КГ18-2570 по делу N А70-907/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 1)<7> Субъект в статусе физического лица сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения и уплачивал налог на доходы физических лиц, однако налоговый орган, а потом и суды признали такую деятельность предпринимательской и признали физическое лицо плательщиком налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик обратился за освобождением от уплаты налога в порядке ст. 145 НК РФ, однако налоговые органы отказали налогоплательщику, поскольку, по их мнению, на момент направления уведомления он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а также не заявил об этом на этапе осуществления выездной налоговой проверки и оспаривания решения налогового органа. Верховный Суд РФ не согласился с таким подходом, указав, что для случаев, когда о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией (в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика), порядок реализации права на освобождение от уплаты налога Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем (см.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 3365/13 // СПС "КонсультантПлюс"). Действуя последовательно, лицо не могло заявить о своем праве на стадии урегулирования спора и оспаривания решения. Иное означало бы согласие с подходом инспекции относительно обоснованности переквалификации, что не соответствовало бы действительной позиции заявителя и, по существу, лишило бы его права на защиту. Поскольку иные условия для получения освобождения выполняются, то у налогового органа не было оснований для отказа. См.: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. N 304-КГ18-2570 по делу N А70-907/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"В соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, регулирующие право на обжалование в судебном порядке мотивированного мнения налогового органа. То есть налогоплательщик сможет узнать о факте привлечения или об отказе в привлечении к налоговой ответственности только после того, как будет проведена выездная налоговая проверка, вынесен акт проверки и решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Только после проведения выездной налоговой проверки и всех этапов обжалования результатов налоговой проверки, в рамках ст. 100 и 101 НК РФ, у налогоплательщика появится право на обращение в суд, но не в отношении мотивированного мнения, а в отношении решения по результатам налоговой проверки. Но, если проводить параллели между решением, вынесенным по результатом выездной проверки, и мотивированным мнением, становится очевидно, что последнее - прямой аналог решения, вынесенного по результатам выездной проверки, так как их объединяют следующие признаки: схожесть процедуры принятия; аналогичное определение налоговых последствий операций; мотивированное мнение тоже является финальным этапом соответствующего вида контроля <9>.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, регулирующие право на обжалование в судебном порядке мотивированного мнения налогового органа. То есть налогоплательщик сможет узнать о факте привлечения или об отказе в привлечении к налоговой ответственности только после того, как будет проведена выездная налоговая проверка, вынесен акт проверки и решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Только после проведения выездной налоговой проверки и всех этапов обжалования результатов налоговой проверки, в рамках ст. 100 и 101 НК РФ, у налогоплательщика появится право на обращение в суд, но не в отношении мотивированного мнения, а в отношении решения по результатам налоговой проверки. Но, если проводить параллели между решением, вынесенным по результатом выездной проверки, и мотивированным мнением, становится очевидно, что последнее - прямой аналог решения, вынесенного по результатам выездной проверки, так как их объединяют следующие признаки: схожесть процедуры принятия; аналогичное определение налоговых последствий операций; мотивированное мнение тоже является финальным этапом соответствующего вида контроля <9>.
Статья: Оценочное обязательство при разногласиях с налоговой: пример расчета и отражения в отчетности
(Борисов А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Как видно из описания процесса камеральной и выездной налоговых проверок (табл. 1), на этапе оформления их результатов, от момента выявления нарушения и его фиксации в справке и (или) акте проверки до момента вступления решения налогового органа или суда в силу, существует неопределенность <1> в отношении как самого факта нарушения, так и суммы налога к уплате, штрафа и пени.
(Борисов А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Как видно из описания процесса камеральной и выездной налоговых проверок (табл. 1), на этапе оформления их результатов, от момента выявления нарушения и его фиксации в справке и (или) акте проверки до момента вступления решения налогового органа или суда в силу, существует неопределенность <1> в отношении как самого факта нарушения, так и суммы налога к уплате, штрафа и пени.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-первых, предпроверочный анализ может стать законодательно оформленным этапом согласительной процедуры до назначения выездной налоговой проверки, когда на основе проведенной налоговым органом текущей контрольной работы без обращения к налогоплательщику ему будет направляться документ о выявленных налоговым органом нарушениях и рисках, которые повлекут назначение выездной налоговой проверки в случае невступления налогоплательщиком в течение определенного срока в согласительную процедуру.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-первых, предпроверочный анализ может стать законодательно оформленным этапом согласительной процедуры до назначения выездной налоговой проверки, когда на основе проведенной налоговым органом текущей контрольной работы без обращения к налогоплательщику ему будет направляться документ о выявленных налоговым органом нарушениях и рисках, которые повлекут назначение выездной налоговой проверки в случае невступления налогоплательщиком в течение определенного срока в согласительную процедуру.