Электронное взаимодействие с налоговыми органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Электронное взаимодействие с налоговыми органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 1)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)В конечном итоге речь идет об информационно-аналитическом обеспечении налогового администрирования: оперативности получения информации, осуществления учета, проверки достоверности данных, качестве прогнозирования. Сбор и анализ информации, в том числе больших данных, их соотнесение на предмет полноты, достоверности, соответствия законодательству, система электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, внедрение интерактивных сервисов для налогоплательщиков и т.д. в полной мере отвечают требованиям времени и, главное, не входят в противоречие с существующей правовой концепцией.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 10)В конечном итоге речь идет об информационно-аналитическом обеспечении налогового администрирования: оперативности получения информации, осуществления учета, проверки достоверности данных, качестве прогнозирования. Сбор и анализ информации, в том числе больших данных, их соотнесение на предмет полноты, достоверности, соответствия законодательству, система электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, внедрение интерактивных сервисов для налогоплательщиков и т.д. в полной мере отвечают требованиям времени и, главное, не входят в противоречие с существующей правовой концепцией.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Что касается направления решения в разных редакциях, апелляционный суд учитывает, что налогоплательщик является участником электронного взаимодействия с налоговым органом.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Что касается направления решения в разных редакциях, апелляционный суд учитывает, что налогоплательщик является участником электронного взаимодействия с налоговым органом.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменения внесены в целях реализации положений Федеральных законов от 25.12.2023 N 671-ФЗ и от 28.12.2024 N 529-ФЗ, а также повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменения внесены в целях реализации положений Федеральных законов от 25.12.2023 N 671-ФЗ и от 28.12.2024 N 529-ФЗ, а также повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.
Статья: Оценка использования цифровых технологий промышленными предприятиями
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Несмотря на активное развитие цифровых продуктов в бухгалтерской сфере, разработку электронных механизмов взаимодействия бухгалтерии и налоговых органов, до сих пор остается нереализованным потенциал, обладающий широкими возможностями роста эффективности деятельности предприятия. По мнению специалистов, возможность направления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган стала первым шагом на пути их электронного взаимодействия [10, с. 443].
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Несмотря на активное развитие цифровых продуктов в бухгалтерской сфере, разработку электронных механизмов взаимодействия бухгалтерии и налоговых органов, до сих пор остается нереализованным потенциал, обладающий широкими возможностями роста эффективности деятельности предприятия. По мнению специалистов, возможность направления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган стала первым шагом на пути их электронного взаимодействия [10, с. 443].
Статья: Автоматизация и дигитализация в правоприменительной практике и формирование доказательственной базы: постановка проблемы
(Маколкин Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Данные сведения и сами формы отчетности, в отличие от сведений, находящихся в ЕГРЮЛ, предоставляются через информационные агентства на возмездной основе. Наиболее известная на рынке база данных о предприятия поставляется агентством Интерфакс и называется "Спарк" <13>. Платность подобных сервисов компенсируется удобством их использования. Так, система "Спарк" может самостоятельно проанализировать связи контрагента с иными лицами, проанализировать его контролирующих лиц, аккумулировать в одном месте разрозненные сведения в целях их системного изучения. Помимо системы "Спарк" аналогичную информацию предоставляет информационная система "Картотека" издательского дома "Коммерсантъ" и система "Контур-Фокус" <14>, причем последняя предоставляет интегрированную возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами по направлению запросов и предоставлению налоговой отчетности.
(Маколкин Н.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Данные сведения и сами формы отчетности, в отличие от сведений, находящихся в ЕГРЮЛ, предоставляются через информационные агентства на возмездной основе. Наиболее известная на рынке база данных о предприятия поставляется агентством Интерфакс и называется "Спарк" <13>. Платность подобных сервисов компенсируется удобством их использования. Так, система "Спарк" может самостоятельно проанализировать связи контрагента с иными лицами, проанализировать его контролирующих лиц, аккумулировать в одном месте разрозненные сведения в целях их системного изучения. Помимо системы "Спарк" аналогичную информацию предоставляет информационная система "Картотека" издательского дома "Коммерсантъ" и система "Контур-Фокус" <14>, причем последняя предоставляет интегрированную возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами по направлению запросов и предоставлению налоговой отчетности.
Статья: Налоговый мониторинг: единая цифровая методологическая модель для его проведения
(Головина Е., Виноградов Я.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 1)В феврале 2020 г. Правительство РФ утвердило основные направления развития системы налогового мониторинга, главным из которых стала цифровизация налогового контроля. В целях ее реализации ФНС планомерно переходит на сервисы электронного взаимодействия между информационными системами налогоплательщиков и налоговых органов посредством прикладной подсистемы "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3". Часть из этих сервисов реализуют свои функции без участия человека. По словам начальника Управления налогового мониторинга ФНС России Марины Крашенинниковой, своей стратегической целью они видят осуществление автоматизированного контроля с помощью программных интерфейсов.
(Головина Е., Виноградов Я.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 1)В феврале 2020 г. Правительство РФ утвердило основные направления развития системы налогового мониторинга, главным из которых стала цифровизация налогового контроля. В целях ее реализации ФНС планомерно переходит на сервисы электронного взаимодействия между информационными системами налогоплательщиков и налоговых органов посредством прикладной подсистемы "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3". Часть из этих сервисов реализуют свои функции без участия человека. По словам начальника Управления налогового мониторинга ФНС России Марины Крашенинниковой, своей стратегической целью они видят осуществление автоматизированного контроля с помощью программных интерфейсов.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамМинфин России указал, что хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронные подписи, если соблюдены требования Закона N 63-ФЗ. Такие документы подтверждают расходы по налогу на прибыль (Письма от 03.03.2025 N 03-03-06/1/20314, от 14.09.2020 N 03-03-06/1/80452, от 27.03.2020 N 03-03-06/1/24411, от 05.03.2019 N 03-03-07/14313). Кроме того, финансовое ведомство отметило, что налоговое законодательство требует использовать квалифицированную электронную подпись только в отношении электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами, в том числе при сдаче налоговой отчетности (Письмо Минфина России от 21.09.2016 N 03-03-06/1/55073).
Статья: Обязанность постановки на учет в налоговых органах в условиях цифровизации
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Таким образом, можно сделать вывод о развитии электронного взаимодействия налоговых органов и частных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков - реальных и потенциальных), осуществляемого в процедуре постановки на учет в налоговых органах. Однако, на наш взгляд, указанные обстоятельства не позволяют однозначно признать "оцифрованными" процедуры, связанные с постановкой на учет в налоговых органах.
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Таким образом, можно сделать вывод о развитии электронного взаимодействия налоговых органов и частных субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков - реальных и потенциальных), осуществляемого в процедуре постановки на учет в налоговых органах. Однако, на наш взгляд, указанные обстоятельства не позволяют однозначно признать "оцифрованными" процедуры, связанные с постановкой на учет в налоговых органах.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Налоговый мониторинг не относится к числу налоговых проверок, поскольку предстает скорее как "аудит системы налогового комплаенса", который доступен только технологически зрелым организациям ввиду того, что строится "на внедрении новейших информационных технологий электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов" <2>. Контрольные функции выполняются при налоговом мониторинге в режиме реального времени благодаря тому, что налоговая инспекция получает онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика. Раскрывая необходимые для исчисления налогов сведения, которые "вне рамок мониторинга... по большей части закрыты для налогового органа" <3>, налогоплательщик может заранее, до наступления момента уплаты налога, согласовать позицию по какому-либо спорному вопросу о налоговых последствиях сделки или хозяйственной операции и тем самым избежать начисления пеней и штрафов, т.е. тех неблагоприятных финансовых последствий, которые охватываются понятием налогового риска, или, другими словами, риска "применения мер государственного принуждения за нарушение налогового законодательства" <4>. В связи с этим налоговый мониторинг относится к категории "внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров" <5>, а его прикладное значение как составной части налогового администрирования заключается в том, чтобы "избежать негативных для налогоплательщика и бюджета последствий, исправить ошибки без применения мер принуждения" <6>.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Налоговый мониторинг не относится к числу налоговых проверок, поскольку предстает скорее как "аудит системы налогового комплаенса", который доступен только технологически зрелым организациям ввиду того, что строится "на внедрении новейших информационных технологий электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов" <2>. Контрольные функции выполняются при налоговом мониторинге в режиме реального времени благодаря тому, что налоговая инспекция получает онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика. Раскрывая необходимые для исчисления налогов сведения, которые "вне рамок мониторинга... по большей части закрыты для налогового органа" <3>, налогоплательщик может заранее, до наступления момента уплаты налога, согласовать позицию по какому-либо спорному вопросу о налоговых последствиях сделки или хозяйственной операции и тем самым избежать начисления пеней и штрафов, т.е. тех неблагоприятных финансовых последствий, которые охватываются понятием налогового риска, или, другими словами, риска "применения мер государственного принуждения за нарушение налогового законодательства" <4>. В связи с этим налоговый мониторинг относится к категории "внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров" <5>, а его прикладное значение как составной части налогового администрирования заключается в том, чтобы "избежать негативных для налогоплательщика и бюджета последствий, исправить ошибки без применения мер принуждения" <6>.
Статья: Налоговые события 2023 года, которые могут испортить жизнь бухгалтерам
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)А для взаимодействия с налоговыми инспекциями вводится электронная доверенность. Налогоплательщик сможет в электронном виде уведомлять ФНС о наделении конкретного лица (например, юриста или бухгалтера) полномочиями представлять его интересы. Самому представителю теперь не придется каждый раз подтверждать свои полномочия.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)А для взаимодействия с налоговыми инспекциями вводится электронная доверенность. Налогоплательщик сможет в электронном виде уведомлять ФНС о наделении конкретного лица (например, юриста или бухгалтера) полномочиями представлять его интересы. Самому представителю теперь не придется каждый раз подтверждать свои полномочия.