Эксплуатация служебного автотранспорта
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатация служебного автотранспорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<**> Заметим, что жесткие требования к оформлению путевых листов предъявляются при осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов. Если же мы говорим об эксплуатации служебного автомобиля, который не используется для перевозок пассажиров, багажа или грузов, то путевой лист не является обязательным документом. Ни один нормативный документ не обязывает оформлять путевые листы при эксплуатации служебного автотранспорта. Организация может вести учет поездок служебных автомобилей с использованием иных документов, в которых будет отражаться информация о маршрутах поездок и расходе ГСМ (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@). Однако зачем изобретать велосипед и придумывать какие-то иные способы документального оформления работы служебного транспорта, когда есть привычный для всех документ - путевой лист? Как показывает практика налоговых проверок, отсутствие путевых листов существенно увеличивает риск спора относительно правомерности учета затрат.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<**> Заметим, что жесткие требования к оформлению путевых листов предъявляются при осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов. Если же мы говорим об эксплуатации служебного автомобиля, который не используется для перевозок пассажиров, багажа или грузов, то путевой лист не является обязательным документом. Ни один нормативный документ не обязывает оформлять путевые листы при эксплуатации служебного автотранспорта. Организация может вести учет поездок служебных автомобилей с использованием иных документов, в которых будет отражаться информация о маршрутах поездок и расходе ГСМ (см., например, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@). Однако зачем изобретать велосипед и придумывать какие-то иные способы документального оформления работы служебного транспорта, когда есть привычный для всех документ - путевой лист? Как показывает практика налоговых проверок, отсутствие путевых листов существенно увеличивает риск спора относительно правомерности учета затрат.
Статья: Учет расходов на содержание служебного транспорта
(Максимова А.С.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик, исчисляющий "упрощенный" налог с разницы между доходами и расходами, вправе учесть в налоговой базе расходы, связанные с содержанием служебного транспорта. Между тем в данной норме не прописан конкретный перечень расходов, относящихся к содержанию транспорта. Получается, что формально на основании указанной нормы "упрощенцы" могут включить в налогооблагаемую базу довольно обширный перечень расходов, так или иначе связанных с эксплуатацией и содержанием служебного автотранспорта. Главное - чтобы эти расходы были экономически оправданны и документально подтверждены.
(Максимова А.С.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик, исчисляющий "упрощенный" налог с разницы между доходами и расходами, вправе учесть в налоговой базе расходы, связанные с содержанием служебного транспорта. Между тем в данной норме не прописан конкретный перечень расходов, относящихся к содержанию транспорта. Получается, что формально на основании указанной нормы "упрощенцы" могут включить в налогооблагаемую базу довольно обширный перечень расходов, так или иначе связанных с эксплуатацией и содержанием служебного автотранспорта. Главное - чтобы эти расходы были экономически оправданны и документально подтверждены.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.08.2018 N 134
"Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации"1. Содержание и эксплуатация служебного автотранспорта
"Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации"1. Содержание и эксплуатация служебного автотранспорта
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.05.2023 N 91
(ред. от 18.10.2023)
"Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции"организация материально-технического обеспечения деятельности федерального суда общей юрисдикции, хранения и учета материальных ценностей, содержания и эксплуатации служебного автотранспорта (кроме районных судов);
(ред. от 18.10.2023)
"Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции"организация материально-технического обеспечения деятельности федерального суда общей юрисдикции, хранения и учета материальных ценностей, содержания и эксплуатации служебного автотранспорта (кроме районных судов);
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К иным обстоятельствам, способствовавшим совершению транспортного происшествия (преступления), относится избыточная масса (загруженность) транспортного средства, которая ухудшает практически все служебные и эксплуатационно-технические характеристики транспортного средства (в большинстве случаев - воздушного судна). Приведем пример из практики. Следственными органами было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя директора по организации летной работы авиакомпании "Тува Авиа" по факту оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным судном Ан-2Т по маршруту Кызыл - Кунгуртук - Кызыл, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК России. По результатам проведенной судебной авиационно-технической экспертизы установлено, что багаж пассажиров перед вылетом экипажем не был взвешен; по прилету службе перевозок была дана ошибочно предельная загрузка в 1 000 кг вместо 1 274 кг, в связи с чем во время выполнения полета отсутствовала объективная информация о загрузке и весовой балансировке воздушного судна и возможном превышении ограничений для воздушного судна в части устойчивости и управляемости. Таким образом, во время выполнения полета на воздушном судне Ан-2Т были допущены нарушения в части превышения нормы пассажировместимости воздушного судна, норм его загрузки багажом, а также центровки; как минимум 6 пассажиров воздушного судна не были обеспечены привязными ремнями, что при возникновении и (или) развитии аварийной или иной нештатной ситуации могло привести к получению ими травм, которых можно было бы избежать при нахождении на штатных пассажирских креслах, обеспеченных привязными ремнями <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К иным обстоятельствам, способствовавшим совершению транспортного происшествия (преступления), относится избыточная масса (загруженность) транспортного средства, которая ухудшает практически все служебные и эксплуатационно-технические характеристики транспортного средства (в большинстве случаев - воздушного судна). Приведем пример из практики. Следственными органами было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя директора по организации летной работы авиакомпании "Тува Авиа" по факту оказания услуг по перевозке пассажиров воздушным судном Ан-2Т по маршруту Кызыл - Кунгуртук - Кызыл, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК России. По результатам проведенной судебной авиационно-технической экспертизы установлено, что багаж пассажиров перед вылетом экипажем не был взвешен; по прилету службе перевозок была дана ошибочно предельная загрузка в 1 000 кг вместо 1 274 кг, в связи с чем во время выполнения полета отсутствовала объективная информация о загрузке и весовой балансировке воздушного судна и возможном превышении ограничений для воздушного судна в части устойчивости и управляемости. Таким образом, во время выполнения полета на воздушном судне Ан-2Т были допущены нарушения в части превышения нормы пассажировместимости воздушного судна, норм его загрузки багажом, а также центровки; как минимум 6 пассажиров воздушного судна не были обеспечены привязными ремнями, что при возникновении и (или) развитии аварийной или иной нештатной ситуации могло привести к получению ими травм, которых можно было бы избежать при нахождении на штатных пассажирских креслах, обеспеченных привязными ремнями <1>.