Эксплуатационное состояние дорог
Подборка наиболее важных документов по запросу Эксплуатационное состояние дорог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обжалование предписания ГИБДД
(КонсультантПлюс, 2025)Разделом 9.5 ГОСТ Р 50597-2017 установлены методы контроля эксплуатационного состояния дорог и улиц, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в зимний период.
(КонсультантПлюс, 2025)Разделом 9.5 ГОСТ Р 50597-2017 установлены методы контроля эксплуатационного состояния дорог и улиц, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в зимний период.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) органов власти: Владелец или Страховая компания хочет взыскать убытки в связи с повреждением ТС из-за ненадлежащего состояния дороги
(КонсультантПлюс, 2025)актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги >>>
(КонсультантПлюс, 2025)актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как возместить ущерб, если автомобиль попал в дорожную яму?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае когда эксплуатационное состояние дорог не соответствует установленным требованиям, предусматриваются временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения транспорта (например, установка дорожных знаков, пропуск транспорта отдельными группами). При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан решается вопрос о запрещении движения. До устранения повреждений, как правило, принимаются меры по предотвращению аварийных ситуаций. Так, например, в г. Москве в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев подземных коммуникаций или дождеприемников ливнесточных колодцев на время до их устранения или восстановления должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки (пп. "г" п. 12 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711; Приложение к Распоряжению МВД России от 26.12.2022 N 1/15116; п. 4.5 Требований).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае когда эксплуатационное состояние дорог не соответствует установленным требованиям, предусматриваются временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения транспорта (например, установка дорожных знаков, пропуск транспорта отдельными группами). При непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан решается вопрос о запрещении движения. До устранения повреждений, как правило, принимаются меры по предотвращению аварийных ситуаций. Так, например, в г. Москве в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев подземных коммуникаций или дождеприемников ливнесточных колодцев на время до их устранения или восстановления должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки (пп. "г" п. 12 Положения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711; Приложение к Распоряжению МВД России от 26.12.2022 N 1/15116; п. 4.5 Требований).
Статья: Правовые и организационные механизмы повышения оперативности устранения угроз безопасности дорожного движения в рамках дорожной деятельности
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В соответствии с п. 4.1.1 ОДМ 218.4.039-2018 "Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог" (далее - ОДМ) цель диагностики автомобильных дорог состоит в своевременном получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и изменении условий их работы для установления соответствия нормативным требованиям [24].
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В соответствии с п. 4.1.1 ОДМ 218.4.039-2018 "Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог" (далее - ОДМ) цель диагностики автомобильных дорог состоит в своевременном получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и изменении условий их работы для установления соответствия нормативным требованиям [24].
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Статья: Система обязательных платежей в Российской Федерации: переосмысление и уточнение элементов
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Деление всех обязательных платежей надлежит начать с определения их компенсационной или обеспечительной природы. Стоит отметить, что именно благодаря красивому слову "компенсация" Правительство и смогло установить большинство платежей, подвергшихся проверке Конституционным Судом РФ. Последний отмечает, что введение системы "Платон" "предназначено для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог". В другом Постановлении Конституционный Суд РФ выявил компенсационный характер платы за негативное воздействие на окружающую среду и объяснил это тем, что платежи направлены на финансирование мероприятий государства по восстановлению и охране природной среды <3>. Но что понимать под "компенсацией" ни суд, ни закон не разъясняют.
(Изотов Ю.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Деление всех обязательных платежей надлежит начать с определения их компенсационной или обеспечительной природы. Стоит отметить, что именно благодаря красивому слову "компенсация" Правительство и смогло установить большинство платежей, подвергшихся проверке Конституционным Судом РФ. Последний отмечает, что введение системы "Платон" "предназначено для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог". В другом Постановлении Конституционный Суд РФ выявил компенсационный характер платы за негативное воздействие на окружающую среду и объяснил это тем, что платежи направлены на финансирование мероприятий государства по восстановлению и охране природной среды <3>. Но что понимать под "компенсацией" ни суд, ни закон не разъясняют.
Статья: Понятие и особенности строительства подъездных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст. 14 Закона об автомобильных дорогах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с ГрК РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст. 14 Закона об автомобильных дорогах).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Подрядчик приводил следующие аргументы в обоснование своей кассационной жалобы: обязанность подрядчика по проведению экспертизы проектной документации не предусмотрена ни законодательством РФ, ни контрактом; подрядчик на этапе исполнения контракта не мог выявить недостатки проектной документации; работы по выполнению разработки и реализации альтернативных мероприятий по обеспечению поверхностного водоотвода на участке вдоль правой кромки покрытия проезжей части, прилегающей к бортовому камню, с ПК1+68 по ПК2+05, на участке вдоль левой кромки покрытия проезжей части на сопряжении с правой кромкой покрытия парковочного кармана (место с нулевым поперечным уклоном) с ПК1+63 по ПК1+75 не предусмотрены ни контрактом, ни проектной документацией, ответчиком в рамках исполнения контракта не выполнялись; возложение обязанности по устранению дефектов на ответчика, не связанных с действиями ответчика, в том числе путем выполнения альтернативных мероприятий по обеспечению поверхностного водоотвода на участке вдоль правой кромки покрытия проезжей части, прилегающей к бортовому камню, с ПК1+68 по ПК2+05, на участке вдоль левой кромки покрытия проезжей части на сопряжении с правой кромкой покрытия парковочного кармана (место с нулевым поперечным уклоном) с ПК1+63 по ПК1+75, направлено на возникновение неосновательного обогащения на стороне истца (заказчика) и проектировщика в виде осуществления ООО "ТехноДор" устранения дефектов на автомобильной дороге в рамках исполнения гарантийных обязательств путем изготовления в числе прочего новых проектных решений и выполнения строительно-монтажных работ вместо возложения ответственности на проектировщика, что является явным перекладыванием ответственности и финансовых затрат заказчика и проектировщика на приведение автомобильной дороги в эксплуатационное состояние, соответствующее требованиям безопасности дорожного движения, за счет средств подрядчика; согласно Заключению экспертов от 06.06.2023 N 2/2023 переустройство асфальтобетонного покрытия на участке с ПК1+63 по ПК2+05 с соответствующими проектной документации величинами продольных уклонов без реализации дополнительных (не предусмотренных проектно-сметной документацией) мероприятий по поверхностному водоотводу предположительно не позволит обеспечить своевременный отвод поверхностных вод с поверхности покрытия, при этом экспертом не определено, что значит "своевременный отвод поверхностных вод", в какой период времени он должен обеспечиваться с поверхности покрытия; выводы судов о наличии недостатков в проектной документации противоречат материалам дела.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Подрядчик приводил следующие аргументы в обоснование своей кассационной жалобы: обязанность подрядчика по проведению экспертизы проектной документации не предусмотрена ни законодательством РФ, ни контрактом; подрядчик на этапе исполнения контракта не мог выявить недостатки проектной документации; работы по выполнению разработки и реализации альтернативных мероприятий по обеспечению поверхностного водоотвода на участке вдоль правой кромки покрытия проезжей части, прилегающей к бортовому камню, с ПК1+68 по ПК2+05, на участке вдоль левой кромки покрытия проезжей части на сопряжении с правой кромкой покрытия парковочного кармана (место с нулевым поперечным уклоном) с ПК1+63 по ПК1+75 не предусмотрены ни контрактом, ни проектной документацией, ответчиком в рамках исполнения контракта не выполнялись; возложение обязанности по устранению дефектов на ответчика, не связанных с действиями ответчика, в том числе путем выполнения альтернативных мероприятий по обеспечению поверхностного водоотвода на участке вдоль правой кромки покрытия проезжей части, прилегающей к бортовому камню, с ПК1+68 по ПК2+05, на участке вдоль левой кромки покрытия проезжей части на сопряжении с правой кромкой покрытия парковочного кармана (место с нулевым поперечным уклоном) с ПК1+63 по ПК1+75, направлено на возникновение неосновательного обогащения на стороне истца (заказчика) и проектировщика в виде осуществления ООО "ТехноДор" устранения дефектов на автомобильной дороге в рамках исполнения гарантийных обязательств путем изготовления в числе прочего новых проектных решений и выполнения строительно-монтажных работ вместо возложения ответственности на проектировщика, что является явным перекладыванием ответственности и финансовых затрат заказчика и проектировщика на приведение автомобильной дороги в эксплуатационное состояние, соответствующее требованиям безопасности дорожного движения, за счет средств подрядчика; согласно Заключению экспертов от 06.06.2023 N 2/2023 переустройство асфальтобетонного покрытия на участке с ПК1+63 по ПК2+05 с соответствующими проектной документации величинами продольных уклонов без реализации дополнительных (не предусмотренных проектно-сметной документацией) мероприятий по поверхностному водоотводу предположительно не позволит обеспечить своевременный отвод поверхностных вод с поверхности покрытия, при этом экспертом не определено, что значит "своевременный отвод поверхностных вод", в какой период времени он должен обеспечиваться с поверхности покрытия; выводы судов о наличии недостатков в проектной документации противоречат материалам дела.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Нельзя не обратить внимание на усугубление ситуации по отдельным направлениям. Так, например, на протяжении нескольких последних лет происходит увеличение тяжести последствий ДТП, на местах которых установлены нарушения ОТ к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. В 2022 году вдвое увеличилось число погибших в происшествиях с участием ТС, эксплуатируемых юридическими лицами (далее - ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП, а вместе - хозяйствующие субъекты), с неисправностями.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)Нельзя не обратить внимание на усугубление ситуации по отдельным направлениям. Так, например, на протяжении нескольких последних лет происходит увеличение тяжести последствий ДТП, на местах которых установлены нарушения ОТ к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. В 2022 году вдвое увеличилось число погибших в происшествиях с участием ТС, эксплуатируемых юридическими лицами (далее - ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП, а вместе - хозяйствующие субъекты), с неисправностями.