Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<19> Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 10 марта 2022 г. N 129 "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа "Город Калининград" и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа "Город Калининград", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" (ред. от 23.06.2022) // Гражданин. 2022. N 14; Постановление исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 сентября 2023 г. N 2592 "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2023. N 35. С. 61; Постановление администрации муниципального образования "Город Краснодар" от 28 декабря 2023 г. N 6951 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Краснодар", устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности" (ред. от 04.09.2024) // Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар. 2024. N 1; Постановление мэрии г. Биробиджана Еврейской автономной области от 7 декабря 2021 г. N 2291 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами городского округа обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" // МИГ. 2021. N 51; Решение Совета депутатов городского округа Анадырь Чукотского автономного округа от 24 сентября 2015 г. N 88 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" (ред. от 26.08.2019) // Ведомости. 2015. N 40 (726).
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)<19> Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 10 марта 2022 г. N 129 "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа "Город Калининград" и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа "Город Калининград", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" (ред. от 23.06.2022) // Гражданин. 2022. N 14; Постановление исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 6 сентября 2023 г. N 2592 "Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2023. N 35. С. 61; Постановление администрации муниципального образования "Город Краснодар" от 28 декабря 2023 г. N 6951 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Краснодар", устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности" (ред. от 04.09.2024) // Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар. 2024. N 1; Постановление мэрии г. Биробиджана Еврейской автономной области от 7 декабря 2021 г. N 2291 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов городского округа, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами городского округа обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городского округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" // МИГ. 2021. N 51; Решение Совета депутатов городского округа Анадырь Чукотского автономного округа от 24 сентября 2015 г. N 88 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов" (ред. от 26.08.2019) // Ведомости. 2015. N 40 (726).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См.: Приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации"; письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. N 31260-ОФ/Д26и "О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов".
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<5> См.: Приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2022 г. N 733 "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения оценки регулирующего воздействия и порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований и экспертизы в субъектах Российской Федерации"; письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2014 г. N 31260-ОФ/Д26и "О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов".
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 01.04.2010 N 77
(ред. от 30.09.2015)
"Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2010 N 16868)Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2010 г. N 16868
(ред. от 30.09.2015)
"Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2010 N 16868)Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2010 г. N 16868
Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"2) проведения при участии субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы реализации молодежной политики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
(ред. от 23.07.2025)
"О молодежной политике в Российской Федерации"2) проведения при участии субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы реализации молодежной политики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Законами субъектов Российской Федерации определяются перечень муниципальных образований, в которых осуществление оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень <30>.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Законами субъектов Российской Федерации определяются перечень муниципальных образований, в которых осуществление оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, и критерии включения муниципальных районов, муниципальных и городских округов в указанный перечень <30>.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Надзорные функции за исполнением органами МС указанных в ст. 72 Закона N 131-ФЗ актов возлагаются на органы прокуратуры. На предупреждение ситуаций противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральным законам, законам субъектов РФ, Уставу МО направлена практика соглашений между органами МС и органами прокуратуры, получающая все большее распространение <23>. Такими соглашениями могут предусматриваться следующие формы взаимодействия: проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов; обмен информацией о законодательстве и правоприменительной практике; консультационная поддержка; участие в рабочих группах, заседаниях комиссий; мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов и др.
Статья: К вопросу о влиянии правового механизма формирования муниципальных общественных палат на эффективность их функционирования
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 10)- проведение общественной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2024, N 10)- проведение общественной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов;
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении контрольной деятельности органов государственной власти в законодательстве употребляются два термина - "контроль" и "надзор", в отличие от контрольной деятельности органов местного самоуправления, где применяется только термин "контроль". Считается, что "ключевым различием категорий "контроль" и "надзор" является их результат. Так, результат реализации контрольных функций носит обязательный характер, а надзорных функций - рекомендательный" <1>. Вместе с тем в литературе уже долгие годы ведется дискуссия о соотношении этих понятий <2>. На наш взгляд, рекомендательный характер надзора, особенно в отношении прокурорского надзора, по меньшей мере спорен. Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 (в ред. от 25 декабря 2023 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что требования прокурора, предусмотренные ст. 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч. 1 ст. 6). Это относится, в частности, к прокурорской антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, даче объяснений, проведению по требованию прокурора поверок, контрольных мероприятий и ревизий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В отношении контрольной деятельности органов государственной власти в законодательстве употребляются два термина - "контроль" и "надзор", в отличие от контрольной деятельности органов местного самоуправления, где применяется только термин "контроль". Считается, что "ключевым различием категорий "контроль" и "надзор" является их результат. Так, результат реализации контрольных функций носит обязательный характер, а надзорных функций - рекомендательный" <1>. Вместе с тем в литературе уже долгие годы ведется дискуссия о соотношении этих понятий <2>. На наш взгляд, рекомендательный характер надзора, особенно в отношении прокурорского надзора, по меньшей мере спорен. Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 (в ред. от 25 декабря 2023 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что требования прокурора, предусмотренные ст. 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч. 1 ст. 6). Это относится, в частности, к прокурорской антикоррупционной экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, даче объяснений, проведению по требованию прокурора поверок, контрольных мероприятий и ревизий.