Экспертиза финансового уполномоченного ОСАГО

Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза финансового уполномоченного ОСАГО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12.1 "Независимая техническая экспертиза транспортного средства" Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств""В отличие от судебного эксперта, эксперт ООО "Экспертно-правовое учреждение "Регион Эксперт" А.С.В., проводивший экспертизу по поручению финансового уполномоченного, не имеет статуса эксперта-техника, что является нарушением требований пункта 4 статьи 12.1 Закона об ОСАГО, согласно которому независимая техническая экспертиза транспортных средств с целые определения обязательств страховщика по договорам ОСАГО проводится экспертом-техником, которым признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию и внесенное в государственный реестр экспертов-техников.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2023 по делу N 88-4628/2023
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании страхового возмещения; 2) О взыскании неустойки и штрафа; 3) О взыскании расходов; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате ДТП принадлежащее истцу транспортное средство получило механические повреждения. Ответчик отказал в выплате истцу страхового возмещения.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Исходя из положений ст. 7 ФЗ "Об ОСАГО", указав на то, что организованная финансовым уполномоченным экспертиза проведена вне рамок судебного разбирательства, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности факта получения повреждений транспортного средства истца в результате ДТП, произошедшего 28.05.2020 года, и соответственно к выводу о взыскании с АО "МАКС" в пользу истца суммы страхового возмещения в размере 400000 руб.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Институт финансового омбудсмена в России и странах Евросоюза: доводы за и против
(Петрухин М.В., Петрухина А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)
В этой связи практика разрешения споров, возникающих из ОСАГО, финансовым уполномоченным свидетельствует о том, что поскольку финансовый уполномоченный наделен правом организации проведения независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения (ч. 10 ст. 20 Закона о финансовом уполномоченном), но не наделен правом допроса свидетелей, запроса у потребителя финансовых услуг дополнительных документов, то финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение обращения на основании п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о финансовом уполномоченном - непредоставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу <15>.
Статья: Роль института финансового уполномоченного в защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации
(Воронин Ю.В.)
("Цивилист", 2023, N 6)
Об отсутствии необходимости представления обосновывающих размер требований потребителя документов свидетельствуют и положения пункта 134 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 8 ноября 2022 г. N 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которым расходы потребителя финансовых услуг на проведение независимой экспертизы, понесенные до вынесения финансовым уполномоченным решения по существу обращения потребителя, не могут быть признаны необходимыми и не подлежат взысканию со страховщика.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Профессиональная аттестация экспертов-техников и ее аннулирование осуществляются межведомственной аттестационной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В состав межведомственной аттестационной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти в области транспорта, федерального органа исполнительной власти в области юстиции, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также представители общественных организаций и эксперты в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Поскольку финансовый уполномоченный вправе организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения (часть 10 статьи 20 Закона о финансовом уполномоченном), то расходы потребителя финансовых услуг на проведение независимой экспертизы, понесенные до вынесения финансовым уполномоченным решения по существу обращения потребителя, не могут быть признаны необходимыми и не подлежат взысканию со страховщика (статья 962 ГК РФ, абзац третий пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, часть 10 статьи 20 Закона о финансовом уполномоченном).