Экономически обоснованный тариф на воду
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономически обоснованный тариф на воду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Нормативы потребления тепловой энергии
(КонсультантПлюс, 2025)...Вместе с этим из материалов дела усматривается и обществом не отрицалось, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013... признан экономически обоснованным и подлежащим учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения именно для [теплоснабжающей организации - ред.] норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 кубического метра воды...
(КонсультантПлюс, 2025)...Вместе с этим из материалов дела усматривается и обществом не отрицалось, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013... признан экономически обоснованным и подлежащим учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения именно для [теплоснабжающей организации - ред.] норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 кубического метра воды...
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 N 14АП-11/2024 по делу N А05-6553/2023
Требование: О взыскании убытков в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из данных обстоятельств и пояснений представителя Агентства, с учетом того обстоятельства, что Общество несло расходы на приобретение холодной воды по экономически обоснованному тарифу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Обществом обоснованно при расчете размера убытков в части компонента на теплоноситель использован экономически обоснованный тариф, установленный для ООО "Няндомская вода".
Требование: О взыскании убытков в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение.
Решение: Требование удовлетворено.Исходя из данных обстоятельств и пояснений представителя Агентства, с учетом того обстоятельства, что Общество несло расходы на приобретение холодной воды по экономически обоснованному тарифу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Обществом обоснованно при расчете размера убытков в части компонента на теплоноситель использован экономически обоснованный тариф, установленный для ООО "Няндомская вода".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Авизо
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, п. 3.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "Заказчика", утв. Приказом Минстроя России от 15.07.1996 N 17-94 установлено, что в связи с тем, что расчеты службы заказчика за жилищно-коммунальные услуги предприятиями и организациями ЖКХ производятся по договорам исходя из экономически обоснованных тарифов, заказчик может оплачивать покупную продукцию (тепло, электроэнергию, газ, воду), услуги сторонних организаций и т.п.; эти расходы необходимо ежемесячно передавать предприятиям ЖКХ путем выписки авизо с отражением данной операции в бухгалтерском учете.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, п. 3.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "Заказчика", утв. Приказом Минстроя России от 15.07.1996 N 17-94 установлено, что в связи с тем, что расчеты службы заказчика за жилищно-коммунальные услуги предприятиями и организациями ЖКХ производятся по договорам исходя из экономически обоснованных тарифов, заказчик может оплачивать покупную продукцию (тепло, электроэнергию, газ, воду), услуги сторонних организаций и т.п.; эти расходы необходимо ежемесячно передавать предприятиям ЖКХ путем выписки авизо с отражением данной операции в бухгалтерском учете.
Статья: Порядок возмещения вреда, причиненного действием незаконных нормативных предписаний в сфере тарифного регулирования
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Однако из текста судебного решения следует, что арбитражный суд тем не менее провел развернутый анализ экономического обоснования указанного тарифа, в том числе проверил обоснованность затрат на производство и передачу тепловой энергии, включая расходы на оплату топлива (газа), электроэнергии на технологические цели, воды (теплоносителя), расходы на приобретение материалов для текущего ремонта оборудования котельных и тепловых сетей, затраты на работы и услуги производственного характера и иные работы и услуги по договорам со сторонними организациями, фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды, расходы на обучение персонала и прочие расходы, необходимые для осуществления регулируемой деятельности.
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 4)Однако из текста судебного решения следует, что арбитражный суд тем не менее провел развернутый анализ экономического обоснования указанного тарифа, в том числе проверил обоснованность затрат на производство и передачу тепловой энергии, включая расходы на оплату топлива (газа), электроэнергии на технологические цели, воды (теплоносителя), расходы на приобретение материалов для текущего ремонта оборудования котельных и тепловых сетей, затраты на работы и услуги производственного характера и иные работы и услуги по договорам со сторонними организациями, фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды, расходы на обучение персонала и прочие расходы, необходимые для осуществления регулируемой деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Приказ ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2014 N 31412)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.11.2025)13. Тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат). При расчете тарифов на подвоз воды учитываются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2014 N 31412)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.11.2025)13. Тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат). При расчете тарифов на подвоз воды учитываются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В практике встречаются случаи оспаривания организациями нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов власти, устанавливающих тарифы на услуги, оказываемые этими организациями. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, - Постановление ФАС СЗО от 9 августа 2007 г. по делу N А26-9376/2006: ООО "Кобио" оспаривало Постановление администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия от 30 ноября 2006 г. N 978 "О тарифе на услуги систем водоотведения ООО "Кобио". По мнению заявителя, установленный тариф нарушает его право на получение выручки от реализации потребителям услуг в объеме, обеспечивающем полное возмещение его затрат, и тем самым противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Суд первой инстанции с учетом заключения судебно-экономической экспертизы признал тариф обоснованным и отказал в удовлетворении заявления; Постановлением суда кассационной инстанции решение оставлено без изменения <1>. При изучении содержания данного Постановления обращает на себя внимание следующее: суды сослались на то, что экспертная группа Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (РЭК) рекомендовала установить тариф в размере 2 руб. 4 коп. за 1 куб. м воды, а оспариваемым актом тариф был установлен даже выше - в размере 2 руб. 11 коп. за 1 куб. м воды. Однако суд не сопоставил этот размер с тарифом, который был установлен на предыдущий год, и не отразил в решении то немаловажное обстоятельство, покрывает ли установленный тариф затраты заявителя - ООО "Кобио" - по водоотведению; эти обстоятельства не отражены и в постановлении суда кассационной инстанции.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В практике встречаются случаи оспаривания организациями нормативных правовых актов региональных и муниципальных органов власти, устанавливающих тарифы на услуги, оказываемые этими организациями. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, - Постановление ФАС СЗО от 9 августа 2007 г. по делу N А26-9376/2006: ООО "Кобио" оспаривало Постановление администрации Питкярантского муниципального района Республики Карелия от 30 ноября 2006 г. N 978 "О тарифе на услуги систем водоотведения ООО "Кобио". По мнению заявителя, установленный тариф нарушает его право на получение выручки от реализации потребителям услуг в объеме, обеспечивающем полное возмещение его затрат, и тем самым противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Суд первой инстанции с учетом заключения судебно-экономической экспертизы признал тариф обоснованным и отказал в удовлетворении заявления; Постановлением суда кассационной инстанции решение оставлено без изменения <1>. При изучении содержания данного Постановления обращает на себя внимание следующее: суды сослались на то, что экспертная группа Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (РЭК) рекомендовала установить тариф в размере 2 руб. 4 коп. за 1 куб. м воды, а оспариваемым актом тариф был установлен даже выше - в размере 2 руб. 11 коп. за 1 куб. м воды. Однако суд не сопоставил этот размер с тарифом, который был установлен на предыдущий год, и не отразил в решении то немаловажное обстоятельство, покрывает ли установленный тариф затраты заявителя - ООО "Кобио" - по водоотведению; эти обстоятельства не отражены и в постановлении суда кассационной инстанции.
Вопрос: Как устанавливаются тарифы на водоснабжение?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования (ч. 6 ст. 32 Закона о водоснабжении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования (ч. 6 ст. 32 Закона о водоснабжении).
Вопрос: Какие расходы нельзя включать в тарифы ЖКХ?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: Исчерпывающий перечень экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, которые учитываются при расчете тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение и услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, определен отраслевыми основами ценообразования, утвержденными Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1073, от 13.05.2013 N 406, от 30.05.2016 N 484). К экономически обоснованным расходам организаций относятся производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда, ремонты, материалы, амортизацию, энергетические ресурсы и топливо (то есть расходы, непосредственно связанные с производством коммунального ресурса), а также так называемые внереализационные расходы, в том числе сбытовые расходы, и инвестиционные расходы, в том числе расходы, связанные с привлечением заемных средств. Следует отметить, что указанные расходы включаются в состав тарифа только в размере, подтвержденном обосновывающими документами. Тарифы на вышеуказанные коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с отраслевыми основами ценообразования. Следует особо отметить, что на федеральном уровне предусмотрен механизм ограничения роста совокупного платежа граждан за набор коммунальных услуг. С целью недопущения включения необоснованных расходов при установлении тарифов ЖКХ ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг и проверочные мероприятия принятых субъектами РФ тарифных решений. Также ФАС России активно работает в направлении мониторинга изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в субъектах (с целью предотвращения нарушения допустимых пределов ее роста). При выявлении нарушений со стороны органов власти субъектов РФ ФАС России выдает обязательные для исполнения предписания об их устранении. К наиболее распространенным выявленным ФАС России нарушениям можно отнести: отсутствие необходимого экономического обоснования расходов, включение в тариф не предусмотренных Основами ценообразования расходов (в том числе комиссия за сбор платежей, проведение рекламных кампаний и пр.).
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Ответ: Исчерпывающий перечень экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, которые учитываются при расчете тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение и услугу обращения с твердыми коммунальными отходами, определен отраслевыми основами ценообразования, утвержденными Правительством РФ (Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1073, от 13.05.2013 N 406, от 30.05.2016 N 484). К экономически обоснованным расходам организаций относятся производственные расходы, в том числе расходы на оплату труда, ремонты, материалы, амортизацию, энергетические ресурсы и топливо (то есть расходы, непосредственно связанные с производством коммунального ресурса), а также так называемые внереализационные расходы, в том числе сбытовые расходы, и инвестиционные расходы, в том числе расходы, связанные с привлечением заемных средств. Следует отметить, что указанные расходы включаются в состав тарифа только в размере, подтвержденном обосновывающими документами. Тарифы на вышеуказанные коммунальные ресурсы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с отраслевыми основами ценообразования. Следует особо отметить, что на федеральном уровне предусмотрен механизм ограничения роста совокупного платежа граждан за набор коммунальных услуг. С целью недопущения включения необоснованных расходов при установлении тарифов ЖКХ ФАС России на постоянной основе проводит мониторинг и проверочные мероприятия принятых субъектами РФ тарифных решений. Также ФАС России активно работает в направлении мониторинга изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в субъектах (с целью предотвращения нарушения допустимых пределов ее роста). При выявлении нарушений со стороны органов власти субъектов РФ ФАС России выдает обязательные для исполнения предписания об их устранении. К наиболее распространенным выявленным ФАС России нарушениям можно отнести: отсутствие необходимого экономического обоснования расходов, включение в тариф не предусмотренных Основами ценообразования расходов (в том числе комиссия за сбор платежей, проведение рекламных кампаний и пр.).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
Вопрос: Какие установлены правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов (п. 35 Основ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов (п. 35 Основ).