Экономически обоснованный план
Подборка наиболее важных документов по запросу Экономически обоснованный план (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 213.9 "Финансовый управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"Поэтому возможность начисления стимулирующей выплаты неразрывно связана с совершаемыми финансовым управляющим действиями, его ролью в процедуре банкротства гражданина. При представлении должником доказательств, что управляющий не внес сколько-нибудь существенного вклада в достижение целей процедур банкротства, либо препятствовал выработке экономически обоснованного плана реструктуризации, стимулирующая часть вознаграждения не подлежит выплате."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Само по себе возникновение признаков неплатежеспособности либо обстоятельств, названных в абзацах пятом, седьмом пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве, не свидетельствовало об объективном банкротстве (критическом моменте, в который должник из-за снижения стоимости чистых активов стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей) и руководитель, несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, приложил максимальные усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план, такой руководитель с учетом общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе предполагающих по общему правилу наличие вины) освобождается от субсидиарной ответственности на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидиарная ответственность и как минимизировать риск привлечения к ней
(Воложанина О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Подготовка и выполнение экономически обоснованного плана
(Воложанина О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Подготовка и выполнение экономически обоснованного плана
Статья: Формирование экономического плана выхода предприятия из кризиса как превентивная мера защиты от субсидиарной ответственности
(Мазепова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Несмотря на то что причин много, результат один - банкротство и наступление рисков привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности. В случае наступления таких рисков КДЛ необходимо будет доказать, что его решение о неподаче заявления о банкротстве опиралось на какие-то экономически обоснованные доводы и обстоятельства. Существующая судебная практика называет это наличием экономически обоснованного плана выхода компании из кризиса. В процессе судебного разбирательства именно контролирующему должника лицу необходимо будет предоставлять доказательства наличия такого плана, на что суды регулярно обращают внимание в своих решениях. Например:
(Мазепова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Несмотря на то что причин много, результат один - банкротство и наступление рисков привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности. В случае наступления таких рисков КДЛ необходимо будет доказать, что его решение о неподаче заявления о банкротстве опиралось на какие-то экономически обоснованные доводы и обстоятельства. Существующая судебная практика называет это наличием экономически обоснованного плана выхода компании из кризиса. В процессе судебного разбирательства именно контролирующему должника лицу необходимо будет предоставлять доказательства наличия такого плана, на что суды регулярно обращают внимание в своих решениях. Например:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о банкротстве граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)12. Суд вправе утвердить экономически обоснованный план реструктуризации долгов гражданина независимо от согласия большинства кредиторов, если такой план не ухудшает положение кредиторов по сравнению с возможными результатами реализации имущества должника.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)12. Суд вправе утвердить экономически обоснованный план реструктуризации долгов гражданина независимо от согласия большинства кредиторов, если такой план не ухудшает положение кредиторов по сравнению с возможными результатами реализации имущества должника.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)При наступлении подобных обстоятельств добросовестный руководитель должника вправе предпринять меры, направленные на санацию должника, если он имеет правомерные ожидания преодоления кризисной ситуации в разумный срок, прилагает необходимые усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план (абзац второй п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)При наступлении подобных обстоятельств добросовестный руководитель должника вправе предпринять меры, направленные на санацию должника, если он имеет правомерные ожидания преодоления кризисной ситуации в разумный срок, прилагает необходимые усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план (абзац второй п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").
Статья: Наказание за невыполнение плана продаж
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)- непредставление работодателем экономического обоснования установленного плана;
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 7)- непредставление работодателем экономического обоснования установленного плана;
Статья: Планирование, мониторинг и аудит государственных и муниципальных закупок
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)На начальной стадии процесса заказчики выполняют систематический анализ потребностей, после чего следует их ранжирование согласно действующим правилам и лимитам. Это действие ведет к созданию экономически обоснованного плана-графика закупок, который, получив одобрение, позволяет переходить к открытым закупочным процедурам и выбору исполнителей контрактов <1>.
(Станкевич Г.В., Вильгоненко И.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)На начальной стадии процесса заказчики выполняют систематический анализ потребностей, после чего следует их ранжирование согласно действующим правилам и лимитам. Это действие ведет к созданию экономически обоснованного плана-графика закупок, который, получив одобрение, позволяет переходить к открытым закупочным процедурам и выбору исполнителей контрактов <1>.
Статья: Привлечение к ответственности контролирующих лиц несостоятельного должника: современные подходы
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Несмотря на огромное количество дел о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, а также наличие Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - ППВС N 53), судебная практика до сих пор колеблется и полной ясности в порядке установления оснований привлечения к такой ответственности не наблюдается. Этому способствуют как непроработанность норм гл. III.2 о субсидиарной ответственности Закона о банкротстве (что, в свою очередь, обусловлено неясностью правовой природы этой ответственности), так и оценочный характер многих понятий, содержащихся в ППВС N 53 (например, "фактический контроль", "исключительный механизм защиты прав кредиторов", "объективное банкротство", "существенно убыточная сделка", "экономически обоснованный план" и т.д.).
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Несмотря на огромное количество дел о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, а также наличие Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - ППВС N 53), судебная практика до сих пор колеблется и полной ясности в порядке установления оснований привлечения к такой ответственности не наблюдается. Этому способствуют как непроработанность норм гл. III.2 о субсидиарной ответственности Закона о банкротстве (что, в свою очередь, обусловлено неясностью правовой природы этой ответственности), так и оценочный характер многих понятий, содержащихся в ППВС N 53 (например, "фактический контроль", "исключительный механизм защиты прав кредиторов", "объективное банкротство", "существенно убыточная сделка", "экономически обоснованный план" и т.д.).
Статья: Обзор практики по делам о банкротстве за август 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случае представления должником доказательств того, что управляющий не внес сколько-нибудь существенного вклада в достижение целей реабилитационной процедуры банкротства, препятствовал выработке экономически обоснованного плана реструктуризации, стимулирующая часть вознаграждения не подлежит выплате.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В случае представления должником доказательств того, что управляющий не внес сколько-нибудь существенного вклада в достижение целей реабилитационной процедуры банкротства, препятствовал выработке экономически обоснованного плана реструктуризации, стимулирующая часть вознаграждения не подлежит выплате.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 февраля 2018 г. N 310-ЭС17994(1, 2) по делу N А68-10446/2015 // СПС "КонсультантПлюс". Судебная коллегия отметила, что следовало или заявить о банкротстве, или взять кредит в банке, или принять меры для санации, приложив необходимые усилия для формирования и выполнения экономически обоснованного плана. Указано также, что мажоритарные участники общества должны были понимать, что использование вложений через заемный механизм ведет к тому, что публичный порядок финансирования (вложение - дивиденды - налогообложение) не осуществляется, кризисная ситуация оказывается завуалирована, создается иллюзия благополучного положения дел в обществе. Поэтому в ситуации, когда одобренный мажоритарным участником (акционером) план выхода из кризиса, не раскрытый публично, не удалось реализовать, на таких участников (акционеров) относятся убытки, связанные с санационной деятельностью в отношении контролируемого хозяйственного общества, в пределах капиталозамещающего финансирования. Такие участники несут риск неэффективности избранного плана "непубличного дофинансирования".
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)<1> Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 февраля 2018 г. N 310-ЭС17994(1, 2) по делу N А68-10446/2015 // СПС "КонсультантПлюс". Судебная коллегия отметила, что следовало или заявить о банкротстве, или взять кредит в банке, или принять меры для санации, приложив необходимые усилия для формирования и выполнения экономически обоснованного плана. Указано также, что мажоритарные участники общества должны были понимать, что использование вложений через заемный механизм ведет к тому, что публичный порядок финансирования (вложение - дивиденды - налогообложение) не осуществляется, кризисная ситуация оказывается завуалирована, создается иллюзия благополучного положения дел в обществе. Поэтому в ситуации, когда одобренный мажоритарным участником (акционером) план выхода из кризиса, не раскрытый публично, не удалось реализовать, на таких участников (акционеров) относятся убытки, связанные с санационной деятельностью в отношении контролируемого хозяйственного общества, в пределах капиталозамещающего финансирования. Такие участники несут риск неэффективности избранного плана "непубличного дофинансирования".
Статья: Субординация основанных на кризисном финансировании требований контролирующих должника лиц: политико-правовые цели и актуальные проблемы
(Есманский А.А.)
("Закон", 2023, N 3)В то же время контролирующее лицо, желая установить свое требование в третьей очереди реестра кредитора, сможет ссылаться на наличие у руководства общества экономически обоснованного плана выхода из кризиса, частью которого и являлось предоставление кризисного финансирования. Иными словами, субординация будет являться последствием финансирования должника, находящегося уже в безнадежной ситуации, а не просто кризисной.
(Есманский А.А.)
("Закон", 2023, N 3)В то же время контролирующее лицо, желая установить свое требование в третьей очереди реестра кредитора, сможет ссылаться на наличие у руководства общества экономически обоснованного плана выхода из кризиса, частью которого и являлось предоставление кризисного финансирования. Иными словами, субординация будет являться последствием финансирования должника, находящегося уже в безнадежной ситуации, а не просто кризисной.
Статья: Ответственность за неподачу заявления о банкротстве (новеллы законодательства о банкротстве и актуальные нормы корпоративного права)
(Пирогова Е.С., Жукова Ю.Д.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 2)Тем не менее судебная практика не торопится автоматически квалифицировать неправомерность необращения руководителя в суд на основании наличия задолженности или негативных финансовых показателей, оставляя ему возможность сослаться на принятие мер к устранению текущей неплатежеспособности. Основа этого заложена в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 53, в соответствии с которым если руководитель должника докажет, что само по себе возникновение признаков неплатежеспособности не свидетельствовало об объективном банкротстве и он, несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок и приложил для этого необходимые усилия, то он может быть освобожден от субсидиарной ответственности. Однако важным условием является наличие у него экономически обоснованного плана, и освобождение от ответственности предусматривается только на тот период, пока выполнение его плана являлось "разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах". Бремя доказывания, как видим, возложено на руководителя. В доктрине такая характеризуется как "процессуальный пинг-понг", выражающийся в том, что озвучивание истцами доводов о моменте возникновения у них обязанности обратиться в суд влечет необходимость представить следом опровержение путем доказывания, что состояние компании на тот момент не было критическим. Наличие плана вывода организации из кризиса указывается в качестве единственной возможности для руководителя опровергнуть презумпцию нарушения им обязанности по подаче заявления [Горбашев И.В., 2018: 10].
(Пирогова Е.С., Жукова Ю.Д.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 2)Тем не менее судебная практика не торопится автоматически квалифицировать неправомерность необращения руководителя в суд на основании наличия задолженности или негативных финансовых показателей, оставляя ему возможность сослаться на принятие мер к устранению текущей неплатежеспособности. Основа этого заложена в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 53, в соответствии с которым если руководитель должника докажет, что само по себе возникновение признаков неплатежеспособности не свидетельствовало об объективном банкротстве и он, несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок и приложил для этого необходимые усилия, то он может быть освобожден от субсидиарной ответственности. Однако важным условием является наличие у него экономически обоснованного плана, и освобождение от ответственности предусматривается только на тот период, пока выполнение его плана являлось "разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах". Бремя доказывания, как видим, возложено на руководителя. В доктрине такая характеризуется как "процессуальный пинг-понг", выражающийся в том, что озвучивание истцами доводов о моменте возникновения у них обязанности обратиться в суд влечет необходимость представить следом опровержение путем доказывания, что состояние компании на тот момент не было критическим. Наличие плана вывода организации из кризиса указывается в качестве единственной возможности для руководителя опровергнуть презумпцию нарушения им обязанности по подаче заявления [Горбашев И.В., 2018: 10].
Статья: Роль экспертизы в спорах о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
(Петухов С.В., Усцов Д.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)В частности, применение данной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу заявления о банкротстве напрямую зависит от наличия экономически обоснованного плана и подтверждения его выполнения.
(Петухов С.В., Усцов Д.К.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 4)В частности, применение данной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу заявления о банкротстве напрямую зависит от наличия экономически обоснованного плана и подтверждения его выполнения.
Статья: Банкротство: тенденции и актуальная судебная практика
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)По результатам такого анализа не исключается возможность разработки и реализации экономически обоснованного плана, направленного на санацию должника, если его руководитель имеет правомерные ожидания преодоления кризисной ситуации в разумный срок, прилагает необходимые усилия для достижения результата (абзац второй пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих лиц к ответственности при банкротстве").
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)По результатам такого анализа не исключается возможность разработки и реализации экономически обоснованного плана, направленного на санацию должника, если его руководитель имеет правомерные ожидания преодоления кризисной ситуации в разумный срок, прилагает необходимые усилия для достижения результата (абзац второй пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих лиц к ответственности при банкротстве").
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Указанным Законом внесены существенные изменения в законодательство о предпринимательской деятельности в Российской Федерации, включая Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), с целью обеспечения поддержания предпринимательской деятельности, действительно пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также реализации субъектами предпринимательской деятельности экономически обоснованного плана по преодолению возникшей неплатежеспособности в связи с указанными обстоятельствами <3>.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Указанным Законом внесены существенные изменения в законодательство о предпринимательской деятельности в Российской Федерации, включая Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), с целью обеспечения поддержания предпринимательской деятельности, действительно пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также реализации субъектами предпринимательской деятельности экономически обоснованного плана по преодолению возникшей неплатежеспособности в связи с указанными обстоятельствами <3>.