Экономическая сущность ндс

Подборка наиболее важных документов по запросу Экономическая сущность ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)
В России, как и в ЕС, НДС не является налогом на добавленную стоимость, а есть налог на конечное потребление или же налог на непредпринимательские покупки, взимаемые "в форме НДС" <1> [2]. Налогоплательщики по всей цепочке движения товаров (работ, услуг) являются де-факто налоговыми агентами, для которых НДС должен быть в идеале налогом нейтральным. Налогоплательщик уплачивает в бюджет сумму налога, равную разнице между НДС исходящим и входящим (налоговый вычет), тем самым достигается возможность переложения налога на конечного потребителя и нейтральность налога для предпринимателя. Экономическая сущность НДС как налога на конечное потребление, нейтральность НДС переворачивают всю конструкцию "освобождений от обязанности плательщика НДС": освобождение от НДС, которое подается как основное преимущество перехода на СНР, несостоятельно, так как НДС должен быть нейтрален, то есть бизнес освобожден от НДС априори. Освобождение от обязанности плательщика НДС в соответствии с действующим законодательством не "освобождает от НДС", поскольку значительную часть НДС налогоплательщик уплачивает при приобретении материальных ресурсов и эта часть относится на затраты. А при реализации товаров (работ, услуг) не конечному потребителю, а покупателю, применяющему ОСНО, операция облагается дополнительно налогом с оборота <2> [1] согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, который гласит: "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога... лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога".
Статья: Реформирование НДС: переход на налог на товары и услуги (НТУ) и изменения в понятийном аппарате
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2021, N 4)
Налоговый и Гражданский кодексы РФ не дают определений НДС и добавленной стоимости. Есть концептуальные проблемы в правильном определении этих понятий при введении НК РФ: попытка дать определения этим терминам приводила бы к противоречиям с экономической сущностью НДС, что становилось очевидным при кодификации налогового законодательства. Однако даже в ситуации игнорирования понятийного аппарата при введении в действие НК РФ была возможность определения объекта налогообложения НДС как налог на потребление и толкования методики расчета, тогда не было бы проблем в понимании налога и его администрировании. Также отсутствуют комментарии Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ с толкованием статей гл. 21 НК РФ, раскрывающим экономическую и правовую сущность налога. Имеющиеся толкования объекта налогообложения Конституционным Судом РФ противоречат экономической и правовой сущности налога. Суд, обращаясь в своих решениях (Постановления от 28.03.2000 N 5-П и от 20.02.2001 N 3-П, Определения от 08.04.2004 N 169-О, от 04.11.2004 N 324-О, от 03.07.2008 N 630-О-П, от 05.03.2009 N 468-О-О) к вопросам, связанным с порядком исчисления налога на добавленную стоимость, указывает, что данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 31-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании "Gazprom Neft Trading GmbH"
Таким образом, из системного толкования положений подпункта 12 пункта 1 статьи 164 и пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом тех целей, которыми руководствовался законодатель, предусматривая право на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к услугам тайм-чартера в рамках экспорта, следует, что для целей применения указанной ставки определяющее правовое значение имеет экономическая сущность произведенной операции (связь с экспортной операцией), направленность действий на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и обусловленность прекращения взаимоотношений сторон в рамках тайм-чартера непредвиденными причинами, не зависящими от воли сторон.
Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П
"По делу о проверке конституционности положения подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Сони Мобайл Коммюникейшнз Рус"
4.1. Содержащаяся в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации статья 162 устанавливает в качестве специального регулирования особенности определения налоговой базы с учетом сумм, непосредственно связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), которые, однако, не были учтены при ее исчислении по общим правилам, так как формально - несмотря на свою экономическую сущность - они не подпадают под действие данных правил.