Экологические штрафы
Подборка наиболее важных документов по запросу Экологические штрафы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 76.2 УК РФКого можно освободить от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В-третьих, существующая система налогообложения и налоговая политика делают муниципальные органы сплошь дотационными и экономически несостоятельными для решения крупных экологических проблем. Основная доля налогов (включая экологические, штрафы и другие платежи) должны оставаться в местном бюджете в качестве целевых статей расходов.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В-третьих, существующая система налогообложения и налоговая политика делают муниципальные органы сплошь дотационными и экономически несостоятельными для решения крупных экологических проблем. Основная доля налогов (включая экологические, штрафы и другие платежи) должны оставаться в местном бюджете в качестве целевых статей расходов.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Поэтому принцип "загрязнитель платит" имеет объективное ограничение: деньги не всегда восстанавливают потери. Данный принцип не должен восприниматься как право загрязнять за плату, однако в отдельных случаях именно так и случается, если штрафы невелики. Следует заметить, что некоторые компании включают потенциальные экологические штрафы в стоимость ведения бизнеса как приемлемые издержки, а не как стимул улучшать экологические показатели, особенно если обнаружение нарушений маловероятно или штрафы низкие. Из вышеизложенного вытекает еще одна проблема: международное право опирается на добросовестность выполнения своих обязательств государствами. Если государство не желает внедрять принцип "загрязнитель платит" в свое национальное право или преследовать собственных нарушителей, никакой наднациональный орган не заставит его это сделать.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Поэтому принцип "загрязнитель платит" имеет объективное ограничение: деньги не всегда восстанавливают потери. Данный принцип не должен восприниматься как право загрязнять за плату, однако в отдельных случаях именно так и случается, если штрафы невелики. Следует заметить, что некоторые компании включают потенциальные экологические штрафы в стоимость ведения бизнеса как приемлемые издержки, а не как стимул улучшать экологические показатели, особенно если обнаружение нарушений маловероятно или штрафы низкие. Из вышеизложенного вытекает еще одна проблема: международное право опирается на добросовестность выполнения своих обязательств государствами. Если государство не желает внедрять принцип "загрязнитель платит" в свое национальное право или преследовать собственных нарушителей, никакой наднациональный орган не заставит его это сделать.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
(ред. от 17.11.2025)Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Готовое решение: Уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не сдали в срок "уточненку" и пояснения и при этом не подали возражения по ошибкам и расхождениям, найденным Росприроднадзором, или направили "уточненку" с исправлением самостоятельно обнаруженной ошибки после срока сдачи отчетности, то вас могут привлечь к ответственности за сокрытие, искажение или несвоевременное сообщение экологической информации.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы не сдали в срок "уточненку" и пояснения и при этом не подали возражения по ошибкам и расхождениям, найденным Росприроднадзором, или направили "уточненку" с исправлением самостоятельно обнаруженной ошибки после срока сдачи отчетности, то вас могут привлечь к ответственности за сокрытие, искажение или несвоевременное сообщение экологической информации.
Статья: К вопросу о саморегулировании деятельности по экологическому сопровождению: вопросы теории и практики
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами <4>. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с уплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.
(Ткачук Д.В.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Экологическое сопровождение можно рассматривать как процесс передачи функционала экологического специалиста на аутсорсинг, при этом организация заключает договор с исполнителем соответствующих услуг, который берет на себя обязанности по обеспечению соблюдения экологических норм и стандартов. Включаемые в этот процесс услуги варьируются от разработки экологической документации до ее согласования с контролирующими органами <4>. Данный подход экономически эффективен для субъектов бизнеса, поскольку позволяет сократить время, затрачиваемое на оформление различных отчетных документов, а также снизить финансовые затраты, связанные с уплатой экологических штрафов и компенсациями за ущерб окружающей среде.
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить экологический сбор
(КонсультантПлюс, 2025)За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):
Статья: Природоохранные мероприятия: учет и отражение в отчетности
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по экологическим штрафам",
(Кувалдина Т.Б.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 5)К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расчеты по экологическим штрафам",
Статья: Социально-экологический учет: альтернативный взгляд на корпоративное устойчивое развитие
(Петров С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 7, 8)В статье М.Ш. Азиза формируются дополнительные учетные счета по экологическим доходам, затратам, резервам, обязательствам [26, с. 250]. Автор подразумевает осуществление экологического учета вне системы штрафов в добровольном формате: сама техника предполагает добровольное желание у компании отражать свою ESG-результативность.
(Петров С.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 7, 8)В статье М.Ш. Азиза формируются дополнительные учетные счета по экологическим доходам, затратам, резервам, обязательствам [26, с. 250]. Автор подразумевает осуществление экологического учета вне системы штрафов в добровольном формате: сама техника предполагает добровольное желание у компании отражать свою ESG-результативность.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В структуру преступлений против экологической безопасности необходимо включить и совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления против экологического благополучия населения, поскольку место их совершения является экологически нестабильным (опасным), что может увеличить масштаб общественно опасных последствий. Кроме того, создаются условия для приобретения ими трансграничного характера. В литературе названы два основных критерия для отнесения территории к зоне экологического бедствия: показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основаниями для придания отдельным территориям Российской Федерации статуса зон экологического бедствия. Аргументируя этот подход, ученые приводят в качестве примера территорию нахождения г. Норильск, отмечая наличие 30-километровой техногенной пустыни вокруг города, возникшей из-за загрязнения атмосферы, а также сведения о том, что 134 тыс. (из 200 тыс.) жителей города страдают респираторными заболеваниями различной тяжести, большинство детей с рождения астматики и аллергики, а по мере взросления к этим заболеваниям добавляются проблемы со щитовидной железой, сердцем, сосудами, а также онкологические заболевания <1>. В то же время градообразующее предприятие - компания "Норильский никель" - неоднократно подвергалось штрафам за совершение экологических правонарушений, однако зоной экологического бедствия ни Норильск, ни иные регионы Красноярского края не объявлялись. Исходя из ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" для объявления территории зоной экологического бедствия необходимо соблюдение особой последовательности юридически значимых действий. Из этого можно заключить, что доктринальный подход к определению зоны экологического бедствия является более широким, чем нормативный.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В структуру преступлений против экологической безопасности необходимо включить и совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления против экологического благополучия населения, поскольку место их совершения является экологически нестабильным (опасным), что может увеличить масштаб общественно опасных последствий. Кроме того, создаются условия для приобретения ими трансграничного характера. В литературе названы два основных критерия для отнесения территории к зоне экологического бедствия: показатели состояния окружающей среды и здоровья населения, которые являются основаниями для придания отдельным территориям Российской Федерации статуса зон экологического бедствия. Аргументируя этот подход, ученые приводят в качестве примера территорию нахождения г. Норильск, отмечая наличие 30-километровой техногенной пустыни вокруг города, возникшей из-за загрязнения атмосферы, а также сведения о том, что 134 тыс. (из 200 тыс.) жителей города страдают респираторными заболеваниями различной тяжести, большинство детей с рождения астматики и аллергики, а по мере взросления к этим заболеваниям добавляются проблемы со щитовидной железой, сердцем, сосудами, а также онкологические заболевания <1>. В то же время градообразующее предприятие - компания "Норильский никель" - неоднократно подвергалось штрафам за совершение экологических правонарушений, однако зоной экологического бедствия ни Норильск, ни иные регионы Красноярского края не объявлялись. Исходя из ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" для объявления территории зоной экологического бедствия необходимо соблюдение особой последовательности юридически значимых действий. Из этого можно заключить, что доктринальный подход к определению зоны экологического бедствия является более широким, чем нормативный.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Вместе с тем такой способ определения размера компенсации не позволял учесть фактические затраты, понесенные причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов. По существу, это создавало ситуацию, при которой причинитель вреда, безразлично относящийся к нанесенному природе ущербу и не затрачивающий усилий на его сокращение, платит только экологический штраф. В то же время точно такой же штраф вынуждена платить и организация, стремящаяся сократить причиненный вред и осуществляющая мероприятия по его компенсации в натуре.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Вместе с тем такой способ определения размера компенсации не позволял учесть фактические затраты, понесенные причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов. По существу, это создавало ситуацию, при которой причинитель вреда, безразлично относящийся к нанесенному природе ущербу и не затрачивающий усилий на его сокращение, платит только экологический штраф. В то же время точно такой же штраф вынуждена платить и организация, стремящаяся сократить причиненный вред и осуществляющая мероприятия по его компенсации в натуре.