Эффект изменения ставок налога на прибыль
Подборка наиболее важных документов по запросу Эффект изменения ставок налога на прибыль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" на финансовые показатели арендатора
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А.)
("Аудитор", 2023, N 5)Применение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" помогает частично компенсировать влияние учета аренды на прибыль и капитал отражением отложенного налогового актива, который сначала увеличивается с признанием доходов по отложенному налогу, а затем уменьшается с признанием расходов. Отражение отложенного налога в отчете о финансовых результатах (ОФР) позволяет сохранять без изменений эффективную ставку налога на прибыль, определяемую делением расходов по текущему и отложенному налогу (строка 2410 ОФР) на бухгалтерскую прибыль (строка 2300 ОФР) (п. 86 МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль"). При этом налоговое бремя как отношение текущего налога на прибыль (строка 2411 ОФР) к бухгалтерской прибыли будет выше прежнего в начале аренды и снизится к ее окончанию.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А.)
("Аудитор", 2023, N 5)Применение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" помогает частично компенсировать влияние учета аренды на прибыль и капитал отражением отложенного налогового актива, который сначала увеличивается с признанием доходов по отложенному налогу, а затем уменьшается с признанием расходов. Отражение отложенного налога в отчете о финансовых результатах (ОФР) позволяет сохранять без изменений эффективную ставку налога на прибыль, определяемую делением расходов по текущему и отложенному налогу (строка 2410 ОФР) на бухгалтерскую прибыль (строка 2300 ОФР) (п. 86 МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль"). При этом налоговое бремя как отношение текущего налога на прибыль (строка 2411 ОФР) к бухгалтерской прибыли будет выше прежнего в начале аренды и снизится к ее окончанию.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)"2. Организации, показывающие налог на прибыль в отчете о прибылях и убытках единым показателем, включают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль в этот показатель. В таком случае величина эффекта от изменения ставки раскрывается в пояснениях к финансовой отчетности наряду с раскрытиями других обычных компонентов налога на прибыль.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)"2. Организации, показывающие налог на прибыль в отчете о прибылях и убытках единым показателем, включают эффект от изменения ставки (ставок) по налогу на прибыль в этот показатель. В таком случае величина эффекта от изменения ставки раскрывается в пояснениях к финансовой отчетности наряду с раскрытиями других обычных компонентов налога на прибыль.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)Ниже приведен пример сверки, подготовленной путем объединения отдельных сверок для каждой национальной юрисдикции. Согласно этому методу, эффект наличия различий между собственной ставкой налога в юрисдикции отчитывающейся организации и ставкой налога в других юрисдикциях не отражается отдельной статьей в указанной сверке. Организации, возможно, необходимо будет проанализировать и раскрыть влияние значительных изменений в ставках налога или в комбинации сумм прибыли, заработанных в разных юрисдикциях, для того чтобы объяснить изменения в применимой ставке (применимых ставках) налога в соответствии с требованиями пункта 81(d).
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)Ниже приведен пример сверки, подготовленной путем объединения отдельных сверок для каждой национальной юрисдикции. Согласно этому методу, эффект наличия различий между собственной ставкой налога в юрисдикции отчитывающейся организации и ставкой налога в других юрисдикциях не отражается отдельной статьей в указанной сверке. Организации, возможно, необходимо будет проанализировать и раскрыть влияние значительных изменений в ставках налога или в комбинации сумм прибыли, заработанных в разных юрисдикциях, для того чтобы объяснить изменения в применимой ставке (применимых ставках) налога в соответствии с требованиями пункта 81(d).
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (не установлена законом субъекта РФ),
(разработаны Минфином России)пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (не установлена законом субъекта РФ),
Статья: Правовая политика государства в сфере публичных финансов как средство обеспечения экономической безопасности
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Одним из ключевых инструментов финансовой политики в контексте обеспечения экономической безопасности является выбор оптимального уровня налоговой нагрузки. Налоговая политика последних лет была направлена на реализацию мер, которые в ближайшей перспективе приведут к увеличению налоговой нагрузки. В частности, налоговая система Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" <13> дополнена налогом разового характера на сверхприбыль, Федеральным законом от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <14> вводится многоступенчатая шкала налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, муниципальным образованиям предоставляется возможность устанавливать туристический налог, увеличивается ставка налога на прибыль организаций с 20 до 25 процентов. Следовательно, налоговое реформирование одновременно требует совершенствования комплекса мер, направленных на обеспечение эффективности администрирования в контексте противодействия уклонению от несения налогового бремени.
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Одним из ключевых инструментов финансовой политики в контексте обеспечения экономической безопасности является выбор оптимального уровня налоговой нагрузки. Налоговая политика последних лет была направлена на реализацию мер, которые в ближайшей перспективе приведут к увеличению налоговой нагрузки. В частности, налоговая система Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" <13> дополнена налогом разового характера на сверхприбыль, Федеральным законом от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <14> вводится многоступенчатая шкала налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, муниципальным образованиям предоставляется возможность устанавливать туристический налог, увеличивается ставка налога на прибыль организаций с 20 до 25 процентов. Следовательно, налоговое реформирование одновременно требует совершенствования комплекса мер, направленных на обеспечение эффективности администрирования в контексте противодействия уклонению от несения налогового бремени.
Статья: Рекомендация 166/2024-КпР "Налогообложение финансовых результатов"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 07.11.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Указанные нормы предписывают включать эффект от изменения налоговых ставок в прибыль (убыток) за период, но не уточняют при этом, должен ли этот эффект включаться в состав расхода (дохода) по налогу на прибыль или учитываться отдельно в качестве самостоятельной составляющей чистой прибыли (убытка). Между тем по данному вопросу можно сделать вывод из других норм стандарта. Так, в соответствии с третьим абзацем пункта 20 ПБУ 18/02 отложенный налог на прибыль за отчетный период определяется как суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период, за исключением результатов операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток). Эта норма определяет отложенный налог как суммарное изменение отложенных налоговых активов и обязательств, делая исключение только для операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток). Исключений в связи с причинами изменения отложенных налоговых активов и обязательств при этом нет, из чего следует, что в отложенный налог включаются не только последствия изменения временных разниц за период, но и последствия других причин, таких как изменения применяемых налоговых ставок или изменения вероятности получения налогооблагаемой прибыли в будущем.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 07.11.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Указанные нормы предписывают включать эффект от изменения налоговых ставок в прибыль (убыток) за период, но не уточняют при этом, должен ли этот эффект включаться в состав расхода (дохода) по налогу на прибыль или учитываться отдельно в качестве самостоятельной составляющей чистой прибыли (убытка). Между тем по данному вопросу можно сделать вывод из других норм стандарта. Так, в соответствии с третьим абзацем пункта 20 ПБУ 18/02 отложенный налог на прибыль за отчетный период определяется как суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период, за исключением результатов операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток). Эта норма определяет отложенный налог как суммарное изменение отложенных налоговых активов и обязательств, делая исключение только для операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток). Исключений в связи с причинами изменения отложенных налоговых активов и обязательств при этом нет, из чего следует, что в отложенный налог включаются не только последствия изменения временных разниц за период, но и последствия других причин, таких как изменения применяемых налоговых ставок или изменения вероятности получения налогооблагаемой прибыли в будущем.
Интервью: ФИНВ - механизм, стимулирующий капиталовложения бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Что касается ставки, то изначально предусматривалось снижение федеральной ставки на 5 или 7%. Сейчас уже есть информация, что эту ставку фактически можно обнулить. Размер налогового обязательства может быть снижен на 8% - это как раз часть налога на прибыль, предназначенного для федерального бюджета.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 25)Что касается ставки, то изначально предусматривалось снижение федеральной ставки на 5 или 7%. Сейчас уже есть информация, что эту ставку фактически можно обнулить. Размер налогового обязательства может быть снижен на 8% - это как раз часть налога на прибыль, предназначенного для федерального бюджета.
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Унификация режима поддержки инвесторов выразилась в принятии в 2018 г. запрета на установление регионами пониженных ставок налога на прибыль в случаях, которые прямо не установлены в налоговом законодательстве. Помимо этого, согласно изменениям, которые были внесены в п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, пониженные ставки, установленные инициативно субъектами Российской Федерации, прекращали свое действие в 2023 г.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Унификация режима поддержки инвесторов выразилась в принятии в 2018 г. запрета на установление регионами пониженных ставок налога на прибыль в случаях, которые прямо не установлены в налоговом законодательстве. Помимо этого, согласно изменениям, которые были внесены в п. 1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, пониженные ставки, установленные инициативно субъектами Российской Федерации, прекращали свое действие в 2023 г.
Вопрос: О предложении по установлению дополнительных льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль для стратегических организаций, включенных в сводный реестр организаций ОПК.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-00-06/12962)Установленное ограничение является компенсацией субъектам Российской Федерации временного перераспределения одного процентного пункта суммы налога на прибыль организаций между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации до 2030 года, а потенциальные ресурсы от увеличения общей налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25 процентов предварительно уже зарезервированы под реализацию соответствующих мероприятий.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-00-06/12962)Установленное ограничение является компенсацией субъектам Российской Федерации временного перераспределения одного процентного пункта суммы налога на прибыль организаций между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации до 2030 года, а потенциальные ресурсы от увеличения общей налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25 процентов предварительно уже зарезервированы под реализацию соответствующих мероприятий.
Готовое решение: Каковы особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
(КонсультантПлюс, 2025)Выбранный способ определения суммы налога для расчета эффективной ставки нужно закрепить в учетной политике, изменять выбранный способ можно не чаще одного раза в 10 лет (пп. 3 п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Выбранный способ определения суммы налога для расчета эффективной ставки нужно закрепить в учетной политике, изменять выбранный способ можно не чаще одного раза в 10 лет (пп. 3 п. 2 ст. 25.13-1 НК РФ).
Вопрос: О предложении по установлению отсрочки начала срока применения участниками РИП пониженной ставки по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 02.03.2023 N 03-03-06/3/17642)Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для участников РИП (с объемом капитальных вложений в РИП не менее 500 млн руб.) уже предусмотрена отсрочка начала срока применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций.
(Письмо Минфина России от 02.03.2023 N 03-03-06/3/17642)Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для участников РИП (с объемом капитальных вложений в РИП не менее 500 млн руб.) уже предусмотрена отсрочка начала срока применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций.
Статья: Российский аналог Pillar 2: какие грядут изменения
(Соловьева Е., Кузнецова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Правила Pillar 2, которые уже внедрены в законодательство многих стран, предполагают довольно простую концепцию - налогообложение прибыли в каждой юрисдикции присутствия МГК по ставке не менее 15%.
(Соловьева Е., Кузнецова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Правила Pillar 2, которые уже внедрены в законодательство многих стран, предполагают довольно простую концепцию - налогообложение прибыли в каждой юрисдикции присутствия МГК по ставке не менее 15%.
Статья: Налоговые аспекты некоторых инструментов наследственного планирования
(Морозова О.С., Берман А.И.)
("Закон", 2024, N 2)Изменения, внесенные в налоговое законодательство, несомненно, повысили привлекательность личного фонда как за счет освобождения от налогообложения доходов выгодоприобретателей, так и за счет создания возможности использования пониженной ставки по налогу на прибыль. В то же время отсутствие льготной ставки по полученным дивидендам, а также освобождения при продаже акций является существенным ограничителем для безусловно позитивной оценки налоговой эффективности данного инструмента.
(Морозова О.С., Берман А.И.)
("Закон", 2024, N 2)Изменения, внесенные в налоговое законодательство, несомненно, повысили привлекательность личного фонда как за счет освобождения от налогообложения доходов выгодоприобретателей, так и за счет создания возможности использования пониженной ставки по налогу на прибыль. В то же время отсутствие льготной ставки по полученным дивидендам, а также освобождения при продаже акций является существенным ограничителем для безусловно позитивной оценки налоговой эффективности данного инструмента.
Готовое решение: Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом
(КонсультантПлюс, 2025)В отчете о финансовых результатах итоговая величина, отражающая общий эффект от изменения ставки, показывается обособленно и участвует в формировании показателя "Чистая прибыль (убыток)". Такой вывод следует из п. 2 Рекомендации Р-4/2008 КпР "Изменение ставки по налогу на прибыль".
(КонсультантПлюс, 2025)В отчете о финансовых результатах итоговая величина, отражающая общий эффект от изменения ставки, показывается обособленно и участвует в формировании показателя "Чистая прибыль (убыток)". Такой вывод следует из п. 2 Рекомендации Р-4/2008 КпР "Изменение ставки по налогу на прибыль".