Изъятие земельного участка для недропользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земельного участка для недропользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 56.3 "Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"По смыслу пункта 3 части 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя)."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 279 "Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ГК РФ"Вместе с тем, вопреки выводу суда апелляционной инстанции, наличие такой лицензии только подтверждает право хозяйствующего субъекта на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недр, однако не является безусловным основанием для изъятия земельных участков, находящихся в собственности других лиц, поскольку заявитель обязан обосновать свое требование наличием в этом государственных нужд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)<5> Самончик О.А. Всегда ли обосновано изъятие земельных участков для целей недропользования? // Аграрное и земельное право. 2020. N 5(185). С. 25 - 29.
(Васючкова О.А., Семерджи К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)<5> Самончик О.А. Всегда ли обосновано изъятие земельных участков для целей недропользования? // Аграрное и земельное право. 2020. N 5(185). С. 25 - 29.
Готовое решение: Порядок расторжения договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности порядка расторжения могут быть связаны со специальными основаниями прекращения аренды земли. Например, специальный порядок прекращения (расторжения) предусмотрен для прекращения договора аренды земли в связи с изъятием участка для государственных или муниципальных нужд (гл. VII.1 ЗК РФ, Информация Роснедр "О процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования").
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности порядка расторжения могут быть связаны со специальными основаниями прекращения аренды земли. Например, специальный порядок прекращения (расторжения) предусмотрен для прекращения договора аренды земли в связи с изъятием участка для государственных или муниципальных нужд (гл. VII.1 ЗК РФ, Информация Роснедр "О процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования").
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения);
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для осуществления пользования участками недр местного значения);
Информация Роснедр
"О процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования"ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
"О процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования"ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Надо отметить, что правовое регулирование горных отношений занимает ведущее положение по отношению к земельно-правовому регулированию. Оно основано на закрепленной в законодательстве первичности получения права пользования недрами перед возникновением правового основания использования земельного участка или земель. При этом предоставление лицу участка недр в пользование логично предполагает создание и применение правовых условий, обеспечивающих юридическую возможность такого лица использовать соответствующие части земной поверхности. Подчиненное в этом аспекте положение земельно-правового регулирования, однако, должно проявляться исключительно в случаях, когда целевое назначение земель и разрешенный вид использования земельного участка допускают осуществление недропользования либо когда юридически возможно изменить правовой режим земель и земельных участков так, чтобы недропользование в их границах становилось бы правомерным. Иная трактовка искажала бы смысл существующего системного правового регулирования горных и земельных отношений. Если же предположить, что не каждый случай недропользования представляет собой основание для предоставления земельного участка, когда законодательством это предусмотрено, получения иной возможности использования земель и земельных участков, что недропользование не всегда составляет тот исключительный случай, который обусловливает перевод земель в другую категорию, изъятие земельных участков, то пользование предоставленным участком недр становится невозможным. В то же время государство в лице своих уполномоченных органов, выдавая лицензию на пользование недрами, несомненно, рассчитывает, что ее условия должны быть выполнены.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Надо отметить, что правовое регулирование горных отношений занимает ведущее положение по отношению к земельно-правовому регулированию. Оно основано на закрепленной в законодательстве первичности получения права пользования недрами перед возникновением правового основания использования земельного участка или земель. При этом предоставление лицу участка недр в пользование логично предполагает создание и применение правовых условий, обеспечивающих юридическую возможность такого лица использовать соответствующие части земной поверхности. Подчиненное в этом аспекте положение земельно-правового регулирования, однако, должно проявляться исключительно в случаях, когда целевое назначение земель и разрешенный вид использования земельного участка допускают осуществление недропользования либо когда юридически возможно изменить правовой режим земель и земельных участков так, чтобы недропользование в их границах становилось бы правомерным. Иная трактовка искажала бы смысл существующего системного правового регулирования горных и земельных отношений. Если же предположить, что не каждый случай недропользования представляет собой основание для предоставления земельного участка, когда законодательством это предусмотрено, получения иной возможности использования земель и земельных участков, что недропользование не всегда составляет тот исключительный случай, который обусловливает перевод земель в другую категорию, изъятие земельных участков, то пользование предоставленным участком недр становится невозможным. В то же время государство в лице своих уполномоченных органов, выдавая лицензию на пользование недрами, несомненно, рассчитывает, что ее условия должны быть выполнены.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как следует из ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ. Оно также осуществляется в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам. Наконец, оно осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- земельные участки под указанные цели предоставляются из состава земель государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, а в случае частной собственности на эти участки предусматривается процедура изъятия для государственных или муниципальных нужд с одновременным переводом земель в соответствующую категорию и изменением вида использования земельных участков. Действующими нормами законодательства не предусматривается необходимость наличия каких-либо других обоснований для принятия решения об изъятии земельных участков для использования в целях недропользования, кроме наличия лицензии на пользование недрами;
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)- земельные участки под указанные цели предоставляются из состава земель государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, а в случае частной собственности на эти участки предусматривается процедура изъятия для государственных или муниципальных нужд с одновременным переводом земель в соответствующую категорию и изменением вида использования земельных участков. Действующими нормами законодательства не предусматривается необходимость наличия каких-либо других обоснований для принятия решения об изъятии земельных участков для использования в целях недропользования, кроме наличия лицензии на пользование недрами;
Ситуация: Каков порядок изъятия жилого помещения для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - в случае изъятия для государственных нужд субъекта РФ (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также в случае изъятия земельных участков в целях осуществления пользования участками недр местного значения;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - в случае изъятия для государственных нужд субъекта РФ (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также в случае изъятия земельных участков в целях осуществления пользования участками недр местного значения;