Изъятие земель в казну
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие земель в казну (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Автономные учреждения (правомочия и ограничения)
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права оперативного управления зданием и от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которые им не используются, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о том, что данное имущество подлежит изъятию в казну Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права оперативного управления зданием и от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которые им не используются, в связи с чем суды обоснованно пришли к выводу о том, что данное имущество подлежит изъятию в казну Российской Федерации..."
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 N 08АП-14682/2023 по делу N А46-15306/2023
Требование: Об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что изъятие в казну спорного объекта невозможно, поскольку земельный участок под объектом недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, также не исключают правомочий ответчика на изъятие из оперативного управления указанного имущества в казну Российской Федерации, учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требование: Об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы подателя жалобы о том, что изъятие в казну спорного объекта невозможно, поскольку земельный участок под объектом недвижимости в установленном законом порядке не сформирован, также не исключают правомочий ответчика на изъятие из оперативного управления указанного имущества в казну Российской Федерации, учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Сложность для правоприменения состоит в том, что данная категория является оценочной, т.е. вопрос о наличии или отсутствии публичного интереса может быть решен только применительно к конкретному казусу с учетом всех фактических обстоятельств. Например, не допускается принудительный выкуп исключительно с целью пополнения государственной казны <23>, но возможно изъятие земельного участка с целью постройки на нем канатной дороги для транспортировки руды, поскольку горнорудная промышленность имеет большое значение для экономики <24>.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Сложность для правоприменения состоит в том, что данная категория является оценочной, т.е. вопрос о наличии или отсутствии публичного интереса может быть решен только применительно к конкретному казусу с учетом всех фактических обстоятельств. Например, не допускается принудительный выкуп исключительно с целью пополнения государственной казны <23>, но возможно изъятие земельного участка с целью постройки на нем канатной дороги для транспортировки руды, поскольку горнорудная промышленность имеет большое значение для экономики <24>.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В отличие от иных субъектов гражданского права публичные образования могут иметь в собственности изъятое из оборота имущество - земельные участки (федеральная собственность), специфическое имущество - казну. Государственная казна Российской Федерации, казна республики в составе Российской Федерации, казна края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа - это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Приобретение права собственности публичным образованием опосредуется специфическими способами и имеет свои основания (реквизиция, изъятие для государственных или муниципальных нужд, национализация, конфискация, разграничение государственной собственности на землю, приобретение права собственности на вымороченное имущество и др.). Имущество публичных образований может передаваться отдельным видам юридических лиц на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, земельные участки - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Только публичные образования создают унитарные предприятия и некоторые иные виды юридических лиц.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)При таких обстоятельствах и на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ судом были правомерно удовлетворены исковые требования И. о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)При таких обстоятельствах и на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ судом были правомерно удовлетворены исковые требования И. о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.
Готовое решение: Как учитывать недвижимость на счете 103 11 "Земля (земельные участки) - недвижимое имущество учреждения"
(КонсультантПлюс, 2025)При изъятии земельного участка и до его закрепления на праве постоянного (бессрочного) пользования указанный участок следует передать в государственную (муниципальную) казну (Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 02-06-10/123979).
(КонсультантПлюс, 2025)При изъятии земельного участка и до его закрепления на праве постоянного (бессрочного) пользования указанный участок следует передать в государственную (муниципальную) казну (Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 02-06-10/123979).
Статья: Резервирование земель: некоторые проблемы правового регулирования и правоприменительной практики
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)Таким образом, одна из основных целей введения резервирования - снижение бюджетных издержек в связи с последующим изъятием участков в государственную казну.
(Макин Р.В., Маркелова А.А.)
("Закон", 2022, N 4)Таким образом, одна из основных целей введения резервирования - снижение бюджетных издержек в связи с последующим изъятием участков в государственную казну.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Это означает, что по сути они также изъяты из имущественного (гражданского) оборота.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Это означает, что по сути они также изъяты из имущественного (гражданского) оборота.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Практика. Скигин И.Ю., Салманов М.Г. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город {...} о прекращении долевой собственности на земельный участок и взыскании с ответчиков за счет казны муниципального образования город {...} стоимости фактически изъятого земельного участка либо об обязании ответчика предоставить в долевую собственность равноценный фактически изъятому земельный участок и о признании за истцами права долевой собственности на предоставленный взамен земельный участок.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Практика. Скигин И.Ю., Салманов М.Г. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город {...} о прекращении долевой собственности на земельный участок и взыскании с ответчиков за счет казны муниципального образования город {...} стоимости фактически изъятого земельного участка либо об обязании ответчика предоставить в долевую собственность равноценный фактически изъятому земельный участок и о признании за истцами права долевой собственности на предоставленный взамен земельный участок.
Статья: Передача земельного участка с неразграниченным правом пользования в собственность
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)- при отражении возврата (изъятия) земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости, право на которые в соответствии с законодательством РФ прекращено;
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 2)- при отражении возврата (изъятия) земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости, право на которые в соответствии с законодательством РФ прекращено;
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По истечении срока, установленного для выявления правообладателей земельных участков, подлежащих изъятию, уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 56.6 ЗК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По истечении срока, установленного для выявления правообладателей земельных участков, подлежащих изъятию, уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 56.6 ЗК РФ.
Статья: Земля в аренде и в оперативном управлении в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Если земельный участок не используется по назначению, учредитель вправе его изъять (ст. 45 ЗК РФ). В этом случае участок передается в казну безвозмездно.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Если земельный участок не используется по назначению, учредитель вправе его изъять (ст. 45 ЗК РФ). В этом случае участок передается в казну безвозмездно.
Статья: Особенности принудительной реализации незавершенного строительства ввиду прекращения права аренды публичного земельного участка (ст. 239.1 ГК РФ)
(Андреева Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Как правило, на практике нет сложностей в определении лица, имеющего право заявлять рассматриваемые требования. Вместе с тем автор настоящего исследования задался вопросом: является ли обращение в суд с подобным требованием правом или обязанностью уполномоченного органа? Статья 239.1 ГК РФ сформулирована таким образом, что дает возможность, но не обязывает соответствующего субъекта заявить данное требование. Тем не менее, по мнению автора, диспозиция нормы должна содержать именно обязанность по обращению в суд. Во-первых, анализ судебной практики показывает, что изъятию ОНС предшествовало многократное перезаключение договоров аренды земельного участка, тем не менее это не привело к достройке объекта, а значит, публичный земельный фонд уже используется неэффективно. Таким образом, дискреция в вопросе о том, подавать или не подавать в суд заявление об изъятии и продаже ОНС, может затянуть разрешение этой управленческой проблемы. Во-вторых, нахождение на публичном земельном участке недвижимого имущества лишает публично-правовое образование как собственника земельного участка возможности выгодно распорядиться им, в частности сдать в аренду либо продать. Соответственно, в казну может быть недополучен доход. Поэтому чем раньше будет реализован ОНС, тем скорее будет решен вопрос с повторным предоставлением этих земель в пользование и поступлением дополнительных доходов. Кроме того, предоставление органу публичной власти права выбора по данному вопросу создает почву для коррупции, поскольку собственник ОНС заинтересован в затягивании реализации объекта. Это дает ему право получить земельный участок в аренду еще на трехлетний период по подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ либо достроить объект в отсутствие арендных отношений.
(Андреева Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 11)Как правило, на практике нет сложностей в определении лица, имеющего право заявлять рассматриваемые требования. Вместе с тем автор настоящего исследования задался вопросом: является ли обращение в суд с подобным требованием правом или обязанностью уполномоченного органа? Статья 239.1 ГК РФ сформулирована таким образом, что дает возможность, но не обязывает соответствующего субъекта заявить данное требование. Тем не менее, по мнению автора, диспозиция нормы должна содержать именно обязанность по обращению в суд. Во-первых, анализ судебной практики показывает, что изъятию ОНС предшествовало многократное перезаключение договоров аренды земельного участка, тем не менее это не привело к достройке объекта, а значит, публичный земельный фонд уже используется неэффективно. Таким образом, дискреция в вопросе о том, подавать или не подавать в суд заявление об изъятии и продаже ОНС, может затянуть разрешение этой управленческой проблемы. Во-вторых, нахождение на публичном земельном участке недвижимого имущества лишает публично-правовое образование как собственника земельного участка возможности выгодно распорядиться им, в частности сдать в аренду либо продать. Соответственно, в казну может быть недополучен доход. Поэтому чем раньше будет реализован ОНС, тем скорее будет решен вопрос с повторным предоставлением этих земель в пользование и поступлением дополнительных доходов. Кроме того, предоставление органу публичной власти права выбора по данному вопросу создает почву для коррупции, поскольку собственник ОНС заинтересован в затягивании реализации объекта. Это дает ему право получить земельный участок в аренду еще на трехлетний период по подп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ либо достроить объект в отсутствие арендных отношений.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<52> Росреестром согласован 51 отказ от права постоянного (бессрочного) пользования, 42 из них переданы в казну Российской Федерации, в отношении 2 земельных участков изменен вид разрешенного использования. В настоящее время Росреестром подано исковое заявление к ТУ Росимущества в Московской области об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:722 площадью 1,6 га, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Росреестра, в казну Российской Федерации.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<52> Росреестром согласован 51 отказ от права постоянного (бессрочного) пользования, 42 из них переданы в казну Российской Федерации, в отношении 2 земельных участков изменен вид разрешенного использования. В настоящее время Росреестром подано исковое заявление к ТУ Росимущества в Московской области об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:722 площадью 1,6 га, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Росреестра, в казну Российской Федерации.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Осуществлен выход на числящийся в РФИ за правообладателем ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" объект по адресу: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 41, стр. 6 (кадастровый номер 77:03:0004004:6049), который в 2018 году изъят из хозяйственного ведения предприятия и вместе с земельным участком передан АО "ДОМ.РФ". В нарушение Положения N 447 в РФИ соответствующие изменения не внесены.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)Осуществлен выход на числящийся в РФИ за правообладателем ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" объект по адресу: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 41, стр. 6 (кадастровый номер 77:03:0004004:6049), который в 2018 году изъят из хозяйственного ведения предприятия и вместе с земельным участком передан АО "ДОМ.РФ". В нарушение Положения N 447 в РФИ соответствующие изменения не внесены.