Изъятие садового земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие садового земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Основания прекращения аренды земельного участка" ЗК РФ"Поскольку на вышеуказанном земельном участке ответчиком возведен садовый дом и начато строительство жилого дома для собственного проживания, то удовлетворение заявленных ДГИ адрес исковых требований, направленных на фактическое изъятие земельного участка с расположенным на нем объектами, существенно нарушит и ущемит законные права и интересы ответчика.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54 "Государственный строительный надзор" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 49, пунктом 1.1 части 17 статьи 51, части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса изъятия касаются объектов индивидуального жилищного строительства и упрощенный порядок осуществления строительства или реконструкции, предусмотренный для жилых или садовых домов, возведенных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в отношении домов блокированной застройки не распространяется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Освоение или изъятие? Риски и возможности для владельцев садовых участков после внесения изменений в земельное законодательство
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Ключевые слова: освоение земельных участков, изъятие земельных участков, садовые и огородные земельные участки, правовая неопределенность, праксиология.
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Ключевые слова: освоение земельных участков, изъятие земельных участков, садовые и огородные земельные участки, правовая неопределенность, праксиология.
Статья: В России официально утвердили признаки неосвоенной земли
(Маняхина Н., Могилина М.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Признаки неиспользования земельных участков представляют собой закономерную попытку государства по расширению инструментов изъятия земельных участков в целях стабилизации ситуации на рынке, а также противодействия захламлению и запустению земельных участков. В целом, такой подход является одним из "обходных маневров" процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, когда используется механизм освоения земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых и огородных земельных участков вместо дорогостоящей процедуры изъятия, предполагающей существование достаточного числа гарантий в отношении правообладателя земельного участка.
(Маняхина Н., Могилина М.)
("Жилищное право", 2025, N 6)Признаки неиспользования земельных участков представляют собой закономерную попытку государства по расширению инструментов изъятия земельных участков в целях стабилизации ситуации на рынке, а также противодействия захламлению и запустению земельных участков. В целом, такой подход является одним из "обходных маневров" процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, когда используется механизм освоения земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых и огородных земельных участков вместо дорогостоящей процедуры изъятия, предполагающей существование достаточного числа гарантий в отношении правообладателя земельного участка.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8) разработка и утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, принятие решений о резервировании земель и об изъятии земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных образований, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о комплексном развитии территории и заключение договора о комплексном развитии территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8) разработка и утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, принятие решений о резервировании земель и об изъятии земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных образований, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, принятие решения о комплексном развитии территории и заключение договора о комплексном развитии территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члену садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества садового или огородного земельного участка, образованных из земельного участка, предоставленного такому товариществу;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члену садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества садового или огородного земельного участка, образованных из земельного участка, предоставленного такому товариществу;
Статья: Об изъятии домов и участков по новому Закону N 494-ФЗ
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Из этого правила нормами Градостроительного кодекса предусмотрен ряд исключений, в частности, не могут быть изъяты земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами.
(Горелов А., Задоров М., Степанова Л., Тихонова В.)
("Жилищное право", 2021, N 3)Из этого правила нормами Градостроительного кодекса предусмотрен ряд исключений, в частности, не могут быть изъяты земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами.
Статья: Дети от новых браков родителя и их права на недвижимость
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно завещанию <...> Ф.И.О.2 <...> года рождения завещал сыну Ф.И.О.4 всю принадлежащую ему долю квартиры, находящейся по адресу: <адрес изъят>, предметы домашней обстановки и обихода, земельный участок и садовый домик, под номером 287, находящиеся в садоводческом товариществе "Р.-2". После проведения экспертизы суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания сделки недействительной.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Согласно завещанию <...> Ф.И.О.2 <...> года рождения завещал сыну Ф.И.О.4 всю принадлежащую ему долю квартиры, находящейся по адресу: <адрес изъят>, предметы домашней обстановки и обихода, земельный участок и садовый домик, под номером 287, находящиеся в садоводческом товариществе "Р.-2". После проведения экспертизы суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания сделки недействительной.
Статья: Особенности осуществления сделок с земельными участками как объектами недвижимости (на примере мены и ипотеки)
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)Поскольку договор мены является одним из "классических" видов сделок с земельными участками, в научной литературе прошлых лет было поставлено множество важных вопросов о сущности и порядке заключения данного договора, на многие из которых сейчас уже можно дать четкий ответ. Так, И.О. Краснова обращала внимание на тот факт, что непонятно, можно ли частным субъектам заключать договор мены "с государственными и муниципальными землями, насколько применимы правила гражданского законодательства к таким землям, могут ли обмениваться земельные участки разного целевого назначения, могут ли юридические лица обмениваться земельными участками с физическими лицами" <4>. Представляется, что на эти вопросы можно предложить следующий ответ: договор мены частных и публичных земель возможен в специально предусмотренных законодательством случаях, например при изъятии земельного участка гражданина или юридического лица для государственных или муниципальных нужд (с ними может быть заключен договор мены, и предоставлен земельный участок из состава государственных или муниципальных земель). Гражданское законодательство применимо к договору мены в той части, в какой оно не противоречит положениям ЗК РФ. Земельные участки различного целевого назначения и разрешенного использования могут быть предметом договора мены (например, садовый земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения можно поменять на участок для индивидуального жилищного строительства из состава земель населенных пунктов), если они не изъяты и не ограничены в обороте. Наконец, нет запретов на любые сделки мены между физическими и юридическими лицами.
(Инжиева Б.Б.)
("Цивилист", 2022, N 4)Поскольку договор мены является одним из "классических" видов сделок с земельными участками, в научной литературе прошлых лет было поставлено множество важных вопросов о сущности и порядке заключения данного договора, на многие из которых сейчас уже можно дать четкий ответ. Так, И.О. Краснова обращала внимание на тот факт, что непонятно, можно ли частным субъектам заключать договор мены "с государственными и муниципальными землями, насколько применимы правила гражданского законодательства к таким землям, могут ли обмениваться земельные участки разного целевого назначения, могут ли юридические лица обмениваться земельными участками с физическими лицами" <4>. Представляется, что на эти вопросы можно предложить следующий ответ: договор мены частных и публичных земель возможен в специально предусмотренных законодательством случаях, например при изъятии земельного участка гражданина или юридического лица для государственных или муниципальных нужд (с ними может быть заключен договор мены, и предоставлен земельный участок из состава государственных или муниципальных земель). Гражданское законодательство применимо к договору мены в той части, в какой оно не противоречит положениям ЗК РФ. Земельные участки различного целевого назначения и разрешенного использования могут быть предметом договора мены (например, садовый земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения можно поменять на участок для индивидуального жилищного строительства из состава земель населенных пунктов), если они не изъяты и не ограничены в обороте. Наконец, нет запретов на любые сделки мены между физическими и юридическими лицами.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)1. Предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 49, п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 54 ГрК РФ изъятия касаются объектов индивидуального жилищного строительства, и упрощенный порядок осуществления строительства или реконструкции, предусмотренный для жилых или садовых домов, в отношении домов блокированной застройки не распространяется. Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у ответчика обязанности по получению разрешения на строительство ошибочны.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)1. Предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 49, п. 1.1 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 54 ГрК РФ изъятия касаются объектов индивидуального жилищного строительства, и упрощенный порядок осуществления строительства или реконструкции, предусмотренный для жилых или садовых домов, в отношении домов блокированной застройки не распространяется. Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у ответчика обязанности по получению разрешения на строительство ошибочны.
Статья: Россиянам напомнили о новых критериях изъятия бесхозных земель
(Иванов И.)
("Жилищное право", 2025, N 9)Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов сообщил "РИА Новости", что с 01.09.2025 вступают в силу критерии изъятия бесхозных земель.
(Иванов И.)
("Жилищное право", 2025, N 9)Заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов сообщил "РИА Новости", что с 01.09.2025 вступают в силу критерии изъятия бесхозных земель.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Судебная практика по данному вопросу неоднозначная. В большинстве проанализированных авторами судебных дел (46 из 50) суды ссылались на ст. 284 ГК РФ при рассмотрении дел об изъятии неиспользуемых земельных участков. Однако в одном аналогичном деле они ссылались на обе статьи <8>. В двух делах участки использовались не по целевому назначению и суды применяли и ст. 284, и ст. 285 <9>. В одном деле садовый участок использовался собственником не по целевому назначению (для складирования и продажи строительных материалов), при этом суд применил и ст. 284 ГК РФ, и Закон N 101-ФЗ (который вовсе не распространяется на садовые участки) <10>.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Судебная практика по данному вопросу неоднозначная. В большинстве проанализированных авторами судебных дел (46 из 50) суды ссылались на ст. 284 ГК РФ при рассмотрении дел об изъятии неиспользуемых земельных участков. Однако в одном аналогичном деле они ссылались на обе статьи <8>. В двух делах участки использовались не по целевому назначению и суды применяли и ст. 284, и ст. 285 <9>. В одном деле садовый участок использовался собственником не по целевому назначению (для складирования и продажи строительных материалов), при этом суд применил и ст. 284 ГК РФ, и Закон N 101-ФЗ (который вовсе не распространяется на садовые участки) <10>.
Вопрос: Об имущественном вычете по НДФЛ при продаже жилого помещения, полученного по договору мены и находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 03-04-05/115552)Подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 03-04-05/115552)Подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- забор (изъятие) водных ресурсов в пределах Курганской области для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе:
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- забор (изъятие) водных ресурсов в пределах Курганской области для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе:
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Опыт правоприменения показал, что использование гражданско-правовых механизмов всегда наталкивалось на проблемы отсутствия согласия на продажу жилой недвижимости или завышенных требований в отношении ее цены со стороны отдельных собственников. Применение в отношении аварийных многоквартирных домов механизма принудительного изъятия недвижимости на основании федерального закона может быть обосновано (хотя и с некоторой долей условности, о чем подробнее было сказано в разделе 1) опасностью для жизни и здоровья граждан. Однако установленная сегодня возможность применения механизма изъятия в отношении включенных в границы территории комплексного развития земельных участков и расположенных на них ветхих или неблагоустроенных домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов выглядит малообоснованной с правовой и социальной точки зрения. Авторы комментариев к ст. 279 ГК РФ (И.Б. Миронов в соавторстве с В.В. Андроповым) справедливо отмечают: "Учитывая многогранность и исключительную значимость земли в жизнедеятельности как государства, так и отдельно взятого человека, принудительное изъятие земельного участка в интересах и по инициативе наиболее сильного участника гражданских отношений - государства (муниципалитета) в любом случае для теряющего свою землю частного собственника будет в достаточной степени болезненной процедурой, поскольку для подавляющего большинства граждан земля (земельный участок) ассоциируется не столько с ее юридическим значением как объекта права, имеющего определенную стоимость, сколько с ее социальным значением и сложившимися традициями, когда земля ассоциируется как кормилица, родное (кровное) место и т.п." <22>.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Опыт правоприменения показал, что использование гражданско-правовых механизмов всегда наталкивалось на проблемы отсутствия согласия на продажу жилой недвижимости или завышенных требований в отношении ее цены со стороны отдельных собственников. Применение в отношении аварийных многоквартирных домов механизма принудительного изъятия недвижимости на основании федерального закона может быть обосновано (хотя и с некоторой долей условности, о чем подробнее было сказано в разделе 1) опасностью для жизни и здоровья граждан. Однако установленная сегодня возможность применения механизма изъятия в отношении включенных в границы территории комплексного развития земельных участков и расположенных на них ветхих или неблагоустроенных домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов выглядит малообоснованной с правовой и социальной точки зрения. Авторы комментариев к ст. 279 ГК РФ (И.Б. Миронов в соавторстве с В.В. Андроповым) справедливо отмечают: "Учитывая многогранность и исключительную значимость земли в жизнедеятельности как государства, так и отдельно взятого человека, принудительное изъятие земельного участка в интересах и по инициативе наиболее сильного участника гражданских отношений - государства (муниципалитета) в любом случае для теряющего свою землю частного собственника будет в достаточной степени болезненной процедурой, поскольку для подавляющего большинства граждан земля (земельный участок) ассоциируется не столько с ее юридическим значением как объекта права, имеющего определенную стоимость, сколько с ее социальным значением и сложившимися традициями, когда земля ассоциируется как кормилица, родное (кровное) место и т.п." <22>.