Изъятие части земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Подборка наиболее важных документов по запросу Изъятие части земельного участка для государственных или муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 279 "Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ГК РФ"Из смысла положений вышеприведенных норм материального права следует, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд
(Сенчищев В.И.)
("Вестник гражданского права", 2019, N 6)
Нельзя не упомянуть здесь о позиции, которая была выражена в заключениях Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в отношении разных редакций проекта федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд". Квинтэссенция позиции Совета выражается в следующих словах Экспертного заключения по упомянутому законопроекту <1>: "Очевидно, что изъятие земельного участка является, по определению, мерой экстраординарной и чрезвычайной и не должно сводиться лишь к предоставлению экономического эквивалента изымаемого имущества. Изъятие - это, прежде всего, вторжение в сферу автономии воли частного лица, сферу его усмотрения, и лишь во вторую очередь - лишение лица части его имущества. Изъятие как ограничение экономической свободы лица может быть оправдано только наличием заслуживающего еще большей защиты публичного интереса, выражающегося в правовом смысле через юридическую категорию "общественных нужд". При таких условиях само по себе формулирование (1) понятия, (2) признаков, (3) необходимых и обязательных элементов юридического состава "общественных нужд", является первейшей и главной задачей законодателя в контексте рассматриваемого вопроса.
Статья: Публичные закупки и изъятие имущества как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 6)
<31> Решение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 7 октября 2011 г. N 153(5) "О проекте Федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (к первому чтению); Экспертное заключение по проекту федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 24 ноября 2014 г. N 136-6/2014).

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ
(ред. от 29.12.2017)
"Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. В случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, за исключением государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного или муниципального учреждения, вправе требовать изъятия земельного участка или его части для государственных или муниципальных нужд, а арендатор такого земельного участка вправе требовать в одностороннем порядке расторжения договора аренды.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014)
(Извлечение)
ВОПРОС 7. На какой момент определяется стоимость земельного участка при рассмотрении иска о его выкупе для государственных или муниципальных нужд?