Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Отменяя в части судебные акты, суд кассационной инстанции, сославшись на Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел), указал на право обвиняемых и подозреваемых иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств художественную и иную литературу, в том числе для целей самообразования. Установив, что книга "Когнитивная герменевтика" не относится к изданиям, пропагандирующим войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия и жестокости, к изданиям порнографического характера, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца в данной части."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 77.1 "Привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве" УИК РФ"Учитывая приведенные положения, следует признать, что применение к Е. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, без учета дифференциации правового регулирования порядка и условий отбывания наказания, ухудшает статус административного истца как осужденного, находящегося в изоляторе временного содержания в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание под стражей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
Статья: Уголовно-правовая охрана порядка содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых либо отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы (ст. 321.1 УК РФ)
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)<7> Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 (ред. от 06.12.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 (ред. от 16.08.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов" // Российская газета. 2010. 28 мая; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 (ред. от 03.06.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 51; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 (ред. от 01.03.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)<7> Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 (ред. от 06.12.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 (ред. от 16.08.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов" // Российская газета. 2010. 28 мая; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 (ред. от 03.06.2024) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 51; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 (ред. от 01.03.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Анализ действующего законодательства показывает, что термин "предварительное заключение" нормативного определения не имеет. При применении рассматриваемой нормы в данной части необходимо руководствоваться соответствующими положениями УПК РФ, Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий".
Статья: Существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд органов внутренних дел
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Содержание типовых государственных контрактов (типовых условий к ним) должно определяться функциональным (целевым) назначением инфраструктуры ОВД, представляющей комплекс административных, служебно-технических зданий и сооружений, посредством которых создаются необходимые условия, отвечающие требованиям российского законодательства: для подготовки личного состава в образовательных организациях и оказания медицинских услуг в медицинских организациях системы МВД России; для хранения специальных средств, оружия и боеприпасов к ним; для хранения вещественных доказательств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ; в дежурных частях; в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД; в кинологических подразделениях ОВД и т.п.
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Содержание типовых государственных контрактов (типовых условий к ним) должно определяться функциональным (целевым) назначением инфраструктуры ОВД, представляющей комплекс административных, служебно-технических зданий и сооружений, посредством которых создаются необходимые условия, отвечающие требованиям российского законодательства: для подготовки личного состава в образовательных организациях и оказания медицинских услуг в медицинских организациях системы МВД России; для хранения специальных средств, оружия и боеприпасов к ним; для хранения вещественных доказательств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ; в дежурных частях; в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД; в кинологических подразделениях ОВД и т.п.
Статья: Обеспечение гарантий прав человека в местах принудительного содержания, подведомственных Минздраву России
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<20> На основании федеральных законов приняты соответствующие Правила внутреннего распорядка: Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"; Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста"; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<20> На основании федеральных законов приняты соответствующие Правила внутреннего распорядка: Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"; Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста"; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Статья: Уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты содержания подозреваемых, обвиняемых и лишенных свободы за пределами следственного изолятора (теоретическое исследование)
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
(Тушев А.А., Малин П.М., Пивень А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)В ст. 76 УИК РФ обозначены общие правила перемещения осужденных к лишению свободы. В них установлено, что перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования. Там же указано, что порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ. Такими актами, например, являются Приказ Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199/369-ДСП "Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию" и МВД России N 140 ДСП от 7 марта 2006 г. "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых", в которых обозначены некоторые запреты и обязанности конвоируемых лиц. Проблема в том, что данные акты содержат гриф "для служебного пользования", и они остаются "закрытыми". Если в момент конвоирования не соблюдаются условия содержания перемещаемых лиц, установленные названными актами, но ввиду отсутствия у перемещаемого лица доступа к ним, умаляется его право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей, реализация которого закреплена статьей 17.1 ФЗ о содержании под стражей.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<16> См.: Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<16> См.: Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел".
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определены статьей 7 Федерального закона N 103-ФЗ. К ним, в частности, относятся следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определены статьей 7 Федерального закона N 103-ФЗ. К ним, в частности, относятся следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.