Изолятор временного содержания
Подборка наиболее важных документов по запросу Изолятор временного содержания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с расчетом выслуги лет и размером пенсии за выслугу лет в связи с военной службой, службой в органах внутренних дел и (или) службой в иных органах
(КонсультантПлюс, 2025)период службы позже 01.01.2001 в изоляторе временного содержания или конвойном подразделении милиции с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, даже если наименование должности не совпадает с наименованием в Перечне, действовавшем в этот период
(КонсультантПлюс, 2025)период службы позже 01.01.2001 в изоляторе временного содержания или конвойном подразделении милиции с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, даже если наименование должности не совпадает с наименованием в Перечне, действовавшем в этот период
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 77.1 "Привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве" УИК РФ"Удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что Е., являясь осужденным к лишению свободы и привлеченным к участию в следственных действиях в порядке ст. 77.1 УИК РФ, подлежал содержанию в изоляторе временного содержания на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении и в отношении него должны были применяться утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений N 295, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, требование п. "г" ч. 3 ст. 123 УИК РФ в отношении административного истца в период содержания в ИВС УМВД России по г. Петрозаводску не соблюдалось, в связи с чем, действиями (бездействием) административного ответчика Е. причинены нравственные страдания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание под стражей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Таким образом, при удостоверении завещания начальником следственного изолятора необходимо дополнительное подтверждение того обстоятельства, что завещатель находился в СИЗО именно в соответствии с приговором суда. В изоляторе временного содержания (ИВС) завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, удостоверить нельзя.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Таким образом, при удостоверении завещания начальником следственного изолятора необходимо дополнительное подтверждение того обстоятельства, что завещатель находился в СИЗО именно в соответствии с приговором суда. В изоляторе временного содержания (ИВС) завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, удостоверить нельзя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2005 г. N 7246
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2005 г. N 7246
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По постановлению следователя (дознавателя и др.) подозреваемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут быть переведены в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий (ст. 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <19>).
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По постановлению следователя (дознавателя и др.) подозреваемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут быть переведены в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий (ст. 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <19>).
Статья: Обращение граждан с жалобой в Европейский суд по правам человека: некоторые практические советы
(Лиц М.О.)
("Мировой судья", 2021, N 9)К примеру, в одном из Постановлений ЕСПЧ отмечалось, что гражданин Кыргызстана находился в изоляторе временного содержания для иностранцев в г. Москве и подвергался избиению сотрудниками полиции. Ссылаясь на нарушения ст. 3 и ряда других статей Конвенции 1950 г., он обратился с жалобой в ЕСПЧ против России. В качестве правовых аргументов, объясняющих нарушения конвенционных положений, Суд напомнил, что запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания представляет собой ценность цивилизации и не предусматривает отступлений даже в случае всеобщего бедствия, угрожающего существованию нации. Расследование заявлений о жестоком обращении должно быть тщательным и предполагает принятие всех возможных мер для обеспечения доказательств относительно инцидента. Иными словами, отсутствие свидетельских показаний и данных судебной экспертизы приводит к нарушению этого стандарта. В итоге ЕСПЧ констатировал в отношении иностранного гражданина, пребывающего на территории Российской Федерации (далее также - РФ), нарушения ст. 3 Конвенции в связи с жестоким обращением и отсутствием эффективного расследования сложившейся ситуации <5>.
(Лиц М.О.)
("Мировой судья", 2021, N 9)К примеру, в одном из Постановлений ЕСПЧ отмечалось, что гражданин Кыргызстана находился в изоляторе временного содержания для иностранцев в г. Москве и подвергался избиению сотрудниками полиции. Ссылаясь на нарушения ст. 3 и ряда других статей Конвенции 1950 г., он обратился с жалобой в ЕСПЧ против России. В качестве правовых аргументов, объясняющих нарушения конвенционных положений, Суд напомнил, что запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания представляет собой ценность цивилизации и не предусматривает отступлений даже в случае всеобщего бедствия, угрожающего существованию нации. Расследование заявлений о жестоком обращении должно быть тщательным и предполагает принятие всех возможных мер для обеспечения доказательств относительно инцидента. Иными словами, отсутствие свидетельских показаний и данных судебной экспертизы приводит к нарушению этого стандарта. В итоге ЕСПЧ констатировал в отношении иностранного гражданина, пребывающего на территории Российской Федерации (далее также - РФ), нарушения ст. 3 Конвенции в связи с жестоким обращением и отсутствием эффективного расследования сложившейся ситуации <5>.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<11> Паспорт проекта Федерального закона N 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания средств мобильной связи и коммуникации), (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной).
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<11> Паспорт проекта Федерального закона N 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания средств мобильной связи и коммуникации), (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной).
Статья: Новые правила противопожарного режима в Российской Федерации
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)По новым Правилам уточнен перечень организаций, к которым именно федеральными органами исполнительной власти могут устанавливаться особенные (раньше были дополнительные) требования пожарной безопасности, учитывающие специфику таких объектов. Перечень пополнили: наземные объекты космической инфраструктуры, изоляторы временного содержания, специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (п. 64).
(Айол А.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2021, N 3)По новым Правилам уточнен перечень организаций, к которым именно федеральными органами исполнительной власти могут устанавливаться особенные (раньше были дополнительные) требования пожарной безопасности, учитывающие специфику таких объектов. Перечень пополнили: наземные объекты космической инфраструктуры, изоляторы временного содержания, специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (п. 64).
Статья: Особенности регламентации оснований обыска (выемки) в отношении адвоката
(Осипов А.В.)
("Законность", 2023, N 2)Ввиду несовершенства законодательства судебной системе приходится исправлять ошибки, допущенные нижестоящими судами. Так, при расследовании уголовного дела в отношении начальника изолятора временного содержания по ч. 1 ст. 286 УК, который способствовал незаконному перемещению содержащегося под стражей в лечебное учреждение, произведен обыск в жилище адвоката на основании судебного решения с целью изъятия предметов, посредством которых были изготовлены ходатайства о необходимости оказания медицинской помощи подзащитному. Судом апелляционной инстанции судебное решение пересмотрено по мотиву отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении адвоката, в удовлетворении ходатайства следователя отказано. Отменяя Апелляционное постановление, суд кассационной инстанции указал, что положения ч. 1 ст. 450.1 УПК не содержат запрета на производство обыска у адвоката, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, а "лишь устанавливают ограничение в его проведении по решению суда" <8>.
(Осипов А.В.)
("Законность", 2023, N 2)Ввиду несовершенства законодательства судебной системе приходится исправлять ошибки, допущенные нижестоящими судами. Так, при расследовании уголовного дела в отношении начальника изолятора временного содержания по ч. 1 ст. 286 УК, который способствовал незаконному перемещению содержащегося под стражей в лечебное учреждение, произведен обыск в жилище адвоката на основании судебного решения с целью изъятия предметов, посредством которых были изготовлены ходатайства о необходимости оказания медицинской помощи подзащитному. Судом апелляционной инстанции судебное решение пересмотрено по мотиву отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении адвоката, в удовлетворении ходатайства следователя отказано. Отменяя Апелляционное постановление, суд кассационной инстанции указал, что положения ч. 1 ст. 450.1 УПК не содержат запрета на производство обыска у адвоката, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц, а "лишь устанавливают ограничение в его проведении по решению суда" <8>.
Статья: Вопросы проведения процессуальной проверки по заявлению о применении недозволенных методов следствия или дознания
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
Статья: Организация прокурорского надзора за законностью уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Чтобы исключить воздействие на бизнес путем обвинения в совершении общеуголовных преступлений, необходимо внести корректировки в организацию прокурорского надзора. Во-первых, нужно обязать органы предварительного расследования сообщать в прокуратуру о возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве подозреваемого лица, обладающего статусом субъекта предпринимательской деятельности. Если в отношении этого лица применяются меры уголовно-правового характера, особенно связанные с изъятием имущества, об этом также следует незамедлительно сообщать прокурору. Во-вторых, должностным лицам прокуратуры при проверке изоляторов временного содержания надлежит выяснять у задержанных, являются ли они субъектами предпринимательской деятельности. В-третьих, следует вести реестр уголовных дел, возбужденных в отношении субъектов предпринимательской деятельности за совершение преступлений в сфере предпринимательства, с указанием избранной меры пресечения, принятых мер по изъятию и аресту имущества. Кроме того, нужно вести отдельный реестр уголовных дел об общеуголовных преступлениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. Указанное позволит в режиме реального времени выявлять нарушения прав предпринимателей, особенно связанных со сроками расследования и удержания имущества, и своевременно на них реагировать.
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Чтобы исключить воздействие на бизнес путем обвинения в совершении общеуголовных преступлений, необходимо внести корректировки в организацию прокурорского надзора. Во-первых, нужно обязать органы предварительного расследования сообщать в прокуратуру о возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве подозреваемого лица, обладающего статусом субъекта предпринимательской деятельности. Если в отношении этого лица применяются меры уголовно-правового характера, особенно связанные с изъятием имущества, об этом также следует незамедлительно сообщать прокурору. Во-вторых, должностным лицам прокуратуры при проверке изоляторов временного содержания надлежит выяснять у задержанных, являются ли они субъектами предпринимательской деятельности. В-третьих, следует вести реестр уголовных дел, возбужденных в отношении субъектов предпринимательской деятельности за совершение преступлений в сфере предпринимательства, с указанием избранной меры пресечения, принятых мер по изъятию и аресту имущества. Кроме того, нужно вести отдельный реестр уголовных дел об общеуголовных преступлениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. Указанное позволит в режиме реального времени выявлять нарушения прав предпринимателей, особенно связанных со сроками расследования и удержания имущества, и своевременно на них реагировать.
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)Статья посвящена исследованию материально-бытовых условий содержания, медицинского обеспечения, питания, проведения свиданий и других прав лиц в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России. Выделены особенности правового статуса данных лиц применительно к нахождению их: 1) в дежурной части; 2) в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 3) в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 4) в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; 5) в центре временного содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации. Результаты анализа федеральных законов, административно-правовых актов позволили сделать вывод о целесообразности выработки единого Стандарта условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах краткосрочного пребывания. Предложена структура Стандарта, который может быть подготовлен на основе международных стандартов и может носить методический характер.
Статья: Подсудность при осуществлении судебного контроля в уголовном процессе
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 8)3) по месту задержания подозреваемого. Очевидно, что действие этого законодательного правила распространяется прежде всего на случаи процессуального задержания лица не по месту предварительного расследования, поскольку в подобных ситуациях задержанный помещается в изолятор временного содержания, и наиболее целесообразно рассмотрение вопроса о заключении под стражу по месту нахождения этого учреждения. Однако буквальное содержание закона не исключает распространение анализируемого правила и на случаи фактического задержания лица не по месту последующего предварительного расследования.
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2023, N 8)3) по месту задержания подозреваемого. Очевидно, что действие этого законодательного правила распространяется прежде всего на случаи процессуального задержания лица не по месту предварительного расследования, поскольку в подобных ситуациях задержанный помещается в изолятор временного содержания, и наиболее целесообразно рассмотрение вопроса о заключении под стражу по месту нахождения этого учреждения. Однако буквальное содержание закона не исключает распространение анализируемого правила и на случаи фактического задержания лица не по месту последующего предварительного расследования.
Статья: Задержание лица, объявленного в розыск: проблемы теории и практики
(Барыгина А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу при наличии подтвержденных в судебном заседании оснований поможет решить и другую проблему - доставление задержанного к месту производства предварительного расследования, на что указывали Э.К. Кутуев и Р.В. Глубоковских <13>. Изоляторы временного содержания задержанных лиц, так же как и сотрудники оперативных подразделений, не располагают правовыми, организационными и иными ресурсами для конвоирования задержанных из одного субъекта РФ в другой; отсутствуют у них и такие обязанности. Однако вопрос об этапировании лиц, содержащихся под стражей, разрешен на уровне ведомственных актов УФСИН, которые имеют возможность обеспечить этапирование заключенного под стражу лица к месту производства предварительного расследования.
(Барыгина А.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу при наличии подтвержденных в судебном заседании оснований поможет решить и другую проблему - доставление задержанного к месту производства предварительного расследования, на что указывали Э.К. Кутуев и Р.В. Глубоковских <13>. Изоляторы временного содержания задержанных лиц, так же как и сотрудники оперативных подразделений, не располагают правовыми, организационными и иными ресурсами для конвоирования задержанных из одного субъекта РФ в другой; отсутствуют у них и такие обязанности. Однако вопрос об этапировании лиц, содержащихся под стражей, разрешен на уровне ведомственных актов УФСИН, которые имеют возможность обеспечить этапирование заключенного под стражу лица к месту производства предварительного расследования.