Изоляция иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Изоляция иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 18.8 КоАП РФВыводы основаны на практике, сформированной до введения ограничений на принятие решений об административном выдворении и приостановления Главным Государственным санитарным врачом действия режима изоляции по прибытии в РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Военное положение и обеспечивающие его административно-правовые режимы: содержание и взаимосвязь
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-четвертых, касаясь мер, которые могут применяться на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение (ст. 7 ФКЗ о ВП), нужно отметить, что некоторые из них характерны и для чрезвычайного положения (например, усиление охраны общественного порядка, приостановление деятельности политических партий, запрещение или ограничение проведения публичных мероприятий, запрещение забастовок), другие же - отражают специфику военного положения (интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией, усиление режима секретности в органах власти, организациях и т.п.).
(Брежнев О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В-четвертых, касаясь мер, которые могут применяться на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение (ст. 7 ФКЗ о ВП), нужно отметить, что некоторые из них характерны и для чрезвычайного положения (например, усиление охраны общественного порядка, приостановление деятельности политических партий, запрещение или ограничение проведения публичных мероприятий, запрещение забастовок), другие же - отражают специфику военного положения (интернирование (изоляция) граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией, усиление режима секретности в органах власти, организациях и т.п.).
Статья: Об особенностях исполнения и передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)По сути, данная Конвенция может снизить нагрузку уголовно-исправительной системы Российской Федерации). Тем более что из Распоряжения Правительства РФ следует, что необходимо снизить количество осужденных, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, к 2024 г. до 400 тыс. человек, к 2030 г. - от 250 тыс. до 300 тыс. человек <7>. Чтобы добиться таких результатов, необходимо применить более эффективные меры предупреждения преступлений или снизить количество заключенных путем активного применения альтернативных мер лишения свободы (наказания без изоляции от общества). Согласно статистическим данным, в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства за 2020 г. было совершено 34 тыс. 400 преступлений, за 2022 г. - 40 тыс. 154, за 2023 г. - 38 тыс. 936 преступлений <8>. При этом, согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, в 2023 г. гражданами стран СНГ совершено 83,5% преступлений от общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства <9>.
(Барсегян С.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 2)По сути, данная Конвенция может снизить нагрузку уголовно-исправительной системы Российской Федерации). Тем более что из Распоряжения Правительства РФ следует, что необходимо снизить количество осужденных, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, к 2024 г. до 400 тыс. человек, к 2030 г. - от 250 тыс. до 300 тыс. человек <7>. Чтобы добиться таких результатов, необходимо применить более эффективные меры предупреждения преступлений или снизить количество заключенных путем активного применения альтернативных мер лишения свободы (наказания без изоляции от общества). Согласно статистическим данным, в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства за 2020 г. было совершено 34 тыс. 400 преступлений, за 2022 г. - 40 тыс. 154, за 2023 г. - 38 тыс. 936 преступлений <8>. При этом, согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, в 2023 г. гражданами стран СНГ совершено 83,5% преступлений от общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства <9>.
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019").
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<14> Статья 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляет, что условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством РФ. Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<14> Статья 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляет, что условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством РФ. Типовые требования к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья: Характеристика элементов структуры санкций норм права об административной ответственности
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)- лишение иностранных граждан или лиц без гражданства, нахождение которых в России неприемлемо в связи с совершением ими административного правонарушения, права пребывания на территории Российской Федерации в случае назначения административного выдворения (ст. 3.10 КоАП);
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)- лишение иностранных граждан или лиц без гражданства, нахождение которых в России неприемлемо в связи с совершением ими административного правонарушения, права пребывания на территории Российской Федерации в случае назначения административного выдворения (ст. 3.10 КоАП);
Вопрос: Как приступить к обучению в очном формате иностранным студентам, прибывающим из государств, с которыми уже возобновлено авиасообщение?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР после прибытия на территорию Российской Федерации соблюдается режим изоляции.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР после прибытия на территорию Российской Федерации соблюдается режим изоляции.
Статья: Обеспечение безопасности пенитенциарной системы в условиях режима военного положения (организационно-правовой аспект)
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)- изоляция в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией <11>. Все эти меры являются общепринятыми, как уже ранее отмечалось, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти в зависимости от вида. Кроме того, серьезной проблемой является также отсутствие внутриведомственной регламентации деятельности пенитенциарных учреждений в условиях режима военного положения. Сотрудникам УИС приходится действовать исключительно в шаблонном порядке, т.е. меры принимаются одинаковые, как и при чрезвычайном положении или чрезвычайной ситуации. К таким мерам можно отнести:
(Чеченова Л.З.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)- изоляция в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией <11>. Все эти меры являются общепринятыми, как уже ранее отмечалось, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти в зависимости от вида. Кроме того, серьезной проблемой является также отсутствие внутриведомственной регламентации деятельности пенитенциарных учреждений в условиях режима военного положения. Сотрудникам УИС приходится действовать исключительно в шаблонном порядке, т.е. меры принимаются одинаковые, как и при чрезвычайном положении или чрезвычайной ситуации. К таким мерам можно отнести:
Статья: Правовая политика в сфере миграционных отношений: правообразующий аспект
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2021, N 4)С 1 октября 2021 г. заканчивает действие ряд государственно-правовых мер, установленных для поддержания режима изоляции в целях преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" введены ограничения для иностранцев и лиц без гражданства. В частности, "до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о Государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации" <2>.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2021, N 4)С 1 октября 2021 г. заканчивает действие ряд государственно-правовых мер, установленных для поддержания режима изоляции в целях преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" введены ограничения для иностранцев и лиц без гражданства. В частности, "до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о Государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации" <2>.
Статья: О необходимости законодательного регулирования, локализации и индивидуального подхода к интеграции мигрантов
(Смидович Г.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)В проекте при описании интеграционного договора всегда присутствует третья сторона в лице ФМС (преобразована теперь с передачей ее функций в Главное управление по вопросам миграции МВД России). Такая система усложнила бы как процесс самого исполнения, так и контроль за выполнением обязательств сторонами. Договор должен быть максимально прозрачным и понятным, т.е. двусторонним, как зарубежные аналоги, где с одной стороны его подписывает соискатель интеграции - иностранный гражданин, берущий на себя обязательства согласно прописанным в нем условиям, а с другой, от лица принимающего государства - глава муниципалитета, берущий на себя обязательства по предоставлению необходимых условий для интеграции, также прописанных в контракте.
(Смидович Г.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)В проекте при описании интеграционного договора всегда присутствует третья сторона в лице ФМС (преобразована теперь с передачей ее функций в Главное управление по вопросам миграции МВД России). Такая система усложнила бы как процесс самого исполнения, так и контроль за выполнением обязательств сторонами. Договор должен быть максимально прозрачным и понятным, т.е. двусторонним, как зарубежные аналоги, где с одной стороны его подписывает соискатель интеграции - иностранный гражданин, берущий на себя обязательства согласно прописанным в нем условиям, а с другой, от лица принимающего государства - глава муниципалитета, берущий на себя обязательства по предоставлению необходимых условий для интеграции, также прописанных в контракте.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) проведения лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами. Например, в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (за некоторым исключением) в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через границу РФ были установлены требования по заполнению анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации; прохождения лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР (или наличие вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) проведения лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами. Например, в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (за некоторым исключением) в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через границу РФ были установлены требования по заполнению анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации; прохождения лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР (или наличие вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19).
Статья: Место императора в государственной системе управления Японии (история и современность)
(Кобец П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)С XII по XIX век госуправление в Стране восходящего солнца осуществляли сильные аристократические кланы военной олигархии - сегунаты. В период изоляции (1641 - 1858 гг.) сегунами - военными правителями страна была закрыта для иностранцев <3>. Ими был введен запрет на осуществление морской торговли, началось имущественное расслоение, и возвысилась торговая буржуазия. В этот период произошло становление базовых принципов консервативного и пассивного политического поведения, положенных в основу политической культуры <4>. Сегуны имели статус наследственных военных губернаторов, и, несмотря на то что император был государем и им назначался сегун, роль императора была церемониальной и не была связана с управлением государством, поэтому ее сравнивают с нынешней ролью императора, заключающейся в назначении премьер-министра. Сегунат закончился в 1868 г. с началом реставрации Мэйдзи. При помощи консервативной революции Мэйдзи японцам удалось вывести страну на путь форсированной модернизации по западному типу и положить начало ее государственного имиджмейкинга <5>. Таким образом, японская императорская система испытала на себе как длительный период сегунской власти, так и правление в блестящую эпоху Мэйдзи.
(Кобец П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)С XII по XIX век госуправление в Стране восходящего солнца осуществляли сильные аристократические кланы военной олигархии - сегунаты. В период изоляции (1641 - 1858 гг.) сегунами - военными правителями страна была закрыта для иностранцев <3>. Ими был введен запрет на осуществление морской торговли, началось имущественное расслоение, и возвысилась торговая буржуазия. В этот период произошло становление базовых принципов консервативного и пассивного политического поведения, положенных в основу политической культуры <4>. Сегуны имели статус наследственных военных губернаторов, и, несмотря на то что император был государем и им назначался сегун, роль императора была церемониальной и не была связана с управлением государством, поэтому ее сравнивают с нынешней ролью императора, заключающейся в назначении премьер-министра. Сегунат закончился в 1868 г. с началом реставрации Мэйдзи. При помощи консервативной революции Мэйдзи японцам удалось вывести страну на путь форсированной модернизации по западному типу и положить начало ее государственного имиджмейкинга <5>. Таким образом, японская императорская система испытала на себе как длительный период сегунской власти, так и правление в блестящую эпоху Мэйдзи.
Статья: Принципы деятельности и организации субъектов, обеспечивающих миграционную безопасность в Российской Федерации (принципы обеспечения миграционной безопасности)
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<7> Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. и представляют собой, в том числе... помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 2).
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<7> Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. и представляют собой, в том числе... помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. N 2).