Изменения в трудовом законодательстве 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в трудовом законодательстве 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Продление и расторжение срочного трудового договора с совместителем
(КонсультантПлюс, 2025)...Разрешая спор и... удовлетворяя заявленные требования, суд... исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения трудового договора с бессрочного на срочный путем заключения дополнительных соглашений. Ограниченный срок трудового договора можно установить только при его заключении, возможность заключения срочного трудового договора обусловлена необходимостью расторжения заключенного ранее бессрочного трудового договора, в связи с чем пришел к выводу о нарушении порядка изменения трудового договора в части установления срока его действия...
(КонсультантПлюс, 2025)...Разрешая спор и... удовлетворяя заявленные требования, суд... исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения трудового договора с бессрочного на срочный путем заключения дополнительных соглашений. Ограниченный срок трудового договора можно установить только при его заключении, возможность заключения срочного трудового договора обусловлена необходимостью расторжения заключенного ранее бессрочного трудового договора, в связи с чем пришел к выводу о нарушении порядка изменения трудового договора в части установления срока его действия...
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Запрет на совмещение и отпуск при совмещении профессий (должностей)
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2019 N 33-19377/2019 по делу N 2-1699/2019 (оставлено без изменения Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 N 88-1907/2020)
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2019 N 33-19377/2019 по делу N 2-1699/2019 (оставлено без изменения Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 N 88-1907/2020)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор поминутной аренды транспортных средств (каршеринг)
(Мальцева Т.Г.)
("Транспортное право", 2024, N 3)<8> См., например: Кораев К.Б. Правовое регулирование каршеринга: научно-практический комментарий // Юрист. 2023. N 8. С. 39 - 44; Бычков А. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. 2017. N 42. С. 10; Шестакова Е.В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году // СПС "КонсультантПлюс".
(Мальцева Т.Г.)
("Транспортное право", 2024, N 3)<8> См., например: Кораев К.Б. Правовое регулирование каршеринга: научно-практический комментарий // Юрист. 2023. N 8. С. 39 - 44; Бычков А. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. 2017. N 42. С. 10; Шестакова Е.В. Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2019 году // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О роли комплексного развития территории, местного самоуправления и граждан в осуществлении градостроительной деятельности
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)<1> Так, подмечено, что "основной закон о труде превращается то ли в инструкцию, то ли в комментарий по собственному применению". См.: Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1. С. 34 - 37.
(Попов М.В.)
("Закон", 2025, N 3)<1> Так, подмечено, что "основной закон о труде превращается то ли в инструкцию, то ли в комментарий по собственному применению". См.: Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1. С. 34 - 37.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1914 "О внесении изменения в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 98).
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1914 "О внесении изменения в пункт 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 98).
Федеральный закон от 08.08.2024 N 273-ФЗ
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 34; 2009, N 23, ст. 2771; 2013, N 52, ст. 7011; 2019, N 31, ст. 4461; 2022, N 27, ст. 4634; N 45, ст. 7681) следующие изменения:
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 34; 2009, N 23, ст. 2771; 2013, N 52, ст. 7011; 2019, N 31, ст. 4461; 2022, N 27, ст. 4634; N 45, ст. 7681) следующие изменения:
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, в 2019 г. внесены изменения, согласно которым государственный инспектор труда наделен полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В целях обеспечения дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, в 2019 г. внесены изменения, согласно которым государственный инспектор труда наделен полномочием принимать меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
Вопрос: О выдаче сведений о трудовой деятельности работнику при увольнении.
(Письмо Минтруда России от 10.04.2023 N 14-6/ООГ-2661)По 31.10.2020 включительно работодатель обязан был уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления выбрать, продолжать работодателю ведение трудовой книжки на бумажном носителе или представлять работнику сведения о трудовой деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ (далее - Закон N 439-ФЗ), п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 887).
(Письмо Минтруда России от 10.04.2023 N 14-6/ООГ-2661)По 31.10.2020 включительно работодатель обязан был уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления выбрать, продолжать работодателю ведение трудовой книжки на бумажном носителе или представлять работнику сведения о трудовой деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ (далее - Закон N 439-ФЗ), п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 887).
Статья: Изменение условий трудового договора во время "декрета" по соглашению сторон
(Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)"Внесение изменений в трудовой договор по соглашению сторон во время нахождения работника в отпуске по беременности и родам трудовым законодательством не запрещено" (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.рф", вопрос N 111080 от 05.07.2019).
(Руденко Е.Ю.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)"Внесение изменений в трудовой договор по соглашению сторон во время нахождения работника в отпуске по беременности и родам трудовым законодательством не запрещено" (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.рф", вопрос N 111080 от 05.07.2019).
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)<26> Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. N 11. С. 78 - 88; Бикметов Р.И., Кирсанов Р.В., Тишин Р.В. Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС "Гарант". 2016; Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1. С. 32 - 35.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)<26> Черняева Д.В. Новая концепция охраны труда // Трудовое право. 2006. N 11. С. 78 - 88; Бикметов Р.И., Кирсанов Р.В., Тишин Р.В. Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации. Доступ из СПС "Гарант". 2016; Хныкин Г.В. Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 1. С. 32 - 35.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Самая важная для данного Определения правовая позиция заключается в том, что, "увеличивая на пять лет возраст, дающий право на пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, законодатель учитывал рост продолжительности жизни по сравнению с тем историческим периодом, когда был установлен пенсионный возраст, закрепленный в нормах пенсионного законодательства, действовавших до 1 января 2019 года, и прежде всего продолжительности жизни после назначения пенсии, а также существенное изменение структуры занятости, условий труда значительной части работающего населения, развитие медицины и системы здравоохранения и ряд иных факторов".
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Самая важная для данного Определения правовая позиция заключается в том, что, "увеличивая на пять лет возраст, дающий право на пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, законодатель учитывал рост продолжительности жизни по сравнению с тем историческим периодом, когда был установлен пенсионный возраст, закрепленный в нормах пенсионного законодательства, действовавших до 1 января 2019 года, и прежде всего продолжительности жизни после назначения пенсии, а также существенное изменение структуры занятости, условий труда значительной части работающего населения, развитие медицины и системы здравоохранения и ряд иных факторов".
Вопрос: Какие кадровые документы необходимо оформить в связи с реорганизацией организации?
(Консультация эксперта, 2025)Законодательство прямо не предусматривает обязанности об уведомлении работников о дате окончания реорганизации, однако у работника есть право на отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, поэтому его необходимо уведомить о моменте возникновения такого права (Доклад Роструда за II квартал 2019 г.).
(Консультация эксперта, 2025)Законодательство прямо не предусматривает обязанности об уведомлении работников о дате окончания реорганизации, однако у работника есть право на отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, поэтому его необходимо уведомить о моменте возникновения такого права (Доклад Роструда за II квартал 2019 г.).
Статья: Льготы и гарантии, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим детей-инвалидов
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Формулировка "работающий родитель (опекун, попечитель)" содержится в п. 2 ст. 32 Положения с 1999 г., т.е. с момента принятия первой редакции Положения. Очевидно, что с тех пор формулировка морально устарела. В современных нормативных правовых актах в сфере труда вместо нее применяется понятие "родитель (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях" <7>. В военном же законодательстве рассматриваемая формулировка так и не была подвергнута изменениям, хотя за последнюю четверть века значительно расширился круг форм реализации конституционно гарантируемого права свободно распоряжаться своими способностями к труду. Однако в 2019 г. эта, на наш взгляд, неудачная формулировка была позаимствована разработчиками изменений в законодательство о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации <8>. Если же обратиться к порядку предоставления дополнительных выходных дней государственным гражданским служащим, то законодатель не стал использовать норму, аналогичную п. 2 ст. 32 Положения. В соответствии со ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в отношении родителей (опекунов, попечителей), являющихся государственными гражданскими служащими, применяется норма ст. 262 ТК РФ <9>. Следовательно, в данном случае вопросов с интерпретацией понятия "работающий родитель (опекун, попечитель)" не возникает.
(Свининых Е.А., Макаренко К.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 10)Формулировка "работающий родитель (опекун, попечитель)" содержится в п. 2 ст. 32 Положения с 1999 г., т.е. с момента принятия первой редакции Положения. Очевидно, что с тех пор формулировка морально устарела. В современных нормативных правовых актах в сфере труда вместо нее применяется понятие "родитель (опекун, попечитель), состоящий в трудовых отношениях" <7>. В военном же законодательстве рассматриваемая формулировка так и не была подвергнута изменениям, хотя за последнюю четверть века значительно расширился круг форм реализации конституционно гарантируемого права свободно распоряжаться своими способностями к труду. Однако в 2019 г. эта, на наш взгляд, неудачная формулировка была позаимствована разработчиками изменений в законодательство о службе в органах внутренних дел в Российской Федерации <8>. Если же обратиться к порядку предоставления дополнительных выходных дней государственным гражданским служащим, то законодатель не стал использовать норму, аналогичную п. 2 ст. 32 Положения. В соответствии со ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в отношении родителей (опекунов, попечителей), являющихся государственными гражданскими служащими, применяется норма ст. 262 ТК РФ <9>. Следовательно, в данном случае вопросов с интерпретацией понятия "работающий родитель (опекун, попечитель)" не возникает.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В прежней редакции положений п. 9 комментируемой статьи использовалось не понятие установленного федеральным законом минимального размера уставного капитала публичного общества, а понятие установленного федеральным законом МРОТ: в абзаце 1 данного пункта говорилось о стоимости активов от 500 тысяч до трех миллионов установленных федеральным законом МРОТ, а в абз. 2 данного пункта - о стоимости активов более чем три миллиона установленных федеральным законом МРОТ. Изменение внесено в положения данного пункта с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В прежней редакции положений п. 9 комментируемой статьи использовалось не понятие установленного федеральным законом минимального размера уставного капитала публичного общества, а понятие установленного федеральным законом МРОТ: в абзаце 1 данного пункта говорилось о стоимости активов от 500 тысяч до трех миллионов установленных федеральным законом МРОТ, а в абз. 2 данного пункта - о стоимости активов более чем три миллиона установленных федеральным законом МРОТ. Изменение внесено в положения данного пункта с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".