Изменения в КоАП коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в КоАП коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.03.2023 N 16-872/2023 (УИД 59RS0004-01-2021-001250-77)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствие вспышки заболеваемости COVID-19, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о наличии оснований для изменения назначенного юридическому лицу административного наказания.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отсутствие вспышки заболеваемости COVID-19, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о наличии оснований для изменения назначенного юридическому лицу административного наказания.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Иностранный гражданин обжалует привлечение к ответственности за нарушение срока обращения за выдачей патента
(КонсультантПлюс, 2025)Коронавирус: Не привлекают к ответственности за нарушение сроков подачи заявления о выдаче патента, связанное с ограничениями, введенными из-за распространения коронавируса.
(КонсультантПлюс, 2025)Коронавирус: Не привлекают к ответственности за нарушение сроков подачи заявления о выдаче патента, связанное с ограничениями, введенными из-за распространения коронавируса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)"Административное право и процесс", 2021, N 10
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)"Административное право и процесс", 2021, N 10
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Вслед за "коронавирусными изменениями" в марте 2022 г. в КоАП РФ была включена новая ст. 15.27.3 КоАП РФ, установившая административную ответственность юридического лица за совершение в его интересах сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем. Тем самым законодатель продолжил линию, направленную на борьбу с коррупцией, начало которой было положено в 2008 - 2009 гг., когда КоАП РФ был дополнен ст. 7.30 - 7.33, предусматривающими административную ответственность за нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, и ст. 19.28 КоАП РФ, которая ввела ответственность юридического лица за незаконную передачу должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействия), связанных с занимаемым им служебным положением.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Вслед за "коронавирусными изменениями" в марте 2022 г. в КоАП РФ была включена новая ст. 15.27.3 КоАП РФ, установившая административную ответственность юридического лица за совершение в его интересах сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем. Тем самым законодатель продолжил линию, направленную на борьбу с коррупцией, начало которой было положено в 2008 - 2009 гг., когда КоАП РФ был дополнен ст. 7.30 - 7.33, предусматривающими административную ответственность за нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, и ст. 19.28 КоАП РФ, которая ввела ответственность юридического лица за незаконную передачу должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействия), связанных с занимаемым им служебным положением.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)37. Для решения вопроса о наличии в действиях (бездействии) иностранного гражданина, лица без гражданства состава административного правонарушения, выражающегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, необходимо установить, имеются ли законные основания для временного проживания (пребывания) иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Российской Федерации на определенную дату, в том числе с учетом действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)37. Для решения вопроса о наличии в действиях (бездействии) иностранного гражданина, лица без гражданства состава административного правонарушения, выражающегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, необходимо установить, имеются ли законные основания для временного проживания (пребывания) иностранного гражданина, лица без гражданства на территории Российской Федерации на определенную дату, в том числе с учетом действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)41. Приостановление деятельности юридического лица в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Невыполнение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)41. Приостановление деятельности юридического лица в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не освобождает его должностное лицо от выполнения предусмотренной законом обязанности по представлению в установленный законом срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Невыполнение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Новая коронавирусная инфекция явилась самым страшным бедствием текущего столетия. За период с третьей четверти 2019 г. до конца 2021 г. коронавирусная инфекция приобрела характер пандемии и охватила практически все страны мира, поразив более 283 млн человек, из которых более 5,4 млн скончались. На борьбу с этим злом брошены колоссальные силы и средства, задействованы все имеющиеся материальные и людские ресурсы. Но, казалось бы, затухающая пандемия накатывает новыми волнами с изменяющимися штаммами коронавируса.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Новая коронавирусная инфекция явилась самым страшным бедствием текущего столетия. За период с третьей четверти 2019 г. до конца 2021 г. коронавирусная инфекция приобрела характер пандемии и охватила практически все страны мира, поразив более 283 млн человек, из которых более 5,4 млн скончались. На борьбу с этим злом брошены колоссальные силы и средства, задействованы все имеющиеся материальные и людские ресурсы. Но, казалось бы, затухающая пандемия накатывает новыми волнами с изменяющимися штаммами коронавируса.
Статья: Обеспечение законности применения административно-юрисдикционных средств в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Следует учитывать, что некоторые актуальные в контексте настоящего исследования составы административных правонарушений введены <3> в КоАП весной 2020 г. в рамках оперативно принятых мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции и связанных с ней негативных факторов.
(Маслов И.А.)
("Законность", 2021, N 8)Следует учитывать, что некоторые актуальные в контексте настоящего исследования составы административных правонарушений введены <3> в КоАП весной 2020 г. в рамках оперативно принятых мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции и связанных с ней негативных факторов.
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Особый интерес вызывают административно-деликтные нормы, появившиеся в связи с обострением эпидемиологической ситуации в Кодексе об административных правонарушениях города Москвы (далее - КоАП Москвы).
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Особый интерес вызывают административно-деликтные нормы, появившиеся в связи с обострением эпидемиологической ситуации в Кодексе об административных правонарушениях города Москвы (далее - КоАП Москвы).
Статья: Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)В России Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <37> УК РФ был дополнен статьями 207.1 и 207.2, предусматривающими ответственность соответственно за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия. Наказания за данные преступления установлены в виде крупных штрафов, исправительных работ, принудительных работ, ограничения и лишения свободы (в частности, согласно части 2 статьи 207.2 соответствующее деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок). В новой редакции была изложена статья 236 УК РФ об ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которая стала более строгой. Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <38> была усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3), за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15), за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (статья 14.4.2), а также установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1). Обусловленность данных изменений пандемией COVID-19 очевидна, и по времени их принятия, и по содержанию норм, и исходя из пояснительных записок к законопроектам <39> и разъяснений Верховного Суда РФ <40>, однако свое действие они, вероятно, сохранят и после отмены режима повышенной готовности.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)2. В целях совершенствования действующего административного и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо: внести изменения в ст. 6.3 КоАП и исключить термин "гигиенические нормативы", поскольку он охватывается общим термином "санитарные правила"; определить юридические свойства рекомендаций Роспотребнадзора и унифицировать судебную практику по вопросу их исполнения.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)2. В целях совершенствования действующего административного и санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо: внести изменения в ст. 6.3 КоАП и исключить термин "гигиенические нормативы", поскольку он охватывается общим термином "санитарные правила"; определить юридические свойства рекомендаций Роспотребнадзора и унифицировать судебную практику по вопросу их исполнения.
Готовое решение: Как оформить перенос ежегодного отпуска на другой срок по инициативе работника в связи с распространением коронавируса COVID-19 (не актуализируется со 2 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)3. Какие возможны риски за нарушение порядка предоставления ежегодного отпуска по просьбе работника из-за коронавируса COVID-19
(КонсультантПлюс, 2023)3. Какие возможны риски за нарушение порядка предоставления ежегодного отпуска по просьбе работника из-за коронавируса COVID-19
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) были внесены важные изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях: расширены перечни условий реализации ранее сформулированных составов административных правонарушений, введены новые составы, устанавливающие ответственность за несоблюдение правил поведения в чрезвычайных условиях.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) были внесены важные изменения и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях: расширены перечни условий реализации ранее сформулированных составов административных правонарушений, введены новые составы, устанавливающие ответственность за несоблюдение правил поведения в чрезвычайных условиях.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор.
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Собранная нами статистика применения главы 6 КоАП РФ Административной коллегией Краснодарского краевого суда в период пандемии COVID-19 демонстрирует следующие показатели.
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Собранная нами статистика применения главы 6 КоАП РФ Административной коллегией Краснодарского краевого суда в период пандемии COVID-19 демонстрирует следующие показатели.
Статья: Режим повышенной готовности как административно-правовой режим (статья, занявшая второе место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).
(Егоров А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Для обеспечения действия режима повышенной готовности и в целях борьбы с противниками ограничительных мер государство было вынуждено установить ответственность. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <9>. За нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления ограничительных мероприятий лицо будет привлечено к административной ответственности с наложением административного штрафа. В тот же день Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) <10>. Уголовная ответственность теперь наступает за "публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан" (ст. 207.1 УК РФ) и за "публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия" (ст. 207.2 УК РФ).