Изменения в главу 12 коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в главу 12 коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2023 N 16-5294/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судами не учтены следующие обстоятельства: наличие права управления транспортными средствами является для М. источником дохода; безупречный водительский стаж (11 лет); мнение потерпевшего; наличие на иждивении несовершеннолетних детей; М. признает вину; он не знал, что возместить вред потерпевшему необходимо было до судебного заседания, намеревался это сделать и в настоящее время возместил вред в размере 45 000 рублей; ранее не совершал аналогичных правонарушений (привлекался за совершение правонарушений, предусмотренных иными статьями главы 12 КоАП РФ), не свидетельствуют о наличии по делу таких смягчающих административную ответственность обстоятельств, которые могут повлечь изменение вынесенных по делу судебных актов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что судами не учтены следующие обстоятельства: наличие права управления транспортными средствами является для М. источником дохода; безупречный водительский стаж (11 лет); мнение потерпевшего; наличие на иждивении несовершеннолетних детей; М. признает вину; он не знал, что возместить вред потерпевшему необходимо было до судебного заседания, намеревался это сделать и в настоящее время возместил вред в размере 45 000 рублей; ранее не совершал аналогичных правонарушений (привлекался за совершение правонарушений, предусмотренных иными статьями главы 12 КоАП РФ), не свидетельствуют о наличии по делу таких смягчающих административную ответственность обстоятельств, которые могут повлечь изменение вынесенных по делу судебных актов.
Решение Московского городского суда от 27.02.2025 по делу N 7-2210/2025 (УИД 77RS0033-02-2024-009828-96)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление незарегистрированным или не прошедшим техосмотр транспортом.
Решение: Отказано.Из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ за управление незарегистрированным или не прошедшим техосмотр транспортом.
Решение: Отказано.Из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Не вызывает сомнения, что изменения, внесенные в гл. 12 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ, были оправданны. Тем не менее они не решили всех возникших проблем. В частности, в гл. 12 КоАП РФ законодатель по-прежнему сохранил нормы, в санкциях которых значится лишение права управления транспортными средствами в качестве единственного основного наказания.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Не вызывает сомнения, что изменения, внесенные в гл. 12 КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ, были оправданны. Тем не менее они не решили всех возникших проблем. В частности, в гл. 12 КоАП РФ законодатель по-прежнему сохранил нормы, в санкциях которых значится лишение права управления транспортными средствами в качестве единственного основного наказания.
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Поводом для обращения к теме обоснованности размеров административных штрафов стал недавний запрос депутатов Государственной Думы РФ в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности Федерального закона от 26 декабря 2024 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором утверждали, что в ходе рассмотрения проекта данного законодательного акта в Государственной Думе РФ, а именно при внесении в него поправок после первого чтения, были существенно нарушены законодательные процедуры, следствием чего стало внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] изменений, существенно повысивших размеры административных штрафов, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ, а изменение порядка исполнения административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области дорожного движения, привело к тому, что "скидка", предоставляемая за добровольное и своевременное исполнение административного наказания, также снизилась.
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Поводом для обращения к теме обоснованности размеров административных штрафов стал недавний запрос депутатов Государственной Думы РФ в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности Федерального закона от 26 декабря 2024 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором утверждали, что в ходе рассмотрения проекта данного законодательного акта в Государственной Думе РФ, а именно при внесении в него поправок после первого чтения, были существенно нарушены законодательные процедуры, следствием чего стало внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] изменений, существенно повысивших размеры административных штрафов, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ, а изменение порядка исполнения административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области дорожного движения, привело к тому, что "скидка", предоставляемая за добровольное и своевременное исполнение административного наказания, также снизилась.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать, в частности, соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке) (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать, в частности, соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке) (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке).
Статья: Административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок: к вопросу о наличии состава правонарушения при неуказании реквизитов для уплаты
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)При этом согласно примечанию 3 к ст. 20.25 КоАП РФ административный арест не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)При этом согласно примечанию 3 к ст. 20.25 КоАП РФ административный арест не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Статья: Факторы снижения воспитательной функции административного наказания
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Те же корни имеют изменения и дополнения в закон, касающиеся снижения размера оплаты административного штрафа наполовину от наложенного в постановлении по делу об административном правонарушении. Это возможно при условии добровольного исполнения назначенного административного наказания по большинству юридических составов в гл. 12 и 15 и частично в гл. 5, 14 и 19 КоАП РФ в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения <8>.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Те же корни имеют изменения и дополнения в закон, касающиеся снижения размера оплаты административного штрафа наполовину от наложенного в постановлении по делу об административном правонарушении. Это возможно при условии добровольного исполнения назначенного административного наказания по большинству юридических составов в гл. 12 и 15 и частично в гл. 5, 14 и 19 КоАП РФ в течение 20 дней с момента вступления в силу соответствующего решения <8>.
Статья: К вопросу об основаниях для назначения судебной экспертизы
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2022, N 1)<10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
(Божченко А.П.)
("Медицинское право", 2022, N 1)<10> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья: Автодом - жилье на колесах в правовом свете и спорах
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Если у автомобилиста нет права управлять легковой машиной с прицепом, ему грозит денежный штраф в порядке ст. 12.7 КоАП РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями и дополнениями; Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Если у автомобилиста нет права управлять легковой машиной с прицепом, ему грозит денежный штраф в порядке ст. 12.7 КоАП РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями и дополнениями; Постановление Пленума ВС РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Статья: Валютная "недоговорка": не предусмотренное законом основание для привлечения к ответственности
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<5> В пояснительной записке к указанному Закону предлагалось дополнить КоАП РФ "положениями, аналогичными нормам УК РФ, в части, касающейся распространения действия законодательства РФ об административных правонарушениях на проступки, совершенные за пределами РФ (в пределах и случаях, предусмотренных международными договорами РФ). Следует отметить, что уголовная ответственность в соответствии с условиями международного договора предусмотрена в УК РФ лишь в отношении иностранных граждан и лиц, постоянно не проживающих в РФ (ч. 3 ст. 12), в то время как изначальная редакция законопроекта (о введении ст. 1.8 КоАП РФ) предлагала применять такой принцип и в отношении граждан РФ. См.: Паспорт проекта Федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса)".
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<5> В пояснительной записке к указанному Закону предлагалось дополнить КоАП РФ "положениями, аналогичными нормам УК РФ, в части, касающейся распространения действия законодательства РФ об административных правонарушениях на проступки, совершенные за пределами РФ (в пределах и случаях, предусмотренных международными договорами РФ). Следует отметить, что уголовная ответственность в соответствии с условиями международного договора предусмотрена в УК РФ лишь в отношении иностранных граждан и лиц, постоянно не проживающих в РФ (ч. 3 ст. 12), в то время как изначальная редакция законопроекта (о введении ст. 1.8 КоАП РФ) предлагала применять такой принцип и в отношении граждан РФ. См.: Паспорт проекта Федерального закона N 266232-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса)".
Статья: Задачи, этапы формирования и перспективы административного права в контексте научной школы профессора А.П. Коренева и основных компонентов ее развития в XXI веке
(Бочаров С.Н., Попугаев Ю.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)2) тенденция чрезмерной детализации административно-правовых запретов сказалась на увеличении объема КоАП РФ, что особенно характерно для многих глав, в особенности гл. 12 (нарушения в области дорожного движения);
(Бочаров С.Н., Попугаев Ю.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)2) тенденция чрезмерной детализации административно-правовых запретов сказалась на увеличении объема КоАП РФ, что особенно характерно для многих глав, в особенности гл. 12 (нарушения в области дорожного движения);
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Как видим, число совершаемых в Российской Федерации административных проступков, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, выявленных органами внутренних дел, на сегодняшний день превысило рубеж в 200 млн в год. Оснований полагать, что сложившаяся ситуация в ближайшее время изменится в лучшую сторону или хотя бы ее удастся удержать в состоянии равновесия, к сожалению, нет.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Как видим, число совершаемых в Российской Федерации административных проступков, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, выявленных органами внутренних дел, на сегодняшний день превысило рубеж в 200 млн в год. Оснований полагать, что сложившаяся ситуация в ближайшее время изменится в лучшую сторону или хотя бы ее удастся удержать в состоянии равновесия, к сожалению, нет.
Статья: Понятие административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Общая характеристика рассмотренных групп правонарушений подразумевает выделение групп правонарушений, включенных в эту категорию, и представление состава административных правонарушений в соответствии с ПДД. В гл. 12 КоАП РФ подробно перечислены основания для привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД.
(Батенов Ф.К.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Общая характеристика рассмотренных групп правонарушений подразумевает выделение групп правонарушений, включенных в эту категорию, и представление состава административных правонарушений в соответствии с ПДД. В гл. 12 КоАП РФ подробно перечислены основания для привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД.
Статья: Проблемы модификации административно-деликтного права: фактор цифровых технологий
(Кудрявцева К.Р., Кудрявцева К.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Теперь же появились ограничения применения данного принципа при совершении деяний, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, т.е. при фиксации правонарушения с помощью цифровых технологий. Таким образом, факт совершения лицом правонарушения является в большинстве случаев бесспорным, что в достаточной мере помогает оптимизировать и улучшить качество судопроизводства в государстве.
(Кудрявцева К.Р., Кудрявцева К.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Теперь же появились ограничения применения данного принципа при совершении деяний, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, т.е. при фиксации правонарушения с помощью цифровых технологий. Таким образом, факт совершения лицом правонарушения является в большинстве случаев бесспорным, что в достаточной мере помогает оптимизировать и улучшить качество судопроизводства в государстве.
Статья: К вопросу рассмотрения военными судами дел об административных правонарушениях, совершаемых военнослужащими
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Анализ судебной практики показывает, что в основном судьи правильно руководствуются в своей работе нормами КоАП РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в Постановлениях "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 г. N 5 (с изменениями и дополнениями), "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 октября 2006 г. N 18 (с изменениями и дополнениями), "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" от 27 декабря 2007 г. N 52 (с изменениями и дополнениями), "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 25 июня 2019 г. N 20 и в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
(Раков А.В., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Анализ судебной практики показывает, что в основном судьи правильно руководствуются в своей работе нормами КоАП РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в Постановлениях "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 г. N 5 (с изменениями и дополнениями), "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24 октября 2006 г. N 18 (с изменениями и дополнениями), "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" от 27 декабря 2007 г. N 52 (с изменениями и дополнениями), "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 25 июня 2019 г. N 20 и в обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.