Изменения по транспортному и земельному налогу 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по транспортному и земельному налогу 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Современные цифровые технологии значительно упростили администрирование транспортного и земельного налогов, уплачиваемых организациями, что позволило с 2021 года отменить обязанности данных лиц представлять соответствующие налоговые декларации. С другой стороны, изменения в законодательстве привели к правовой неопределенности в вопросе привлечения налогоплательщиков-организаций к налоговой ответственности за неправильное исчисление транспортного и земельного налогов в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ. Автор анализирует создавшуюся ситуацию, констатирует отставание института налоговой ответственности от происходящих в связи с цифровизацией изменений в налоговых правоотношениях и вносит предложения для разрешения возникшей проблемы.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Современные цифровые технологии значительно упростили администрирование транспортного и земельного налогов, уплачиваемых организациями, что позволило с 2021 года отменить обязанности данных лиц представлять соответствующие налоговые декларации. С другой стороны, изменения в законодательстве привели к правовой неопределенности в вопросе привлечения налогоплательщиков-организаций к налоговой ответственности за неправильное исчисление транспортного и земельного налогов в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ. Автор анализирует создавшуюся ситуацию, констатирует отставание института налоговой ответственности от происходящих в связи с цифровизацией изменений в налоговых правоотношениях и вносит предложения для разрешения возникшей проблемы.
Вопрос: Кому и по каким налогам при проведении камеральной проверки могут быть направлены требования о представлении пояснений об имуществе, по которому применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), за периоды, начавшиеся с 2023 г.?
(Консультация эксперта, 2023)При этом декларирование по транспортному налогу и земельному налогу отменено (ст. ст. 363.1, 398 НК РФ о налоговых декларациях по транспортному, земельному налогу признаны утратившими силу с 2021 г. Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
(Консультация эксперта, 2023)При этом декларирование по транспортному налогу и земельному налогу отменено (ст. ст. 363.1, 398 НК РФ о налоговых декларациях по транспортному, земельному налогу признаны утратившими силу с 2021 г. Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 1, ст. 9), пунктом 5 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации деятельности налоговых органов по составлению сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021) приказываю:
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 1, ст. 9), пунктом 5 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации деятельности налоговых органов по составлению сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021) приказываю:
Статья: Практические проблемы обложения объектов недвижимости налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<2> Данная процедура, применяемая также при уплате организациями земельного и транспортного налогов, видимо, была введена с целью облегчить бремя налогового контроля. Но на практике она вызывает множество вопросов (см.: Григорьев В.В., Сосновский С.А. Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам: первый опыт, первые проблемы // Налоговед. 2021. N 10. С. 40 - 47. Они же. Новый порядок администрирования транспортного и земельного налогов: теоретические аспекты // Налоговед. 2021. N 11. С. 66 - 73).
(Григорьев В.В., Сосновский С.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)<2> Данная процедура, применяемая также при уплате организациями земельного и транспортного налогов, видимо, была введена с целью облегчить бремя налогового контроля. Но на практике она вызывает множество вопросов (см.: Григорьев В.В., Сосновский С.А. Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам: первый опыт, первые проблемы // Налоговед. 2021. N 10. С. 40 - 47. Они же. Новый порядок администрирования транспортного и земельного налогов: теоретические аспекты // Налоговед. 2021. N 11. С. 66 - 73).
Статья: Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" <15> начиная с 2021 г. налоговые органы будут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налога.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" <15> начиная с 2021 г. налоговые органы будут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налога.
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ обязанностью налоговых органов стало и исчисление сумм земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций (для которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость) <3>. При этом налогоплательщик, имеющий и в данном случае право самостоятельно исчислить сумму налога, осуществляет уплату налога на основании сообщений налоговых органов об исчисленных ими суммах налогов.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ обязанностью налоговых органов стало и исчисление сумм земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций (для которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость) <3>. При этом налогоплательщик, имеющий и в данном случае право самостоятельно исчислить сумму налога, осуществляет уплату налога на основании сообщений налоговых органов об исчисленных ими суммах налогов.
Статья: Особенности сближения отдельных элементов юридической конструкции налогов на имущество организаций и физических лиц
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Далее необходимо сказать об особенностях правового регулирования двух имущественных налогов - транспортного и земельного. В данном случае вновь становится очевидной значимость того факта, что указанные налоги наряду с двумя другими налогами, подлежащими исследованию в настоящей статье <38>, относятся к числу имущественных налогов. Рассмотрение транспортного и земельного налогов необходимо в связи с тем, что с 2021 г. для организаций отменена обязанность представлять декларации по данным налогам <39>. При этом с 2023 г. такой порядок будет распространен на налог на имущество в отношении объектов, налоговая база по которым определяется на основании кадастровой стоимости. В Федеральном законе от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <40> (далее - Закон N 305-ФЗ) закреплены соответствующие положения относительно налога на имущество организаций <41>. Необходимо добавить, что порядок в отношении "кадастровой" недвижимости <42>, уже применяемый по транспортному и земельному налогам, будет заключаться в следующем. Организация сама рассчитывает сумму, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговому органу в случае необходимости. Налоговый же орган направляет сообщение об исчисленном налоге <43>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Далее необходимо сказать об особенностях правового регулирования двух имущественных налогов - транспортного и земельного. В данном случае вновь становится очевидной значимость того факта, что указанные налоги наряду с двумя другими налогами, подлежащими исследованию в настоящей статье <38>, относятся к числу имущественных налогов. Рассмотрение транспортного и земельного налогов необходимо в связи с тем, что с 2021 г. для организаций отменена обязанность представлять декларации по данным налогам <39>. При этом с 2023 г. такой порядок будет распространен на налог на имущество в отношении объектов, налоговая база по которым определяется на основании кадастровой стоимости. В Федеральном законе от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <40> (далее - Закон N 305-ФЗ) закреплены соответствующие положения относительно налога на имущество организаций <41>. Необходимо добавить, что порядок в отношении "кадастровой" недвижимости <42>, уже применяемый по транспортному и земельному налогам, будет заключаться в следующем. Организация сама рассчитывает сумму, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговому органу в случае необходимости. Налоговый же орган направляет сообщение об исчисленном налоге <43>.
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)4. Сосновский С.А., Григорьев В.В. Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам: первый опыт, первые проблемы // Налоговед. 2021. N 10. С. 4047.
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)4. Сосновский С.А., Григорьев В.В. Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам: первый опыт, первые проблемы // Налоговед. 2021. N 10. С. 4047.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В части уплаты транспортного, земельного налогов, налога на имущество организаций тоже произошли изменения.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В части уплаты транспортного, земельного налогов, налога на имущество организаций тоже произошли изменения.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Вместе с тем до настоящего времени не реализована комплексная заявка на доработку технологических процессов ФНС России по централизации функций по проведению ППА и ВНП (подана 20 декабря 2019 года), а также заявка на добавление нового безусловного критерия определения "технических компаний" в ПП "ППА-Отбор" (подана 14 апреля 2021 года).
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Вместе с тем до настоящего времени не реализована комплексная заявка на доработку технологических процессов ФНС России по централизации функций по проведению ППА и ВНП (подана 20 декабря 2019 года), а также заявка на добавление нового безусловного критерия определения "технических компаний" в ПП "ППА-Отбор" (подана 14 апреля 2021 года).
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В процессе цифровизации наблюдаются еще два разнонаправленных процесса - дифференциации и унификации правовых статусов лиц, которые также влияют на реализацию принципа равенства при налогообложении. В частности, с 2021 года было отменено декларирование для юридических лиц по земельному и транспортному налогам, что привело к формированию единого подхода к декларированию соответствующих объектов налогообложения для физических и юридических лиц.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В процессе цифровизации наблюдаются еще два разнонаправленных процесса - дифференциации и унификации правовых статусов лиц, которые также влияют на реализацию принципа равенства при налогообложении. В частности, с 2021 года было отменено декларирование для юридических лиц по земельному и транспортному налогам, что привело к формированию единого подхода к декларированию соответствующих объектов налогообложения для физических и юридических лиц.