Изменение устава при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение устава при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)...Пунктом 3 Постановления Правительства Республики... прямо указано, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики... [предписано - ред.] в том числе: 3.2. Провести мероприятия по внесению... изменений в Устав ГУП... связанных с увеличением уставного фонда и приведением в соответствие уставной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Пунктом 3 Постановления Правительства Республики... прямо указано, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики... [предписано - ред.] в том числе: 3.2. Провести мероприятия по внесению... изменений в Устав ГУП... связанных с увеличением уставного фонда и приведением в соответствие уставной деятельности.
Важнейшая практика по ст. 65.2 ГК РФо внесении в устав обязательных изменений, без которых невозможно продолжать деятельность >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Одним из направлений развития торгового законодательства является регулирование несостоятельности (банкротства). В 1800 году в России появился Устав о банкротах. Идеология этого Устава основана на разделении несостоятельности на торговую (купеческую) и неторговую. Каждой из разновидности несостоятельности посвящены особые постановления <1>. Законодательство о несостоятельности и практика его применения развивались довольно интенсивно. Это привело к необходимости реформирования банкротного законодательства. В 1832 году принимается новый Устав о несостоятельности, который был направлен исключительно на изменение норм о торговом банкротстве. Особенности дифференциации регулирования торговой и неторговой несостоятельности нашли и юридико-техническое воплощение. Положения о торговой несостоятельности нашли свое место во 2-й части XI Свода законов, тогда как положения, касающиеся неторговой несостоятельности, были размещены во 2-й части X тома Свода законов <2>. Устав о несостоятельности регулировал отношения, возникающие в связи с банкротством, вплоть до 1917 года. В то же время законодательство о несостоятельности не было застывшим. На протяжении всего этого времени оно подвергалось плавной трансформации.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Одним из направлений развития торгового законодательства является регулирование несостоятельности (банкротства). В 1800 году в России появился Устав о банкротах. Идеология этого Устава основана на разделении несостоятельности на торговую (купеческую) и неторговую. Каждой из разновидности несостоятельности посвящены особые постановления <1>. Законодательство о несостоятельности и практика его применения развивались довольно интенсивно. Это привело к необходимости реформирования банкротного законодательства. В 1832 году принимается новый Устав о несостоятельности, который был направлен исключительно на изменение норм о торговом банкротстве. Особенности дифференциации регулирования торговой и неторговой несостоятельности нашли и юридико-техническое воплощение. Положения о торговой несостоятельности нашли свое место во 2-й части XI Свода законов, тогда как положения, касающиеся неторговой несостоятельности, были размещены во 2-й части X тома Свода законов <2>. Устав о несостоятельности регулировал отношения, возникающие в связи с банкротством, вплоть до 1917 года. В то же время законодательство о несостоятельности не было застывшим. На протяжении всего этого времени оно подвергалось плавной трансформации.
Статья: Правовая природа решения собрания хозяйственного общества
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Следует учитывать, что правила ст. 181.2 ГК РФ, равно как и вся глава 9.1, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Законодатель, включив в ГК РФ понятие "гражданско-правовое сообщество", объединяющее разные правовые образования, в том числе и не обладающее правосубъектностью (комитеты кредиторов, при банкротстве, собственники и т.п.), вынес на более высокий уровень регулирования правила проведения собрания. Тем самым норма о том, что квалифицированное большинство голосов не менее двух третей голосов или три четверти от общего числа голосов участников общества, например при утверждении или изменении устава общества (п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), свидетельствует о том, что специальный закон отменяет действие общих законов. Метод неоднократного обобщения разнородных правовых явлений в ГК РФ по одному, но несущностному признаку не имеет отношения к сочетанию общего и специального правила.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)Следует учитывать, что правила ст. 181.2 ГК РФ, равно как и вся глава 9.1, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Законодатель, включив в ГК РФ понятие "гражданско-правовое сообщество", объединяющее разные правовые образования, в том числе и не обладающее правосубъектностью (комитеты кредиторов, при банкротстве, собственники и т.п.), вынес на более высокий уровень регулирования правила проведения собрания. Тем самым норма о том, что квалифицированное большинство голосов не менее двух третей голосов или три четверти от общего числа голосов участников общества, например при утверждении или изменении устава общества (п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), свидетельствует о том, что специальный закон отменяет действие общих законов. Метод неоднократного обобщения разнородных правовых явлений в ГК РФ по одному, но несущностному признаку не имеет отношения к сочетанию общего и специального правила.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) принимать решения о внесении изменений в устав страховой организации без решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) принимать решения о внесении изменений в устав страховой организации без решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации;
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"Функции по управлению имуществом государственного и муниципального унитарного предприятия от имени собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поэтому указанные органы в рамках их компетенции имеют право в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Закона о банкротстве принимать в период внешнего управления следующие решения: о внесении изменений и дополнений в устав должника - унитарного предприятия в части увеличения уставного фонда; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о продаже предприятия должника - унитарного предприятия; о замещении активов должника - унитарного предприятия; о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок; об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"Функции по управлению имуществом государственного и муниципального унитарного предприятия от имени собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поэтому указанные органы в рамках их компетенции имеют право в соответствии с пунктом 2 статьи 94 Закона о банкротстве принимать в период внешнего управления следующие решения: о внесении изменений и дополнений в устав должника - унитарного предприятия в части увеличения уставного фонда; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о продаже предприятия должника - унитарного предприятия; о замещении активов должника - унитарного предприятия; о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок; об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Статья: Развитие норм о субъектах права в кодификациях гражданского законодательства
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)содержание уставов (п. 4 ст. 52 ГК РФ);
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 10)содержание уставов (п. 4 ст. 52 ГК РФ);
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В Германии изначально города сами вырабатывали начала конкурсного процесса, поэтому ко времени объединения Германии в конце XIX в. действовали самые разнообразные источники конкурсного права. В 1876 г. был принят общегерманский конкурсный Устав, который с некоторыми изменениями действовал более ста лет.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В Германии изначально города сами вырабатывали начала конкурсного процесса, поэтому ко времени объединения Германии в конце XIX в. действовали самые разнообразные источники конкурсного права. В 1876 г. был принят общегерманский конкурсный Устав, который с некоторыми изменениями действовал более ста лет.
Статья: Кто такой арбитражный управляющий?
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)49. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения порядка включения требований кредиторов в реестр): проект федерального закона N 598603-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/598603-7?ysclid=lozi5bwf62340397097.
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)49. О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения порядка включения требований кредиторов в реестр): проект федерального закона N 598603-7. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/598603-7?ysclid=lozi5bwf62340397097.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> Органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию поднормативных (регламентных) правовых актов (издание или изменение соответствующих правил, приказов) и административных актов, под которыми понимаются любые акты, предоставляющие полномочия административным органам определять частные права и обязанности лиц на основании законов, уставов или решений компетентных органов власти (действия по выдаче лицензий, санкции, предоставление льгот, отказ от совершения действия или бездействия (§ 551 (13) Свода законов США)).
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> Органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию поднормативных (регламентных) правовых актов (издание или изменение соответствующих правил, приказов) и административных актов, под которыми понимаются любые акты, предоставляющие полномочия административным органам определять частные права и обязанности лиц на основании законов, уставов или решений компетентных органов власти (действия по выдаче лицензий, санкции, предоставление льгот, отказ от совершения действия или бездействия (§ 551 (13) Свода законов США)).
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<26> Так, концепция "единой системы публичной власти" была ранее обоснована в правовых позициях Конституционного Суда РФ. См., например, Постановления КС РФ от 16 мая 2000 г. N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от 30 ноября 2000 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области", от 11 ноября 2003 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 81 Закона Челябинской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области", а также заключение КС РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<26> Так, концепция "единой системы публичной власти" была ранее обоснована в правовых позициях Конституционного Суда РФ. См., например, Постановления КС РФ от 16 мая 2000 г. N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 4 ст. 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от 30 ноября 2000 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области", от 11 ноября 2003 г. N 16-П по делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 81 Закона Челябинской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области", а также заключение КС РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З.
"Реестр требований кредиторов и его формирование в процессе несостоятельности (банкротства)"
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Слово "требование" в толковых словарях русского языка обычно определяется как выраженное в категоричной форме распоряжение, просьба. В римском праве специального термина для притязаний к должнику при его неплатежеспособности не было, использовалось общее наименование иска (actio) с добавлением формы и вида процесса <1>. В российских правовых актах, посвященных несостоятельности, слово "требование" появилось довольно давно. Его используют и Устав о банкротах (например, в п. 43, 61 и др. говорится о "банкротовых требованиях", о "требованиях"), и Устав о торговой деятельности 1832 г. <2>. Положения названных актов вошли в принятый в 1903 г. Устав судопроизводства торгового (как часть Свода законов Российской империи) <3>, но слово "требование" стало заменяться на сходные: "исковая просьба", "претензия" и т.п.
(Ходаковский А.П.)
("Статут", 2023)Слово "требование" в толковых словарях русского языка обычно определяется как выраженное в категоричной форме распоряжение, просьба. В римском праве специального термина для притязаний к должнику при его неплатежеспособности не было, использовалось общее наименование иска (actio) с добавлением формы и вида процесса <1>. В российских правовых актах, посвященных несостоятельности, слово "требование" появилось довольно давно. Его используют и Устав о банкротах (например, в п. 43, 61 и др. говорится о "банкротовых требованиях", о "требованиях"), и Устав о торговой деятельности 1832 г. <2>. Положения названных актов вошли в принятый в 1903 г. Устав судопроизводства торгового (как часть Свода законов Российской империи) <3>, но слово "требование" стало заменяться на сходные: "исковая просьба", "претензия" и т.п.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с нормами Закона о банкротстве основное общество может быть привлечено к субсидиарной ответственности как контролирующее должника лицо.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с нормами Закона о банкротстве основное общество может быть привлечено к субсидиарной ответственности как контролирующее должника лицо.
Статья: Правовые проблемы принятия решения общего собрания участников хозяйственных обществ в российском праве
(Телешинин А.А.)
("Право и экономика", 2022, N 8)Если допустить широкое толкование термина "порядок принятия решения", то в непубличных хозяйственных обществах можно установить нестандартный механизм распределения числа голосов участников. Однако такое толкование "порядка принятия решений" является достаточно рискованным в силу отсутствия точного определения терминологии. Например, в делах о банкротстве суды разграничивают "порядок принятия решений" собранием кредиторов и "порядок определения числа голосов" кредиторов на собрании [11].
(Телешинин А.А.)
("Право и экономика", 2022, N 8)Если допустить широкое толкование термина "порядок принятия решения", то в непубличных хозяйственных обществах можно установить нестандартный механизм распределения числа голосов участников. Однако такое толкование "порядка принятия решений" является достаточно рискованным в силу отсутствия точного определения терминологии. Например, в делах о банкротстве суды разграничивают "порядок принятия решений" собранием кредиторов и "порядок определения числа голосов" кредиторов на собрании [11].
Статья: К вопросу о запрете на участие в управлении деятельностью хозяйственного общества лица, признанного банкротом
(Мельник Д.Э.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Сказанное приводит к вопросу о том, какие последствия повлечет за собой нежелание (отказ) банкрота по какой-либо из вышеперечисленных или другой причине передавать в доверительное управление принадлежащие ему акции (доли) в уставном капитале? Могут ли исключить банкрота из общества в связи с неисполнением им обязанности по принятию корпоративных решений? Стоит отметить, что специальным законодательством России, регулирующим деятельность многих коммерческих и некоммерческих организаций, предусматривается механизм исключения участников в связи с неисполнением ими обязанности по принятию корпоративных решений. Например, такая возможность закреплена в ст. 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об обществах с ограниченной ответственность" <18> (далее - Закон об ООО), а для исключения из акционерного общества (далее - АО) "по аналогии применяется регулирование исключения участника из ООО" <19>. Вышеуказанная норма позволяет исключить участника из общества в том случае, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) затрудняет деятельность общества или делает ее невозможной. Кроме того, к подобного рода основаниям для исключения участника из хозяйственного общества относится неучастие в принятии решений, без которых общество не может продолжать свою деятельность, к числу которых, согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", относятся "решения о назначении единоличного исполнительного органа или членов совета директоров, о внесении изменений в устав, если они являются необходимыми и др." <20>. Более того, следует помнить, что существуют такие вопросы, решения по которым принимаются единогласно всеми участниками общества (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "Об акционерных обществах" <21> и др.). Таким образом, если лицо, признанное банкротом, в силу установленного в отношении него запрета, предусмотренного п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве, в течение долгого времени (3 года) в силу объективных причин не сможет принимать участие в принятии решений, без которых хозяйственное общество будет не способно продолжать свою деятельность, а также не будет участвовать в принятии решений, требующих единогласного одобрения всех участников, то возникнет риск исключения его из общества по вышеуказанным основаниям.
(Мельник Д.Э.)
("Гражданское право", 2025, N 2)Сказанное приводит к вопросу о том, какие последствия повлечет за собой нежелание (отказ) банкрота по какой-либо из вышеперечисленных или другой причине передавать в доверительное управление принадлежащие ему акции (доли) в уставном капитале? Могут ли исключить банкрота из общества в связи с неисполнением им обязанности по принятию корпоративных решений? Стоит отметить, что специальным законодательством России, регулирующим деятельность многих коммерческих и некоммерческих организаций, предусматривается механизм исключения участников в связи с неисполнением ими обязанности по принятию корпоративных решений. Например, такая возможность закреплена в ст. 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об обществах с ограниченной ответственность" <18> (далее - Закон об ООО), а для исключения из акционерного общества (далее - АО) "по аналогии применяется регулирование исключения участника из ООО" <19>. Вышеуказанная норма позволяет исключить участника из общества в том случае, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) затрудняет деятельность общества или делает ее невозможной. Кроме того, к подобного рода основаниям для исключения участника из хозяйственного общества относится неучастие в принятии решений, без которых общество не может продолжать свою деятельность, к числу которых, согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", относятся "решения о назначении единоличного исполнительного органа или членов совета директоров, о внесении изменений в устав, если они являются необходимыми и др." <20>. Более того, следует помнить, что существуют такие вопросы, решения по которым принимаются единогласно всеми участниками общества (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024) "Об акционерных обществах" <21> и др.). Таким образом, если лицо, признанное банкротом, в силу установленного в отношении него запрета, предусмотренного п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве, в течение долгого времени (3 года) в силу объективных причин не сможет принимать участие в принятии решений, без которых хозяйственное общество будет не способно продолжать свою деятельность, а также не будет участвовать в принятии решений, требующих единогласного одобрения всех участников, то возникнет риск исключения его из общества по вышеуказанным основаниям.
Статья: Несостоятельность (банкротство) наследственной массы: проблемы теории и практики
(Гасанов З.У.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Двойственное толкование понятия "банкрот" встречается и в другом отечественном законе о банкротстве. Так, в ст. 1 Устава о банкротах от 19 декабря 1800 г. указано, что "банкрот есть тот, который не может сполна заплатить своих долгов" <3>, а в ст. 131 этого Устава беспорочного банкрота - "пришедшего в несостояние" - призывается называть "упадшим", т.е. "несчастным, а не бесчестным", и лишь "неосторожного и злостного" нужно называть банкротом <4>. Устав о торговой несостоятельности 1832 г. в ст. 5, 7, 8 содержит такую же позицию по отношению к неосторожным и злостным банкротам, а обанкротившегося из-за несчастных обстоятельств в нем призывается называть несостоятельным <5>. Столь разное отношение к причинам возникновения несостоятельности заложено еще в ст. 54 - 55 Русской Правды <6> и связано с высокой частотой несчастных случаев в то время (кораблекрушения, нападения, пожары и др.). Этот подход с незначительными изменениями сохранялся в России вплоть до Революции 1917 г. (эти аспекты отражены в труде Г.Ф. Шершеневича) <7>.
(Гасанов З.У.)
("Наследственное право", 2025, N 2)Двойственное толкование понятия "банкрот" встречается и в другом отечественном законе о банкротстве. Так, в ст. 1 Устава о банкротах от 19 декабря 1800 г. указано, что "банкрот есть тот, который не может сполна заплатить своих долгов" <3>, а в ст. 131 этого Устава беспорочного банкрота - "пришедшего в несостояние" - призывается называть "упадшим", т.е. "несчастным, а не бесчестным", и лишь "неосторожного и злостного" нужно называть банкротом <4>. Устав о торговой несостоятельности 1832 г. в ст. 5, 7, 8 содержит такую же позицию по отношению к неосторожным и злостным банкротам, а обанкротившегося из-за несчастных обстоятельств в нем призывается называть несостоятельным <5>. Столь разное отношение к причинам возникновения несостоятельности заложено еще в ст. 54 - 55 Русской Правды <6> и связано с высокой частотой несчастных случаев в то время (кораблекрушения, нападения, пожары и др.). Этот подход с незначительными изменениями сохранялся в России вплоть до Революции 1917 г. (эти аспекты отражены в труде Г.Ф. Шершеневича) <7>.