Изменение состава учредителей нко
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение состава учредителей нко (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2023 N 88-24369/2023 (УИД 50RS0008-01-2022-001340-30)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Некоммерческие организации.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) об исключении из состава учредителей.
Обстоятельства: Не доказан факт внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о составе учредителей организации.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об исключении из числа учредителей организации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из недоказанности факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведения о составе учредителей организации, а также из того, что решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, на основании которых внесена запись в ЕГРЮЛ, не оспаривались и незаконными не признаны. Суд также указал на специальный порядок выхода учредителей из некоммерческой организации, предусмотренный законом, установив при этом, что истцом данный порядок не соблюден, поскольку с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ и о выходе из состава учредителей Межрегиональной благотворительной правозащитной общественной организации "Служба правовой помощи" в регистрирующий орган она не обращалась.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2023 N 88-6968/2023 по делу N 2-682/2022 (УИД 03RS0010-01-2021-005546-08)
Категория спора: Некоммерческие организации.
Требование: 1) О признании недействительными решений заседаний правления, собрания учредителей и налогового органа о внесении изменений в учредительные документы, устава, понуждении налогового органа осуществить регистрацию изменений в сведения о юридическом лице.
Встречные требования: 2) О признании недействительными решений собрания совета учредителей и собрания правления; 3) Об истребовании документов.
Обстоятельства: Решения правления приняты без надлежащего извещения всех учредителей в отсутствие кворума. В регистрирующий орган были представлены все необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ документы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Отказано.При разрешении названных требований суд первой инстанции не принял в качестве надлежащего доказательства представленный Х.А.М. протокол собрания учредителей АНО СОК "Журавли" от 25.12.2007 года N 3, согласно которому Р. пожелал добровольно выйти из состава учредителей, новым директором назначен Х.А.М., поскольку Х.А.М. назначен директором Приказом от 07.04.2008 года N 1, что согласуется с Протоколом от 07.04.208 года N 3, с заявлением в Межрайонную ИФНС N 20 по Республике Башкортостан о внесении сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, Х.А.М. обратился также только 21.04.2008 года.
Категория спора: Некоммерческие организации.
Требование: 1) О признании недействительными решений заседаний правления, собрания учредителей и налогового органа о внесении изменений в учредительные документы, устава, понуждении налогового органа осуществить регистрацию изменений в сведения о юридическом лице.
Встречные требования: 2) О признании недействительными решений собрания совета учредителей и собрания правления; 3) Об истребовании документов.
Обстоятельства: Решения правления приняты без надлежащего извещения всех учредителей в отсутствие кворума. В регистрирующий орган были представлены все необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ документы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано; 3) Отказано.При разрешении названных требований суд первой инстанции не принял в качестве надлежащего доказательства представленный Х.А.М. протокол собрания учредителей АНО СОК "Журавли" от 25.12.2007 года N 3, согласно которому Р. пожелал добровольно выйти из состава учредителей, новым директором назначен Х.А.М., поскольку Х.А.М. назначен директором Приказом от 07.04.2008 года N 1, что согласуется с Протоколом от 07.04.208 года N 3, с заявлением в Межрайонную ИФНС N 20 по Республике Башкортостан о внесении сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, Х.А.М. обратился также только 21.04.2008 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Возможно, с целью исключить практические проблемы, которые могут возникнуть в связи с разноплановым подходом к понятию "учредитель", Минюст в свое время указал, что изменение состава учредителей невозможно, за исключением случаев, указанных в законе (письмо Минюста от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <12>). Статья 15 Закона о НКО допускает смену учредителя в отношении некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Эти случаи, названные в законе, связаны отнюдь не со статусом создателя организации, а со статусом члена организации (когда речь идет о корпорациях) или участника, который управляет деятельностью данной организации, как, например, в автономной некоммерческой организации (по крайней мере только так можно объяснить указанный подход).
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Возможно, с целью исключить практические проблемы, которые могут возникнуть в связи с разноплановым подходом к понятию "учредитель", Минюст в свое время указал, что изменение состава учредителей невозможно, за исключением случаев, указанных в законе (письмо Минюста от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <12>). Статья 15 Закона о НКО допускает смену учредителя в отношении некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Эти случаи, названные в законе, связаны отнюдь не со статусом создателя организации, а со статусом члена организации (когда речь идет о корпорациях) или участника, который управляет деятельностью данной организации, как, например, в автономной некоммерческой организации (по крайней мере только так можно объяснить указанный подход).
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредители некоммерческих организаций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности (Письмо Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредители некоммерческих организаций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности (Письмо Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации").
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"В течение трех месяцев со дня наступления события, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, лицо, входящее в состав органа управления автономной некоммерческой организации или являющееся единоличным органом этой организации, вправе войти в состав учредителей автономной некоммерческой организации путем представления в территориальный орган уполномоченного органа заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц с приложением документов, подтверждающих статус лица, входящего в состав органа управления или являющегося единоличным органом автономной некоммерческой организации. В таком случае решение учредителей автономной некоммерческой организации, предусмотренное абзацем вторым пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"В течение трех месяцев со дня наступления события, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, лицо, входящее в состав органа управления автономной некоммерческой организации или являющееся единоличным органом этой организации, вправе войти в состав учредителей автономной некоммерческой организации путем представления в территориальный орган уполномоченного органа заявления о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц с приложением документов, подтверждающих статус лица, входящего в состав органа управления или являющегося единоличным органом автономной некоммерческой организации. В таком случае решение учредителей автономной некоммерческой организации, предусмотренное абзацем вторым пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, не требуется.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Вопрос: Какой порядок внесения изменений в сведения об учредителях автономной некоммерческой организации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)При наличии сведений об учредителях автономной некоммерческой организации в уставе в случае ликвидации или смерти одного из них в устав могут быть внесены изменения, указывающие на причину изменения состава учредителей организации.
("Официальный сайт Минюста России", 2021)При наличии сведений об учредителях автономной некоммерческой организации в уставе в случае ликвидации или смерти одного из них в устав могут быть внесены изменения, указывающие на причину изменения состава учредителей организации.
Вопрос: В какой территориальный орган Минюста России учредитель общественной организации должен подать заявление о своем выходе, если общественная организация находится в одном регионе, а участник проживает в другом?
(Консультация эксперта, 2024)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).
Вопрос: В союз приняты несколько новых членов. Необходимо ли вносить сведения о них в ЕГРЮЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, в связи с вхождением лица в состав учредителей (участников) некоммерческой организации или выходом из такого состава федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет в установленном порядке в регистрирующий орган поступившее от соответствующего лица заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ (п. 2.2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
Статья: Отдельные правовые аспекты для НКО
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Чтобы выйти из состава учредителей, надо представить в регистрирующий орган по месту нахождения НКО заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ лично, в электронном виде или по почте (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 2.2 ст. 17, п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Для этих целей используется заявление по форме Р13014, утвержденной Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 4).
(Влад О.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Чтобы выйти из состава учредителей, надо представить в регистрирующий орган по месту нахождения НКО заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ лично, в электронном виде или по почте (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 2.2 ст. 17, п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ). Для этих целей используется заявление по форме Р13014, утвержденной Приказом ФНС России N ЕД-7-14/617@ (приложение 4).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, если в отношении денежных средств, полученных от иностранных организаций, граждан или иностранных агентов, субъект, обязанный подать уведомление, может определить их статус, то в отношении российских юридических лиц, сведения об учредителях которых не содержатся в открытых реестрах (например, некоммерческих организациях или акционерных обществах), обязанность подачи соответствующего уведомления определить достаточно сложно. Поэтому Минэкономразвития в плане оценки фактического воздействия правовых актов на 2021 г. указало на данное обстоятельство как основание внесения изменений в комментируемый Закон.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Таким образом, если в отношении денежных средств, полученных от иностранных организаций, граждан или иностранных агентов, субъект, обязанный подать уведомление, может определить их статус, то в отношении российских юридических лиц, сведения об учредителях которых не содержатся в открытых реестрах (например, некоммерческих организациях или акционерных обществах), обязанность подачи соответствующего уведомления определить достаточно сложно. Поэтому Минэкономразвития в плане оценки фактического воздействия правовых актов на 2021 г. указало на данное обстоятельство как основание внесения изменений в комментируемый Закон.
Статья: Переход прав учредителя автономной некоммерческой организации
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Отметим, что в отдельных работах, вышедших до появления соответствующих законодательных решений, высказывалась мысль о невозможности изменений состава учредителей АНО, а значит, и о невозможности перехода прав учредителя АНО. К примеру, С.Д. Могилевский после анализа понятий "член", "учредитель", "участник" пришел к выводу о том, что "круг учредителей формируется при учреждении автономной некоммерческой организации и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен" <11>. Д.В. Новак позднее, соглашаясь с таким подходом, отмечал, что он основан на "признаке отсутствия членства" у АНО <12>. С нашей точки зрения, как показывает анализ работ обоих авторов, никаких догматических или иных аргументов для подобного рода выводов в них в реальности не приведено. Нельзя не отметить, что в литературе встречается (Ю.П. Свит) и иная позиция - о возможности изменений состава учредителей АНО - на том основании, что "отсутствие членства не означает полного отсутствия взаимосвязи между учредителем и созданной с его участием организацией" <13>.
(Габов А.В.)
("Закон", 2021, N 9)Отметим, что в отдельных работах, вышедших до появления соответствующих законодательных решений, высказывалась мысль о невозможности изменений состава учредителей АНО, а значит, и о невозможности перехода прав учредителя АНО. К примеру, С.Д. Могилевский после анализа понятий "член", "учредитель", "участник" пришел к выводу о том, что "круг учредителей формируется при учреждении автономной некоммерческой организации и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен" <11>. Д.В. Новак позднее, соглашаясь с таким подходом, отмечал, что он основан на "признаке отсутствия членства" у АНО <12>. С нашей точки зрения, как показывает анализ работ обоих авторов, никаких догматических или иных аргументов для подобного рода выводов в них в реальности не приведено. Нельзя не отметить, что в литературе встречается (Ю.П. Свит) и иная позиция - о возможности изменений состава учредителей АНО - на том основании, что "отсутствие членства не означает полного отсутствия взаимосвязи между учредителем и созданной с его участием организацией" <13>.
Статья: Концептуальные вопросы правового регулирования статуса некоммерческих корпораций
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Критерий участия в управлении предлагалось скорректировать и исходить из унитарности устройства в случае невозможности изменения состава участников НКО. Однако данный критерий не является универсальным, так как согласно п. 3 ст. 15 Закона об НКО, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, а также учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников. Также нет абсолютного запрета и на принятие новых лиц в качестве учредителей (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)Критерий участия в управлении предлагалось скорректировать и исходить из унитарности устройства в случае невозможности изменения состава участников НКО. Однако данный критерий не является универсальным, так как согласно п. 3 ст. 15 Закона об НКО, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, а также учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников. Также нет абсолютного запрета и на принятие новых лиц в качестве учредителей (п. 6 ст. 123.24 ГК РФ).
Статья: Общетеоретическая модель правосубъектного фонда в контексте двух дихотомий
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Само императивно предусмотренное законом (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ) наличие обладающего широкой исключительной компетенцией высшего коллегиального органа, несвойственного некорпоративным формам <308>, косвенно противоречит запрету корпоративного элемента или по крайней мере создает для этого предпосылку - к тому же "высшим мерилом" деятельности фонда является лишь первоначальная воля учредителя. Также противоречит запрету корпоративного элемента возможность изменения состава учредителей фонда (п. п. 3 и 4 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). Наконец, нормы о наследственных фондах, предусматривающие, что в состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда (п. 2 ст. 123.20-2 ГК РФ), потенциально вводят существенный корпоративный элемент в зависимости от компетенции указанного органа.
(Заикин Д.П.)
("Вестник гражданского права", 2020, N 5)Само императивно предусмотренное законом (п. 1 ст. 123.19 ГК РФ) наличие обладающего широкой исключительной компетенцией высшего коллегиального органа, несвойственного некорпоративным формам <308>, косвенно противоречит запрету корпоративного элемента или по крайней мере создает для этого предпосылку - к тому же "высшим мерилом" деятельности фонда является лишь первоначальная воля учредителя. Также противоречит запрету корпоративного элемента возможность изменения состава учредителей фонда (п. п. 3 и 4 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). Наконец, нормы о наследственных фондах, предусматривающие, что в состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда (п. 2 ст. 123.20-2 ГК РФ), потенциально вводят существенный корпоративный элемент в зависимости от компетенции указанного органа.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками (т.е. не образуют, не составляют высший орган управления), являются унитарными юридическими лицами. Тем самым в унитарных юридических лицах полномочия их учредителей (кроме являющихся одновременно собственникам имущества унитарных предприятий и учреждений) должны ограничиваться полномочиями по утверждению учредительных документов и формированию высшего органа управления и в некоторых случаях - контрольного органа юридического лица (методом исключения - это некоммерческие унитарные организации, кроме учреждений). Все последующие вопросы, в том числе об изменении устава, о реорганизации и ликвидации, должны решаться высшим органом управления, в который могут входить учредители или их представители. Никакого смысла в сохранении или изменении состава учредителей у таких юридических лиц нет, у них по общему правилу отсутствуют и имущественные, и неимущественные права в отношении юридического лица.
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками (т.е. не образуют, не составляют высший орган управления), являются унитарными юридическими лицами. Тем самым в унитарных юридических лицах полномочия их учредителей (кроме являющихся одновременно собственникам имущества унитарных предприятий и учреждений) должны ограничиваться полномочиями по утверждению учредительных документов и формированию высшего органа управления и в некоторых случаях - контрольного органа юридического лица (методом исключения - это некоммерческие унитарные организации, кроме учреждений). Все последующие вопросы, в том числе об изменении устава, о реорганизации и ликвидации, должны решаться высшим органом управления, в который могут входить учредители или их представители. Никакого смысла в сохранении или изменении состава учредителей у таких юридических лиц нет, у них по общему правилу отсутствуют и имущественные, и неимущественные права в отношении юридического лица.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Отечественным аналогом классических учреждений-собственников (модель германского Anstalt) была призвана стать конструкция автономной некоммерческой организации (АНО), впервые появившаяся в Законе о некоммерческих организациях 1996 года. К сожалению, при инкорпорировании норм об АНО в ГК РФ в 2014 году были допущены серьезные искажения этой организационно-правовой формы. В соответствии с правилами п. 6 - 8 ст. 123.24 ГК РФ учредители АНО сохраняют свой статус, причем не в качестве органов этого юридического лица, а именно как учредители. При этом их состав может изменяться как в результате добровольного выхода "из состава учредителей", так и путем принятия в их число новых лиц, и только учредители, а не органы АНО вправе принять решение о ее преобразовании (в фонд). Иначе говоря, наряду с органами АНО в этой "унитарной некоммерческой организации, не имеющей членства", по сути появляется корпорация учредителей, руководящая ее деятельностью наряду с ее органами (а возможно, и против их воли). Ситуация не меняется и при создании АНО единственным учредителем (абз. 2 п. 1 ст. 123.24 ГК РФ), которого в этом случае вполне можно рассматривать в качестве "компании одного лица", которая по решению своего единственного участника вправе расширить или изменить свой состав. В результате такая унитарная организация находится под управлением корпорации, что как минимум чревато конфликтами и злоупотреблениями (а как максимум выглядит юридически абсурдно).
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Отечественным аналогом классических учреждений-собственников (модель германского Anstalt) была призвана стать конструкция автономной некоммерческой организации (АНО), впервые появившаяся в Законе о некоммерческих организациях 1996 года. К сожалению, при инкорпорировании норм об АНО в ГК РФ в 2014 году были допущены серьезные искажения этой организационно-правовой формы. В соответствии с правилами п. 6 - 8 ст. 123.24 ГК РФ учредители АНО сохраняют свой статус, причем не в качестве органов этого юридического лица, а именно как учредители. При этом их состав может изменяться как в результате добровольного выхода "из состава учредителей", так и путем принятия в их число новых лиц, и только учредители, а не органы АНО вправе принять решение о ее преобразовании (в фонд). Иначе говоря, наряду с органами АНО в этой "унитарной некоммерческой организации, не имеющей членства", по сути появляется корпорация учредителей, руководящая ее деятельностью наряду с ее органами (а возможно, и против их воли). Ситуация не меняется и при создании АНО единственным учредителем (абз. 2 п. 1 ст. 123.24 ГК РФ), которого в этом случае вполне можно рассматривать в качестве "компании одного лица", которая по решению своего единственного участника вправе расширить или изменить свой состав. В результате такая унитарная организация находится под управлением корпорации, что как минимум чревато конфликтами и злоупотреблениями (а как максимум выглядит юридически абсурдно).