Изменение очередности текущих платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение очередности текущих платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 134 "Очередность удовлетворения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего правомерной, с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Изменение правового регулирования и установление единых тарифов не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований по текущим платежам, а оптимизирует процесс внесения взносов единым платежом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего правомерной, с 01.01.2023 установлен единый тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Изменение правового регулирования и установление единых тарифов не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований по текущим платежам, а оптимизирует процесс внесения взносов единым платежом.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При реализации имущества должника на торгах в рамках процедуры банкротства для цели отнесения налоговой задолженности по восстановленному НДС к реестровой или текущей следует руководствоваться периодом, в который совершена операция, ставшая основанием для формирования налоговой базы для осуществления вычета. При этом в исключительных случаях при выявлении судом в рамках конкретного дела намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства арбитражный суд вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди. Поскольку в данном случае восстановленный НДС представлял задолженность по уплате налога, начисленного по операциям, имевшим место до возбуждения процедуры банкротства, требование об уплате восстановленного НДС подлежало включению в третью очередь реестра. Налоговый орган не ссылался на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у должника признаков объективного банкротства и (или) о налоговых злоупотреблениях.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При реализации имущества должника на торгах в рамках процедуры банкротства для цели отнесения налоговой задолженности по восстановленному НДС к реестровой или текущей следует руководствоваться периодом, в который совершена операция, ставшая основанием для формирования налоговой базы для осуществления вычета. При этом в исключительных случаях при выявлении судом в рамках конкретного дела намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства арбитражный суд вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди. Поскольку в данном случае восстановленный НДС представлял задолженность по уплате налога, начисленного по операциям, имевшим место до возбуждения процедуры банкротства, требование об уплате восстановленного НДС подлежало включению в третью очередь реестра. Налоговый орган не ссылался на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у должника признаков объективного банкротства и (или) о налоговых злоупотреблениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)4. Из буквального толкования п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве следует возможность изменения очередности текущих платежей для недопущения возникновения катастрофы, т.е. платежи должны быть направлены на превентивные меры, минимизирующие саму вероятность наступления тяжких последствий, а не на их ликвидацию.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 10)4. Из буквального толкования п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве следует возможность изменения очередности текущих платежей для недопущения возникновения катастрофы, т.е. платежи должны быть направлены на превентивные меры, минимизирующие саму вероятность наступления тяжких последствий, а не на их ликвидацию.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за май 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Пунктом 1 ст. 134 Закона о банкротстве установлена возможность изменения очередности текущих платежей для недопущения возникновения катастрофы. Платежи должны быть направлены на превентивные меры, минимизирующие саму вероятность наступления тяжких последствий, а не на их ликвидацию. В соответствии с целями абз. 2 п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требуется судебное исследование всей совокупности фактических обстоятельств, связанных с конкретными расходами, чтобы установить их действительную направленность на проведение мероприятий по недопущению катастрофы либо гибели людей, в том числе реальность угрозы возникновения таких негативных последствий.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 7)Пунктом 1 ст. 134 Закона о банкротстве установлена возможность изменения очередности текущих платежей для недопущения возникновения катастрофы. Платежи должны быть направлены на превентивные меры, минимизирующие саму вероятность наступления тяжких последствий, а не на их ликвидацию. В соответствии с целями абз. 2 п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требуется судебное исследование всей совокупности фактических обстоятельств, связанных с конкретными расходами, чтобы установить их действительную направленность на проведение мероприятий по недопущению катастрофы либо гибели людей, в том числе реальность угрозы возникновения таких негативных последствий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023)Арбитражный суд по жалобе налоговой службы признал незаконными действия конкурсного управляющего, так как в результате изменения очередности уплаты платежей остались непогашенными текущие налоговые обязательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023)Арбитражный суд по жалобе налоговой службы признал незаконными действия конкурсного управляющего, так как в результате изменения очередности уплаты платежей остались непогашенными текущие налоговые обязательства.
"Субординация требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: монография"
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)Законом о банкротстве предусмотрена возможность обращения арбитражного управляющего с заявлением об изменении очередности удовлетворения текущих платежей, если неизменение очередности может привести к гибели имущества или причинить убытки в иной форме. Данное правомочие предоставлено конкурсному управляющему Законом для недопущения возникновения больших убытков, причиняемых должнику и кредиторам, в случае соблюдения установленной законом очередности удовлетворения денежных требований. Возможность обращаться в суд с заявлением об отступлении от очередности требований по текущим платежам связана с реализацией принципа разумности и добросовестности действий конкурсного управляющего, действующего в интересах должника, кредиторов, общества и государства. Предоставление такого права является правовым средством повышения эффективности расчетов, связанных с обеспечением сохранности конкурсной массы применительно к конкретным обстоятельствам дела. Субординация текущих платежей не носит добровольного характера, не основана на достижении согласия всех лиц, участвующих в деле, изменение очередности предусмотрено Законом и не связано с поведением сторон. Изменение очередности текущих платежей относится к публично-правовому средству, с помощью которого достигается эффект сохранения конкурсной массы.
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)Законом о банкротстве предусмотрена возможность обращения арбитражного управляющего с заявлением об изменении очередности удовлетворения текущих платежей, если неизменение очередности может привести к гибели имущества или причинить убытки в иной форме. Данное правомочие предоставлено конкурсному управляющему Законом для недопущения возникновения больших убытков, причиняемых должнику и кредиторам, в случае соблюдения установленной законом очередности удовлетворения денежных требований. Возможность обращаться в суд с заявлением об отступлении от очередности требований по текущим платежам связана с реализацией принципа разумности и добросовестности действий конкурсного управляющего, действующего в интересах должника, кредиторов, общества и государства. Предоставление такого права является правовым средством повышения эффективности расчетов, связанных с обеспечением сохранности конкурсной массы применительно к конкретным обстоятельствам дела. Субординация текущих платежей не носит добровольного характера, не основана на достижении согласия всех лиц, участвующих в деле, изменение очередности предусмотрено Законом и не связано с поведением сторон. Изменение очередности текущих платежей относится к публично-правовому средству, с помощью которого достигается эффект сохранения конкурсной массы.
Статья: Правила определения порядка удовлетворения налоговых обязательств в банкротстве
(Тихонова В., Мухина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)- в целях недопустимости злоупотреблений Верховный Суд РФ в исключительных случаях при выявлении намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства суд вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди;
(Тихонова В., Мухина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)- в целях недопустимости злоупотреблений Верховный Суд РФ в исключительных случаях при выявлении намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства суд вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 10)5. В исключительных случаях при выявлении судом в рамках конкретного дела намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства арбитражный суд, реализуя свои дискреционные полномочия по управлению банкротным процессом, вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди применительно к подходу, занятому в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 года N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве". Обязанность по доказыванию соответствующих обстоятельств лежит на лице, требующем приоритета в отношении обязательного платежа, т.е. на уполномоченном органе.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 10)5. В исключительных случаях при выявлении судом в рамках конкретного дела намерения контролирующих лиц воспользоваться процедурой банкротства как предоставляющей льготный налоговый режим для передачи актива в условиях отсутствия реальных признаков объективного банкротства арбитражный суд, реализуя свои дискреционные полномочия по управлению банкротным процессом, вправе рассмотреть вопрос об изменении очередности требования уполномоченного органа посредством повышения его до текущих платежей пятой очереди применительно к подходу, занятому в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 декабря 2013 года N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве". Обязанность по доказыванию соответствующих обстоятельств лежит на лице, требующем приоритета в отношении обязательного платежа, т.е. на уполномоченном органе.