Изменение наименования СУБЪЕКТА РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение наименования СУБЪЕКТА РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Но власть не решалась на масштабную конституционную реформу: "Реальность такова, что названные аргументы не пожелали брать в расчет. И тем более тогда, когда с годами историческая боль остается все далее в прошлом" <6>. Власть ограничивалась отдельными поправками, названными С.А. Авакьяном тремя "раундами". Первый "раунд" был объявлен в декабре 2008 г. в Послании Президента Д.А. Медведева и выразился в увеличении срока полномочий Президента до 6 лет, Государственной Думы - до 5 лет, а также введении ежегодного отчета Правительства перед Государственной Думой. Второй и третий "раунды" пришлись на февраль и июль 2014 года: были внесены изменения в систему судебной власти и порядок назначения и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ; изменено название гл. 7; появился институт назначаемых Президентом членов Совета Федерации. Все три "раунда" связаны с увеличением полномочий Президента.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Но власть не решалась на масштабную конституционную реформу: "Реальность такова, что названные аргументы не пожелали брать в расчет. И тем более тогда, когда с годами историческая боль остается все далее в прошлом" <6>. Власть ограничивалась отдельными поправками, названными С.А. Авакьяном тремя "раундами". Первый "раунд" был объявлен в декабре 2008 г. в Послании Президента Д.А. Медведева и выразился в увеличении срока полномочий Президента до 6 лет, Государственной Думы - до 5 лет, а также введении ежегодного отчета Правительства перед Государственной Думой. Второй и третий "раунды" пришлись на февраль и июль 2014 года: были внесены изменения в систему судебной власти и порядок назначения и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора и прокуроров субъектов РФ; изменено название гл. 7; появился институт назначаемых Президентом членов Совета Федерации. Все три "раунда" связаны с увеличением полномочий Президента.
Статья: Наследование жителями федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Регулирование процедуры переадресации осуществляется Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221. Пунктом 13 Правил определено, что изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
(Майборода В.А.)
("Наследственное право", 2021, N 2)Регулирование процедуры переадресации осуществляется Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221. Пунктом 13 Правил определено, что изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.