Изменение границ ЗОУИТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ ЗОУИТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)3) впервые установлена возможность досудебного урегулирования споров о законности строительства в ЗОУИТ, в том числе по изменению границ ЗОУИТ или уменьшению влияния ограничений в таких зонах (например, посредством увеличения глубины прокладки трубопровода).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)3) впервые установлена возможность досудебного урегулирования споров о законности строительства в ЗОУИТ, в том числе по изменению границ ЗОУИТ или уменьшению влияния ограничений в таких зонах (например, посредством увеличения глубины прокладки трубопровода).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. В решении об изменении зоны с особыми условиями использования территории указываются сведения об изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, ее подзоны и (или) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны, ее подзоны, которые отличаются от указанных ограничений, предусмотренных в решении об установлении данной зоны с особыми условиями использования территории.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)9. В решении об изменении зоны с особыми условиями использования территории указываются сведения об изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, ее подзоны и (или) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны, ее подзоны, которые отличаются от указанных ограничений, предусмотренных в решении об установлении данной зоны с особыми условиями использования территории.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
(ред. от 31.07.2025)5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статья: О правилах установления приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации в течение переходного периода
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Изменения, потенциально влияющие на определение размера седьмой подзоны ПАТ, заслуживают отдельного внимания, поскольку могут иметься предпосылки для применения ч. 11 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, согласно которой, если положением о ЗОУИТ установлены требования к предельным размерам ЗОУИТ, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления ЗОУИТ, до 01.07.2027 указанные в п. 11 ст. 106 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении ЗОУИТ (в случае изменения границ ЗОУИТ - с приложением сведений о границах указанной зоны). При таком рассмотрении установленная в течение переходного периода, то есть до 01.01.2025, в соответствии со старым порядком ПАТ подлежала бы изменению и при этом, учитывая определенный законом срок для соответствующего обращения, в течение относительно короткого промежутка времени со дня ее установления.
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Изменения, потенциально влияющие на определение размера седьмой подзоны ПАТ, заслуживают отдельного внимания, поскольку могут иметься предпосылки для применения ч. 11 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, согласно которой, если положением о ЗОУИТ установлены требования к предельным размерам ЗОУИТ, правила определения размера указанной зоны (подзоны), перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанной зоны (подзоны), отличные от установленных на дату установления ЗОУИТ, до 01.07.2027 указанные в п. 11 ст. 106 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении ЗОУИТ (в случае изменения границ ЗОУИТ - с приложением сведений о границах указанной зоны). При таком рассмотрении установленная в течение переходного периода, то есть до 01.01.2025, в соответствии со старым порядком ПАТ подлежала бы изменению и при этом, учитывая определенный законом срок для соответствующего обращения, в течение относительно короткого промежутка времени со дня ее установления.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы РФ; 2) об установлении или изменении границы между субъектами РФ, границ муниципального образования; 3) об установлении или изменении границ населенного пункта; 4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; 5) об утверждении правил землепользования и застройки; 6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка; 7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; 9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; 10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение; 11) об утверждении проекта межевания территории; 12) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую (ч. 1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы РФ; 2) об установлении или изменении границы между субъектами РФ, границ муниципального образования; 3) об установлении или изменении границ населенного пункта; 4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий; 5) об утверждении правил землепользования и застройки; 6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка; 7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; 9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; 10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение; 11) об утверждении проекта межевания территории; 12) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую (ч. 1);
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Таким образом, несмотря на внесение некоторой доли определенности в вопрос о возмещении убытков, причиненных в результате установления ЗОУИТ, пока не представляется возможным сделать вывод об успешном применении доктрины регуляторных изъятий к таким ограничениям. Более того, создание законодательных гарантий возмещения в полном объеме любых убытков, причиненных любыми ограничениями в связи с установлением или изменением границ ЗОУИТ, уже начинает влиять на дискрецию законодателя в определении объема и содержания таких ограничений в сторону их исключения или попыток признания их добровольными.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Таким образом, несмотря на внесение некоторой доли определенности в вопрос о возмещении убытков, причиненных в результате установления ЗОУИТ, пока не представляется возможным сделать вывод об успешном применении доктрины регуляторных изъятий к таким ограничениям. Более того, создание законодательных гарантий возмещения в полном объеме любых убытков, причиненных любыми ограничениями в связи с установлением или изменением границ ЗОУИТ, уже начинает влиять на дискрецию законодателя в определении объема и содержания таких ограничений в сторону их исключения или попыток признания их добровольными.
Статья: К вопросу о практике компенсации потерь арендаторов земельных участков, включенных в границы зон с особыми условиями использования территорий
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Итак, включение земельного участка в границы ЗОУИТ предполагает изменение его разрешенного использования, что часто приводит к ограничению или даже невозможности осуществления деятельности, которая прежде была дозволена. Таким образом, остается открытым вопрос: если участок, который был предоставлен в аренду для осуществления предпринимательской деятельности, впоследствии был включен в состав ЗОУИТ, предусмотрены ли действенные меры правовой защиты, позволяющие компенсировать арендатору экономические потери?
(Старова Е.В.)
("Право и экономика", 2025, N 2)Итак, включение земельного участка в границы ЗОУИТ предполагает изменение его разрешенного использования, что часто приводит к ограничению или даже невозможности осуществления деятельности, которая прежде была дозволена. Таким образом, остается открытым вопрос: если участок, который был предоставлен в аренду для осуществления предпринимательской деятельности, впоследствии был включен в состав ЗОУИТ, предусмотрены ли действенные меры правовой защиты, позволяющие компенсировать арендатору экономические потери?
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, то оно заключается с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо установившими границы зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, то оно заключается с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории либо установившими границы зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.