Из каких суммы складывается штраф по закону о защите прав потребителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Из каких суммы складывается штраф по закону о защите прав потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2024 по делу N 33-1295/2024 (УИД 77RS0033-02-2022-020226-07)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с заливом; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцу принадлежит квартира, в квартире произошел залив, в результате которого повреждена внутренняя отделка, ответчик является управляющей организацией многоквартирного дома, истец обратился к ответчику с претензией, в которой требовал возместить причиненный ущерб, однако ущерб возмещен не был.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении судебных издержек - удовлетворено в части.Применяя положения п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, поскольку требования истца о возмещении ущерба не были удовлетворены управляющей компанией - ГБУ адрес "Жилищник адрес" в добровольном порядке. При этом суд не усмотрел оснований для снижения суммы штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 7-О, согласно которой, положение части первой статьи 333 ГК Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с заливом; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцу принадлежит квартира, в квартире произошел залив, в результате которого повреждена внутренняя отделка, ответчик является управляющей организацией многоквартирного дома, истец обратился к ответчику с претензией, в которой требовал возместить причиненный ущерб, однако ущерб возмещен не был.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении судебных издержек - удовлетворено в части.Применяя положения п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа, поскольку требования истца о возмещении ущерба не были удовлетворены управляющей компанией - ГБУ адрес "Жилищник адрес" в добровольном порядке. При этом суд не усмотрел оснований для снижения суммы штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 7-О, согласно которой, положение части первой статьи 333 ГК Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2024 N 88-КГ24-2-К8 (УИД 70RS0002-01-2022-002397-72)
Категория спора: Личное страхование.
Требования страхователя: О взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец, полагая, что осуществляет страховые взносы по заключаемым им с ответчиком инвестиционным договорам страхования жизни, передал страховому агенту последнего денежные средства, однако впоследствии ответчик сообщил, что данные денежные средства в его адрес не поступали.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку квалификация судами переданных истцом страховому агенту денежных средств как неосновательного обогащения ответчика не исключает применения к правоотношениям Закона о защите прав потребителей.В силу пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Категория спора: Личное страхование.
Требования страхователя: О взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец, полагая, что осуществляет страховые взносы по заключаемым им с ответчиком инвестиционным договорам страхования жизни, передал страховому агенту последнего денежные средства, однако впоследствии ответчик сообщил, что данные денежные средства в его адрес не поступали.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку квалификация судами переданных истцом страховому агенту денежных средств как неосновательного обогащения ответчика не исключает применения к правоотношениям Закона о защите прав потребителей.В силу пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные подходы к пониманию услуг, оказываемых в финансовой сфере в электронной форме (электронных услуг)
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)В 2021 году Китай принял Закон о защите личной информации от 20 августа 2021 г., который требует от компаний соблюдения определенных стандартов защиты данных, в том числе требований по сбору, использованию и хранению персональных данных <18>. Кроме того, были внесены изменения в китайское законодательство о защите прав потребителей в цифровой среде, закрепляя права последних на возврат услуг, увеличив штрафы за нарушения закона и улучшив механизмы рассмотрения жалоб. Также в Китае сложилась практика совершения покупок с привлечением третьей стороны: потребитель переводит денежные средства по договору третьей стороне и хранит их до тех пор, пока потребителем не будет получена электронная услуга; после проведения данной процедуры сумма переводится продавцу. Однако подобные правила, которые сложились между участниками коммерческих отношений, пока еще не закреплены на законодательном уровне <19>. Данные примеры показывают, что многие страны мира активно работают над совершенствованием порядка и условий оказания электронных услуг с учетом развития цифровых технологий.
(Иванова Е.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)В 2021 году Китай принял Закон о защите личной информации от 20 августа 2021 г., который требует от компаний соблюдения определенных стандартов защиты данных, в том числе требований по сбору, использованию и хранению персональных данных <18>. Кроме того, были внесены изменения в китайское законодательство о защите прав потребителей в цифровой среде, закрепляя права последних на возврат услуг, увеличив штрафы за нарушения закона и улучшив механизмы рассмотрения жалоб. Также в Китае сложилась практика совершения покупок с привлечением третьей стороны: потребитель переводит денежные средства по договору третьей стороне и хранит их до тех пор, пока потребителем не будет получена электронная услуга; после проведения данной процедуры сумма переводится продавцу. Однако подобные правила, которые сложились между участниками коммерческих отношений, пока еще не закреплены на законодательном уровне <19>. Данные примеры показывают, что многие страны мира активно работают над совершенствованием порядка и условий оказания электронных услуг с учетом развития цифровых технологий.
Статья: Что вернут дольщику?
(Глуховская Э.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 1-2)Подведем итог: исходя из сложившегося дуализма применения нормы ст. 13 Закона о защите прав потребителей отнести с уверенностью сумму штрафа к средствам, получаемым дольщиком, нельзя.
(Глуховская Э.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 1-2)Подведем итог: исходя из сложившегося дуализма применения нормы ст. 13 Закона о защите прав потребителей отнести с уверенностью сумму штрафа к средствам, получаемым дольщиком, нельзя.
Нормативные акты
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"В настоящее время абзац 2 пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) определяет, что, если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"В настоящее время абзац 2 пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) определяет, что, если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Статья: К вопросу о взыскании штрафа за отказ в добровольном урегулировании спора
(Журавлева О.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 12)В силу п. 47 Постановления "если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается".
(Журавлева О.В.)
("Российская юстиция", 2016, N 12)В силу п. 47 Постановления "если после принятия иска к производству суда требования потребителя удовлетворены ответчиком по делу (продавцом, исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) добровольно, то при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ. В этом случае штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, с ответчика не взыскивается".
Статья: Аналитический обзор ключевых положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(Гущин П.Н., Сарнаков И.В.)
("Гражданское право", 2015, N 5)Суть правовой коллизии заключалась в том, что при подаче искового заявления страхователем в суд страховщик выплачивал заявленную истцом сумму страхового возмещения в ходе судебного процесса, до вынесения судом решения, уходя от штрафных санкций по Закону "О защите прав потребителей".
(Гущин П.Н., Сарнаков И.В.)
("Гражданское право", 2015, N 5)Суть правовой коллизии заключалась в том, что при подаче искового заявления страхователем в суд страховщик выплачивал заявленную истцом сумму страхового возмещения в ходе судебного процесса, до вынесения судом решения, уходя от штрафных санкций по Закону "О защите прав потребителей".
"Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере телекоммуникационных услуг: Монография"
(Кузнецова О.А.)
("Юстицинформ", 2018)Что касается вопросов ответственности сторон по договору об оказании услуг телефонной связи, то если ранее действовавшие Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также Правила оказания услуг подвижной связи содержали ряд особенностей такой ответственности (например, устанавливая размеры законных неустоек в результате ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору), то Объединенные правила таких особенностей не содержат, за исключением четкого закрепления в Объединенных правилах указания на то, что размер неустойки, взимаемой с клиента - физического лица, устанавливается в соответствии с действующим законодательством и не может превышать размера задолженности по договору об оказании услуг телефонной связи <168>. Таким образом, при разрешении споров с клиентами - физическими лицами, связанных с нарушениями прав потребителей, следует также руководствоваться положениями Закона "О защите прав потребителей", в том числе в отношении размера неустоек при неоказании/ненадлежащем оказании услуг телефонной связи (в том числе п. 5 ст. 28 указанного Закона). При этом при разрешении споров с потребителями и только при установлении фактов нарушения их прав в пользу потребителей взыскиваются не только суммы в части компенсации морального вреда, но и штраф, который в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" установлен в размере 50% от присужденных сумм в пользу потребителей <169>, что также подтверждается складывающейся судебной практикой <170>. В отношении размера неустоек с клиента - физического лица в случае несвоевременной им оплаты услуг телефонной связи возможно также руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 395), если только меньший размер неустойки не предусмотрен договором об оказании услуг телефонной связи.
(Кузнецова О.А.)
("Юстицинформ", 2018)Что касается вопросов ответственности сторон по договору об оказании услуг телефонной связи, то если ранее действовавшие Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также Правила оказания услуг подвижной связи содержали ряд особенностей такой ответственности (например, устанавливая размеры законных неустоек в результате ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору), то Объединенные правила таких особенностей не содержат, за исключением четкого закрепления в Объединенных правилах указания на то, что размер неустойки, взимаемой с клиента - физического лица, устанавливается в соответствии с действующим законодательством и не может превышать размера задолженности по договору об оказании услуг телефонной связи <168>. Таким образом, при разрешении споров с клиентами - физическими лицами, связанных с нарушениями прав потребителей, следует также руководствоваться положениями Закона "О защите прав потребителей", в том числе в отношении размера неустоек при неоказании/ненадлежащем оказании услуг телефонной связи (в том числе п. 5 ст. 28 указанного Закона). При этом при разрешении споров с потребителями и только при установлении фактов нарушения их прав в пользу потребителей взыскиваются не только суммы в части компенсации морального вреда, но и штраф, который в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" установлен в размере 50% от присужденных сумм в пользу потребителей <169>, что также подтверждается складывающейся судебной практикой <170>. В отношении размера неустоек с клиента - физического лица в случае несвоевременной им оплаты услуг телефонной связи возможно также руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 395), если только меньший размер неустойки не предусмотрен договором об оказании услуг телефонной связи.
"Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)6. Следствием невыполнения требований пункта 5 комментируемой статьи Закона является санкция в виде штрафа. Закон не содержит прямого указания на то, в чью пользу данный штраф взыскивается, но судебная практика в настоящее время складывается так, что данный штраф взыскивается в пользу государства. Это, в общем-то, логично, поскольку в данном случае целью санкции является не возмещение вреда, причиненного потребителю ненадлежащим исполнением тех или иных обязательств (для этого существуют другие нормы Закона), а административное наказание за совершение проступка, нарушающего общественные интересы.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Дворецкий В.Р.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2009)6. Следствием невыполнения требований пункта 5 комментируемой статьи Закона является санкция в виде штрафа. Закон не содержит прямого указания на то, в чью пользу данный штраф взыскивается, но судебная практика в настоящее время складывается так, что данный штраф взыскивается в пользу государства. Это, в общем-то, логично, поскольку в данном случае целью санкции является не возмещение вреда, причиненного потребителю ненадлежащим исполнением тех или иных обязательств (для этого существуют другие нормы Закона), а административное наказание за совершение проступка, нарушающего общественные интересы.
Статья: Спорная судебная практика применения норм Закона "О защите прав потребителей"
(Кондратенко Н.А.)
("Юстиция", 2016, N 4)Не менее противоречиво в настоящее время складывается судебная практика относительно правовой природы штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".
(Кондратенко Н.А.)
("Юстиция", 2016, N 4)Не менее противоречиво в настоящее время складывается судебная практика относительно правовой природы штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Вопрос: ...В мае 2004 г. заключен договор инвестирования строительства дома, разрешение на строительство получено гораздо позже. По договору планировалось завершить монтаж во II квартале 2005 г. Дом построен, но не эксплуатируется. Есть ли шансы взыскать с застройщика внесенные денежные средства, если мы расторгнем договор? Можно ли претендовать на выплату рыночной стоимости квартиры с возмещением убытков и неустойки за неисполнение условий договора?
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 1-2)Подведем итог: исходя из сложившегося дуализма применения нормы ст. 13 Закона о защите прав потребителей отнести с уверенностью сумму штрафа к средствам, получаемым дольщиком, нельзя.
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 1-2)Подведем итог: исходя из сложившегося дуализма применения нормы ст. 13 Закона о защите прав потребителей отнести с уверенностью сумму штрафа к средствам, получаемым дольщиком, нельзя.
Статья: Принципы европейского договорного страхового права
(Архипова А.Г.)
("Вестник гражданского права", 2014, N 4)Статья 6:105 Принципов дает держателю полиса (страхователю, выгодоприобретателю) право потребовать начисления повышенных процентов (ставка Европейского центрального банка плюс семь процентных пунктов) при просрочке со стороны страховщика, а также любых убытков, превышающих проценты. Напомним, что Принципы исходят из равной защиты держателей полиса (страхователей, выгодоприобретателей) независимо от того, являются ли они потребителями. Любопытно, что в российской практике, напротив, складывается ситуация, в которой права страхователя <1> в случае просрочки страховщика существенно различаются в зависимости от того, является ли страхователь потребителем. Если страхователем является лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, при просрочке страховщика оно вправе потребовать процентов по стандартной ставке рефинансирования, а также возмещения убытков, размер которых страхователю необходимо доказать. Если же страхователь является потребителем, он может претендовать на неустойку в повышенном объеме, предусмотренном Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также на взыскание со страховщика штрафа в размере 50% от сумм, не выплаченных им добровольно. Не умаляя важности применения законодательства о защите прав потребителей к страхованию, отметим, однако, что разница в объеме защиты прав страхователей в зависимости от их статуса, сложившаяся в российской судебной практике, является чрезмерной.
(Архипова А.Г.)
("Вестник гражданского права", 2014, N 4)Статья 6:105 Принципов дает держателю полиса (страхователю, выгодоприобретателю) право потребовать начисления повышенных процентов (ставка Европейского центрального банка плюс семь процентных пунктов) при просрочке со стороны страховщика, а также любых убытков, превышающих проценты. Напомним, что Принципы исходят из равной защиты держателей полиса (страхователей, выгодоприобретателей) независимо от того, являются ли они потребителями. Любопытно, что в российской практике, напротив, складывается ситуация, в которой права страхователя <1> в случае просрочки страховщика существенно различаются в зависимости от того, является ли страхователь потребителем. Если страхователем является лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, при просрочке страховщика оно вправе потребовать процентов по стандартной ставке рефинансирования, а также возмещения убытков, размер которых страхователю необходимо доказать. Если же страхователь является потребителем, он может претендовать на неустойку в повышенном объеме, предусмотренном Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также на взыскание со страховщика штрафа в размере 50% от сумм, не выплаченных им добровольно. Не умаляя важности применения законодательства о защите прав потребителей к страхованию, отметим, однако, что разница в объеме защиты прав страхователей в зависимости от их статуса, сложившаяся в российской судебной практике, является чрезмерной.