Ивс
Подборка наиболее важных документов по запросу Ивс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с расчетом выслуги лет и размером пенсии за выслугу лет в связи с военной службой, службой в органах внутренних дел и (или) службой в иных органах
(КонсультантПлюс, 2025)период службы позже 01.01.2001 в изоляторе временного содержания или конвойном подразделении милиции с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, даже если наименование должности не совпадает с наименованием в Перечне, действовавшем в этот период
(КонсультантПлюс, 2025)период службы позже 01.01.2001 в изоляторе временного содержания или конвойном подразделении милиции с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, даже если наименование должности не совпадает с наименованием в Перечне, действовавшем в этот период
Важнейшая практика по ст. 108 УПК РФВС: Суд, избирая (продлевая) меру пресечения в виде заключения под стражу по преступлениям небольшой тяжести, вправе учесть в том числе карантин в ИВС и СИЗО >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание под стражей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Таким образом, при удостоверении завещания начальником следственного изолятора необходимо дополнительное подтверждение того обстоятельства, что завещатель находился в СИЗО именно в соответствии с приговором суда. В изоляторе временного содержания (ИВС) завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, удостоверить нельзя.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Таким образом, при удостоверении завещания начальником следственного изолятора необходимо дополнительное подтверждение того обстоятельства, что завещатель находился в СИЗО именно в соответствии с приговором суда. В изоляторе временного содержания (ИВС) завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, удостоверить нельзя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
(ред. от 07.04.2025, с изм. от 23.10.2025)
"О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2005 г. N 7246
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)Зарегистрировано в Минюсте России 9 декабря 2005 г. N 7246
Статья: Незаконное использование средств связи в местах лишения свободы (вопросы административной и уголовной ответственности)
(Сухаренко А.Н., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Установленные действующим законодательством санкции за передачу запрещенных предметов в учреждения УИС не соответствуют степени общественной опасности данного деяния и не являются существенным сдерживающим фактором. Статьей 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей) установлена максимальная ответственность в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. При этом повторность совершения такого деяния не влечет за собой какой-либо дополнительной ответственности. Имеются многочисленные примеры, когда одни и те же лица задерживались неоднократно (2 раза и более), но продолжали заниматься подобной деятельностью.
(Сухаренко А.Н., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 5)Установленные действующим законодательством санкции за передачу запрещенных предметов в учреждения УИС не соответствуют степени общественной опасности данного деяния и не являются существенным сдерживающим фактором. Статьей 19.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей) установлена максимальная ответственность в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей. При этом повторность совершения такого деяния не влечет за собой какой-либо дополнительной ответственности. Имеются многочисленные примеры, когда одни и те же лица задерживались неоднократно (2 раза и более), но продолжали заниматься подобной деятельностью.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируются ли отношения по договору о строительном контроле нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судом из материалов дела, 14.01.2014 между УМВД России по ЕАО (государственный заказчик) и ООО "Строй Заказ" (исполнитель) заключен договор, согласно условиям которого исполнитель обязуется по заданию государственного заказчика оказать услуги по осуществлению строительного контроля при проведении работ по строительству объекта - изолятора временного содержания ОМВД России по Облученскому району в г. Облучье Еврейской автономной области, государственный заказчик берет на себя обязательства принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
Регулируются ли отношения по договору о строительном контроле нормами о возмездном оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судом из материалов дела, 14.01.2014 между УМВД России по ЕАО (государственный заказчик) и ООО "Строй Заказ" (исполнитель) заключен договор, согласно условиям которого исполнитель обязуется по заданию государственного заказчика оказать услуги по осуществлению строительного контроля при проведении работ по строительству объекта - изолятора временного содержания ОМВД России по Облученскому району в г. Облучье Еврейской автономной области, государственный заказчик берет на себя обязательства принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями контракта.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2022 N 53-КАД22-14-К8. Из данного судебного акта следует, что гражданин во время содержания в следственном изоляторе несколько раз этапировался в изолятор временного содержания отдела внутренних дел другого города, где находился в камере, не оборудованной радиоприемником для вещания общегосударственной программы, и не имел возможности реализовать право на ежедневные прогулки продолжительностью не менее одного часа. Считая, что условия содержания в изоляторе временного содержания не соответствовали требованиям законодательства, что повлекло нарушение его прав, он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия отдела внутренних дел и взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда. Суд первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационные суды, пришел к выводу, что административный истец в результате виновных действий административного ответчика не был обеспечен надлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания. Однако, сделав такой вывод, суд в удовлетворении иска отказал ввиду пропуска административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд без уважительной причины.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В качестве примера можно привести Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2022 N 53-КАД22-14-К8. Из данного судебного акта следует, что гражданин во время содержания в следственном изоляторе несколько раз этапировался в изолятор временного содержания отдела внутренних дел другого города, где находился в камере, не оборудованной радиоприемником для вещания общегосударственной программы, и не имел возможности реализовать право на ежедневные прогулки продолжительностью не менее одного часа. Считая, что условия содержания в изоляторе временного содержания не соответствовали требованиям законодательства, что повлекло нарушение его прав, он обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия отдела внутренних дел и взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда. Суд первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационные суды, пришел к выводу, что административный истец в результате виновных действий административного ответчика не был обеспечен надлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания. Однако, сделав такой вывод, суд в удовлетворении иска отказал ввиду пропуска административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд без уважительной причины.
Статья: Обеспечение гарантий прав человека в местах принудительного содержания, подведомственных Минздраву России
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<20> На основании федеральных законов приняты соответствующие Правила внутреннего распорядка: Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"; Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста"; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
(Чайка Ю.А., Сабаева С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)<20> На основании федеральных законов приняты соответствующие Правила внутреннего распорядка: Приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы"; Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"; Приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста"; Приказ ФСБ России от 24 марта 2010 г. N 140 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов"; Приказ Министра обороны РФ от 9 ноября 2019 г. N 650 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка на гауптвахте для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<11> Паспорт проекта Федерального закона N 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания средств мобильной связи и коммуникации), (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной).
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)<11> Паспорт проекта Федерального закона N 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания средств мобильной связи и коммуникации), (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Е. Хинштейном, П.В. Крашенинниковым, И.А. Панькиной).
Статья: Унификация правовых институтов использования электронных документов и обеспечения дистанционного участия в уголовном и административном процессах
(Власов П.Е.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Не углубляясь в технические аспекты построения ВКС и веб-конференций, отметим, что система ВКС требует для своего использования специальных приложений, оборудования, в том числе выделенных каналов связи (как правило, ведомственных), она может работать без подключения к сети Интернет и обязательно подразумевает наличие сервера, который организует групповую связь. ВКС предполагает необходимость нахождения участвующих в ней лиц по месту расположения точек доступа (в судах, ИВС, по месту нахождения органа расследования и пр.) <12>.
(Власов П.Е.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Не углубляясь в технические аспекты построения ВКС и веб-конференций, отметим, что система ВКС требует для своего использования специальных приложений, оборудования, в том числе выделенных каналов связи (как правило, ведомственных), она может работать без подключения к сети Интернет и обязательно подразумевает наличие сервера, который организует групповую связь. ВКС предполагает необходимость нахождения участвующих в ней лиц по месту расположения точек доступа (в судах, ИВС, по месту нахождения органа расследования и пр.) <12>.
Статья: Цифровые архивы: в поиск перспективной модели развития
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Получается, что во многом цифровая трансформация любой деятельности сдерживается и сильно ограничивается вовсе не возможностями и доступностью информационных технологий или вычислительных систем, а отсутствием понимания того, как, используя их, перестроить конкретную деятельность на практике, чтобы эффективно достигать еще более амбициозные и значимые цели. И цифровая трансформация архивов - не исключение.
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Получается, что во многом цифровая трансформация любой деятельности сдерживается и сильно ограничивается вовсе не возможностями и доступностью информационных технологий или вычислительных систем, а отсутствием понимания того, как, используя их, перестроить конкретную деятельность на практике, чтобы эффективно достигать еще более амбициозные и значимые цели. И цифровая трансформация архивов - не исключение.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
Статья: История одного дела, или Снова по болевым точкам уголовного преследования судей
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Судья К. в порядке ст. 91 - 92 УПК РФ не задерживалась, хотя при ее фактическом задержании 18 октября 2020 г. явно обнаруживались основания, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. После завершения оперативного эксперимента на месте происшествия были проведены такие оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ), зафиксированные на видео, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с изъятием документов, предметов и материалов, опросы свидетелей М. и П., участвовавших в качестве представителей общественности, опросы других очевидцев, осмотры изъятых документов и предметов, в том числе денежных средств. Затем К. была отпущена, поскольку п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей требует немедленно освободить судью после установления его личности, в том числе и при задержании на месте преступления (а личность К., разумеется, была известна заранее). Статья 449 УПК РФ также не говорит, что делать с задержанным на месте преступления судьей, т.е. можно ли помещать его в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. Теоретически его свободу можно кратковременно ограничить, однако в дальнейшем избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу или хотя бы возбудить уголовное дело в течение этого времени невозможно. Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, "ст. 449 УПК РФ теоретически допускает процессуальное задержание названных в ней субъектов при их физическом задержании на месте преступления. Однако эта норма фактически блокируется правилами о получении согласия на задержание от компетентных государственных органов. Совершенно очевидно, что сжатый срок задержания (не более 48 часов) практически стопроцентно исключает реальную возможность получения такого согласия" <7>.
(Романенко Н.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Судья К. в порядке ст. 91 - 92 УПК РФ не задерживалась, хотя при ее фактическом задержании 18 октября 2020 г. явно обнаруживались основания, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ. После завершения оперативного эксперимента на месте происшествия были проведены такие оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ), зафиксированные на видео, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств с изъятием документов, предметов и материалов, опросы свидетелей М. и П., участвовавших в качестве представителей общественности, опросы других очевидцев, осмотры изъятых документов и предметов, в том числе денежных средств. Затем К. была отпущена, поскольку п. 5 ст. 16 Закона о статусе судей требует немедленно освободить судью после установления его личности, в том числе и при задержании на месте преступления (а личность К., разумеется, была известна заранее). Статья 449 УПК РФ также не говорит, что делать с задержанным на месте преступления судьей, т.е. можно ли помещать его в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. Теоретически его свободу можно кратковременно ограничить, однако в дальнейшем избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу или хотя бы возбудить уголовное дело в течение этого времени невозможно. Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, "ст. 449 УПК РФ теоретически допускает процессуальное задержание названных в ней субъектов при их физическом задержании на месте преступления. Однако эта норма фактически блокируется правилами о получении согласия на задержание от компетентных государственных органов. Совершенно очевидно, что сжатый срок задержания (не более 48 часов) практически стопроцентно исключает реальную возможность получения такого согласия" <7>.
Статья: Уголовно-правовая охрана порядка содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых либо отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы (ст. 321.1 УК РФ)
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Исчерпывающий перечень МСС приведен в ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <6>. В этом же Законе, а также в Уголовно-исполнительном кодексе РФ закреплен порядок содержания под стражей указанных лиц и осужденных, позволяющий обеспечивать режим в данных учреждениях. Общие положения названных нормативных актов о режиме детализируются в Правилах внутреннего распорядка (далее - Правила), утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти (Минюст России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России), в ведении которых находятся ИУ, СИЗО, ИВС, гауптвахты) <7>.
(Яковлева Л.В., Майорова Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Исчерпывающий перечень МСС приведен в ст. 7 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <6>. В этом же Законе, а также в Уголовно-исполнительном кодексе РФ закреплен порядок содержания под стражей указанных лиц и осужденных, позволяющий обеспечивать режим в данных учреждениях. Общие положения названных нормативных актов о режиме детализируются в Правилах внутреннего распорядка (далее - Правила), утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти (Минюст России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России), в ведении которых находятся ИУ, СИЗО, ИВС, гауптвахты) <7>.