Источники формирования дорожного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Источники формирования дорожного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Административные штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения, поступают в доходы региональных бюджетов по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта РФ), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, и, соответственно, в настоящее время являются источником формирования дорожных фондов субъектов РФ. В этом законодательном механизме прослеживается законодательное исключение из основного принципа зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами, согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф. Основываясь на указанном законодательном решении, Минфин России и МВД России в совместных письмах предлагают субъектам РФ осуществлять за счет бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, а также возникающие при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов за указанные нарушения <34>. Еще до таких писем субъекты РФ формировали данные расходные обязательства <35>, неисполнение которых влекло взыскание указанных расходов в судебном порядке с бюджета субъекта РФ <36>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Административные штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения, поступают в доходы региональных бюджетов по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта РФ), принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, и, соответственно, в настоящее время являются источником формирования дорожных фондов субъектов РФ. В этом законодательном механизме прослеживается законодательное исключение из основного принципа зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами, согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф. Основываясь на указанном законодательном решении, Минфин России и МВД России в совместных письмах предлагают субъектам РФ осуществлять за счет бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, а также возникающие при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях и привлечении к административной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов за указанные нарушения <34>. Еще до таких писем субъекты РФ формировали данные расходные обязательства <35>, неисполнение которых влекло взыскание указанных расходов в судебном порядке с бюджета субъекта РФ <36>.
Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц; об акцизах и транспортном налоге и отмене транспортного налога; об освобождении работодателей от уплаты страховых взносов за работников предпенсионного возраста.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1996 N 16-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации"Применительно к рассматриваемой ситуации равноправие субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти должно означать, что федерация не может отказать кому-либо из них как в праве создавать территориальные дорожные фонды, так и в возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации"Применительно к рассматриваемой ситуации равноправие субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами власти должно означать, что федерация не может отказать кому-либо из них как в праве создавать территориальные дорожные фонды, так и в возможности формировать их за счет одинаковых для всех источников.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"Плата за провоз тяжеловесных грузов, введенная оспариваемыми Постановлениями Правительства Российской Федерации, направляется в Федеральный дорожный фонд, консолидированный в федеральном бюджете. Однако это не является основанием для признания ее фискального характера, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей. Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 3) предусмотрено, что средства дорожных фондов формируются как за счет налоговых платежей, так и за счет средств, поступающих от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных источников, добровольных взносов, а также из других неналоговых источников, в том числе имеющих характер возмещения ущерба и затрат.
"По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы"Плата за провоз тяжеловесных грузов, введенная оспариваемыми Постановлениями Правительства Российской Федерации, направляется в Федеральный дорожный фонд, консолидированный в федеральном бюджете. Однако это не является основанием для признания ее фискального характера, поскольку согласно бюджетному законодательству пополнение бюджета осуществляется не только на основе налоговых платежей. Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 3) предусмотрено, что средства дорожных фондов формируются как за счет налоговых платежей, так и за счет средств, поступающих от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных источников, добровольных взносов, а также из других неналоговых источников, в том числе имеющих характер возмещения ущерба и затрат.
Статья: К вопросу о соотношении понятий "бюджетный фонд" и "публичный фонд" в российском финансовом праве
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В отличие от целевых современные бюджетные фонды не предполагают поступления закрепленных доходов - все доходы сначала поступают в бюджет, а затем распределяются по разным направлениям государственных расходов, в том числе с использованием бюджетных фондов. В ряде случаев с использованием бюджетного фонда бюджетные средства расходуются в сопоставимом объеме поступлений из конкретных источников. К таким бюджетным фондам относятся Фонд национального благосостояния, дорожные фонды, фонды развития курортной инфраструктуры, объем расходов бюджета через которые зависит соответственно от прогнозируемых поступлений дополнительных нефтегазовых доходов, транспортного налога, акциза на топливо, курортного сбора (с 2025 г. туристический налог).
(Шевченко Е.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В отличие от целевых современные бюджетные фонды не предполагают поступления закрепленных доходов - все доходы сначала поступают в бюджет, а затем распределяются по разным направлениям государственных расходов, в том числе с использованием бюджетных фондов. В ряде случаев с использованием бюджетного фонда бюджетные средства расходуются в сопоставимом объеме поступлений из конкретных источников. К таким бюджетным фондам относятся Фонд национального благосостояния, дорожные фонды, фонды развития курортной инфраструктуры, объем расходов бюджета через которые зависит соответственно от прогнозируемых поступлений дополнительных нефтегазовых доходов, транспортного налога, акциза на топливо, курортного сбора (с 2025 г. туристический налог).
Статья: Об использовании понятия "фонд" в понятийном аппарате финансового права
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Для понимания правового регулирования вопроса о доходах дорожного фонда, т.е., по сути, того, что с материальной точки зрения представляет собой данный фонд, необходимо выделить две используемые для этого законодательные конструкции: базовый объем бюджетных ассигнований (устанавливаемый, например, для Федерального дорожного фонда в качестве твердой денежной величины, но подлежащий индексированию в определенном БК РФ порядке) и объем бюджетных ассигнований (определяемый ежегодно утверждаемым законом о бюджете в размере не менее величины базового объема, скорректированного с учетом прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения; передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения; сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации, и других перечисленных в ст. 179.4 БК РФ источников так называемого дорожного происхождения).
(Рыбакова С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Для понимания правового регулирования вопроса о доходах дорожного фонда, т.е., по сути, того, что с материальной точки зрения представляет собой данный фонд, необходимо выделить две используемые для этого законодательные конструкции: базовый объем бюджетных ассигнований (устанавливаемый, например, для Федерального дорожного фонда в качестве твердой денежной величины, но подлежащий индексированию в определенном БК РФ порядке) и объем бюджетных ассигнований (определяемый ежегодно утверждаемым законом о бюджете в размере не менее величины базового объема, скорректированного с учетом прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения; передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения; сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации, и других перечисленных в ст. 179.4 БК РФ источников так называемого дорожного происхождения).
Вопрос: Об акцизах и транспортном налоге, а также о последствиях отмены транспортного налога.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
Вопрос: По вопросу отмены системы взимания платы "Платон" для грузовых автомобилей, прибывающих из стран Восточной и Средней Азии, ввиду ее негативного влияния на рентабельность автомобильных перевозок.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Принимая во внимание, что Плата является доходом федерального бюджета, учитываемым при формировании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и используемым для финансирования национального проекта "Безопасные качественные дороги", введение вышеуказанных мер может привести к невозможности достижения результатов, предусмотренных национальным проектом "Безопасные качественные дороги" в сфере автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также недофинансированию дорожной деятельности и, следовательно, сокращению рабочих мест при выполнении соответствующих работ.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)Принимая во внимание, что Плата является доходом федерального бюджета, учитываемым при формировании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и используемым для финансирования национального проекта "Безопасные качественные дороги", введение вышеуказанных мер может привести к невозможности достижения результатов, предусмотренных национальным проектом "Безопасные качественные дороги" в сфере автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также недофинансированию дорожной деятельности и, следовательно, сокращению рабочих мест при выполнении соответствующих работ.
Вопрос: Об отмене транспортного налога и как следствие увеличении ставок акцизов на нефтепродукты.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-05-03-04/75163)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-05-03-04/75163)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.