Использование земельного участка без прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование земельного участка без прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда зданий и сооружений4. Возможность применения ст. 7.1 КоАП РФ об административной ответственности за пользование земельным участком без правоустанавливающих документов к арендатору здания (сооружения)
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за незаконное строительство жилого дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)наложение штрафа в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) - за использование земельного участка при отсутствии прав на него;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)наложение штрафа в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) - за использование земельного участка при отсутствии прав на него;
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 8 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право лица на беспрепятственное пользование
(подготовлен Верховным Судом РФ)право лица на беспрепятственное пользование
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Общий смысл норм гл. V.6 ЗК РФ заключается в более эффективном использовании имеющихся земельных участков (земель) без нарушения прав других лиц. В этом, как представляется, реализуется весьма важная публичная функция. Представляется, данное назначение указанной главы следует акцентировать и выразить в отдельном положении. Если заинтересованное лицо обжалует отказ в решении использовать земельный участок, то доказывать невозможность принятия решения должен соответствующий уполномоченный орган (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ <23>). Данное обстоятельство способно существенно изменить акценты в процессе. Так, непредставление уполномоченным органом такого рода доказательств ведет к признанию отказа в принятии решений заявителя именно незаконным <24>.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Общий смысл норм гл. V.6 ЗК РФ заключается в более эффективном использовании имеющихся земельных участков (земель) без нарушения прав других лиц. В этом, как представляется, реализуется весьма важная публичная функция. Представляется, данное назначение указанной главы следует акцентировать и выразить в отдельном положении. Если заинтересованное лицо обжалует отказ в решении использовать земельный участок, то доказывать невозможность принятия решения должен соответствующий уполномоченный орган (ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ <23>). Данное обстоятельство способно существенно изменить акценты в процессе. Так, непредставление уполномоченным органом такого рода доказательств ведет к признанию отказа в принятии решений заявителя именно незаконным <24>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ситуация: Что делать в случае самовольного захвата места во дворе жилого дома для парковки личного автомобиля?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на нарушителя может быть наложен административный штраф за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) (ст. 7.1 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, на нарушителя может быть наложен административный штраф за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) (ст. 7.1 КоАП РФ).
Статья: О лишних этажах (анализ споров)
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 3)- наложение штрафа в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) - за использование земельного участка при отсутствии прав на него;
(Дружинина И.)
("Жилищное право", 2022, N 3)- наложение штрафа в размере от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка определена) или в размере от 5 000 до 10 000 руб. (если кадастровая стоимость земельного участка не определена) - за использование земельного участка при отсутствии прав на него;
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.3. На объект, имеющий признаки СП, не может быть выдано разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55 ГрК), поскольку наличие признаков СП (отсутствие разрешений и согласований, наличие нарушений строительных и градостроительных норм и правил, отсутствие права на земельный участок, нарушение разрешенного использования и специальных ограничений в отношении земельного участка) является основанием для отказа в выдаче указанного документа. Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию обычно является документом, необходимым для кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь созданный объект.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)45.3. На объект, имеющий признаки СП, не может быть выдано разрешение на ввод в эксплуатацию (ст. 55 ГрК), поскольку наличие признаков СП (отсутствие разрешений и согласований, наличие нарушений строительных и градостроительных норм и правил, отсутствие права на земельный участок, нарушение разрешенного использования и специальных ограничений в отношении земельного участка) является основанием для отказа в выдаче указанного документа. Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию обычно является документом, необходимым для кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь созданный объект.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о недопущении самовольного занятия земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о недопущении самовольного занятия земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него;
Статья: Проблемные вопросы практического применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год Минфин России отмечает, что при оценке схожести характера использования учитывается и "схожесть сроков полезного использования права пользования активом и актива" <4>. Так, земельный участок в составе основных средств не теряет потребительских свойств, из-за чего имеет неограниченный срок полезного использования и не амортизируется. Право пользования арендуемым земельным участком без последующего получения права собственности на него ограничено во времени, значит, не является сходным по характеру использования с земельным участком и подлежит амортизации.
(Неелова Н.В., Кочинев Ю.Ю., Гузикова Л.А., Макарова О.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 1)В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год Минфин России отмечает, что при оценке схожести характера использования учитывается и "схожесть сроков полезного использования права пользования активом и актива" <4>. Так, земельный участок в составе основных средств не теряет потребительских свойств, из-за чего имеет неограниченный срок полезного использования и не амортизируется. Право пользования арендуемым земельным участком без последующего получения права собственности на него ограничено во времени, значит, не является сходным по характеру использования с земельным участком и подлежит амортизации.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Данный институт начал свое развитие с практики США, в которой эстоппель зонирования традиционно понимался как инструмент права справедливости, охватывающий ситуации, в которых действия или бездействие уполномоченного органа по внесению изменений в градостроительную документацию приводили к несправедливому результату в виде несоразмерного ограничения или лишения добросовестного застройщика права на использование земельного участка без учета внесенных изменений <1>. Представляется, что в ситуации внесения изменений в правила землепользования и застройки после того, как было выдано разрешение на строительство, должен применяться эстоппель зонирования, не позволяющий применять ограничения, которые появились в связи с такими изменениями.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Данный институт начал свое развитие с практики США, в которой эстоппель зонирования традиционно понимался как инструмент права справедливости, охватывающий ситуации, в которых действия или бездействие уполномоченного органа по внесению изменений в градостроительную документацию приводили к несправедливому результату в виде несоразмерного ограничения или лишения добросовестного застройщика права на использование земельного участка без учета внесенных изменений <1>. Представляется, что в ситуации внесения изменений в правила землепользования и застройки после того, как было выдано разрешение на строительство, должен применяться эстоппель зонирования, не позволяющий применять ограничения, которые появились в связи с такими изменениями.