Использование земель без предоставления земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование земель без предоставления земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.36 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" ЗК РФ"Довод подателя жалобы о том, что в силу статьи 39.36 ЗК РФ не требуется оформление прав на земельный участок, расположенный под опорами линии электропередачи и принадлежащий на праве частной собственности Гасымовой Л.Ф., обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. Нормы статьи 39.36 ЗК РФ определяют случаи, основания и порядок использования земель без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (публичной собственности). Между тем спорный земельный участок с кадастровым номером 35:14:0704029:13, на котором расположена опора N 5 ЛЭП, находится в частной собственности, следовательно, положения статьи 39.36 ЗК РФ в данном случае не подлежат применению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)"Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)"Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)<6> См.: Корнеев А.Л. Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2022. N 2. С. 70.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)<6> См.: Корнеев А.Л. Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2022. N 2. С. 70.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
(утв. Минэкономразвития России)О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Статья: Правовая природа соглашения о выносе линейного объекта из пятна застройки. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 2 марта 2023 года N 305-ЭС22-21449
(Демичев А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<11> В последнее десятилетие законодательство достаточно активно развивалось в пользу застройщиков линейных объектов (следует отметить значительные поправки в ЗК РФ в отношении регулирования публичных сервитутов и использования земель без предоставления земельных участков для строительства/реконструкции линейных объектов). В этом смысле положения ст. 52.2 ГрК РФ являются первой попыткой подступиться к решению интересов иной стороны - застройщиков в их отношениях с собственниками линейных объектов при застройке земельных участков.
(Демичев А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<11> В последнее десятилетие законодательство достаточно активно развивалось в пользу застройщиков линейных объектов (следует отметить значительные поправки в ЗК РФ в отношении регулирования публичных сервитутов и использования земель без предоставления земельных участков для строительства/реконструкции линейных объектов). В этом смысле положения ст. 52.2 ГрК РФ являются первой попыткой подступиться к решению интересов иной стороны - застройщиков в их отношениях с собственниками линейных объектов при застройке земельных участков.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
Статья: Использование земли без предоставления и установления сервитута как фиктивная категория. Ее влияние на вещное право
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)В статье рассматривается правовая природа введенного в Земельный кодекс РФ института "использования земельных участков, без их предоставления и установления сервитутов". Отражено соотношение найма земли и анализируемого юридического феномена. Выявлены отдельные теоретические и практические недочеты такой модели условного землепользования. Показана зависимость между утилитарными потребностями государства и построением области вещных прав. Отмечаются негативные последствия преобладания прагматического подхода в правотворчестве и в регулировании правоотношений при игнорировании необходимости в доктринальной основе. Предложены рекомендации для решения ряда существующих и потенциальных проблем, а также общий уклон дальнейшего развития в данном направлении.
(Кузьмин Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)В статье рассматривается правовая природа введенного в Земельный кодекс РФ института "использования земельных участков, без их предоставления и установления сервитутов". Отражено соотношение найма земли и анализируемого юридического феномена. Выявлены отдельные теоретические и практические недочеты такой модели условного землепользования. Показана зависимость между утилитарными потребностями государства и построением области вещных прав. Отмечаются негативные последствия преобладания прагматического подхода в правотворчестве и в регулировании правоотношений при игнорировании необходимости в доктринальной основе. Предложены рекомендации для решения ряда существующих и потенциальных проблем, а также общий уклон дальнейшего развития в данном направлении.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) лица, которым в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) лица, которым в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Дифференциация правовых режимов земельного участка и его части может возникать в результате внедоговорных отношений или принятия акта органа государственной власти или местного самоуправления. Так, в судебной практике <1> сделан обоснованный вывод о том, что собственник объекта незавершенного строительства вправе пользоваться частью земельного участка, необходимой для завершения строительства и эксплуатации объекта. Согласно ст. 39.33 ЗК РФ земельные участки и части земельных участков могут предоставляться в пользование на основании разрешения уполномоченного органа; данная процедура определена в ЗК РФ как использование земель или земельных участков (в том числе частей участков) без предоставления земельных участков и установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Дифференциация правовых режимов земельного участка и его части может возникать в результате внедоговорных отношений или принятия акта органа государственной власти или местного самоуправления. Так, в судебной практике <1> сделан обоснованный вывод о том, что собственник объекта незавершенного строительства вправе пользоваться частью земельного участка, необходимой для завершения строительства и эксплуатации объекта. Согласно ст. 39.33 ЗК РФ земельные участки и части земельных участков могут предоставляться в пользование на основании разрешения уполномоченного органа; данная процедура определена в ЗК РФ как использование земель или земельных участков (в том числе частей участков) без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)С учетом отмеченных обстоятельств некоторые авторы не без оснований приходят к следующему выводу: "Если признавать схему основанием для использования земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, то при отсутствии детализации конкретного пользователя любой, кто поставит свой павильон на месте, которое имеется в схеме, в том числе путем рейдерских захватов бизнеса, будет являться законным пользователем земельного участка, предоставленного схемой. Такое толкование идет вопреки идее, изложенной в пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ" [7, с. 182].
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)С учетом отмеченных обстоятельств некоторые авторы не без оснований приходят к следующему выводу: "Если признавать схему основанием для использования земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, то при отсутствии детализации конкретного пользователя любой, кто поставит свой павильон на месте, которое имеется в схеме, в том числе путем рейдерских захватов бизнеса, будет являться законным пользователем земельного участка, предоставленного схемой. Такое толкование идет вопреки идее, изложенной в пп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ" [7, с. 182].
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Указанная норма, в свою очередь, включена законодателем в гл. V.6 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута". Таким образом, указанная норма не предполагает как установление сервитута, так и заключение договора аренды для предоставления лицу права пользования земельным участком.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)Указанная норма, в свою очередь, включена законодателем в гл. V.6 ЗК РФ "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута". Таким образом, указанная норма не предполагает как установление сервитута, так и заключение договора аренды для предоставления лицу права пользования земельным участком.