Использование кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 310 "Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке" КАС РФ"Между тем суд первой инстанции, разрешая дело по существу, не поставил вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц всех арендаторов, владеющих спорным имуществом в юридически значимый период, которые напрямую заинтересованы в исходе спора как плательщики арендной платы, рассчитываемой с использованием кадастровой стоимости земельного участка, чем допустил существенное нарушение норм процессуального права, влекущее отмену постановленного судебного акта судом апелляционной инстанции по безусловному основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на имущество организаций: Налоговый орган доначислил налог на имущество из-за его расчета Налогоплательщиком по кадастровой стоимости, уменьшенной на НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик для расчета налога на имущество (авансового платежа) использовал кадастровую стоимость, уменьшенную на НДС.
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик для расчета налога на имущество (авансового платежа) использовал кадастровую стоимость, уменьшенную на НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется сегментация земельных участков с указанием кодов расчета видов использования для целей определения кадастровой стоимости. В частности, вводится новый код расчета вида использования "07:043" для земельных участков, отнесенных к виду разрешенного использования "Воздушный транспорт", на которых размещаются аэродромы экспериментальной авиации.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется сегментация земельных участков с указанием кодов расчета видов использования для целей определения кадастровой стоимости. В частности, вводится новый код расчета вида использования "07:043" для земельных участков, отнесенных к виду разрешенного использования "Воздушный транспорт", на которых размещаются аэродромы экспериментальной авиации.
Последние изменения: Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости имущества
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, что использование кадастровой стоимости, отличной от внесенной в ЕГРН, при обложении налогом на имущество организаций не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)ФНС России указала, что использование кадастровой стоимости, отличной от внесенной в ЕГРН, при обложении налогом на имущество организаций не предусмотрено.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Действителен ли акт органа власти, повышающий коэффициент расчета платы по договору аренды при передаче в субаренду или при перенайме государственного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешая заявление ООО "РОССервис", суд исходил из того, что оспариваемая норма не противоречит статье 65 Земельного кодекса РФ и принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, указав в решении, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, в связи с чем расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и соответственно соблюдение принципа экономической обоснованности.
Действителен ли акт органа власти, повышающий коэффициент расчета платы по договору аренды при передаче в субаренду или при перенайме государственного земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Разрешая заявление ООО "РОССервис", суд исходил из того, что оспариваемая норма не противоречит статье 65 Земельного кодекса РФ и принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582, указав в решении, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, в связи с чем расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и соответственно соблюдение принципа экономической обоснованности.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.5.1. Налогоплательщик,
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.5.1. Налогоплательщик,
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: Первая декада статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: вопросы формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости
(Савинов К.А., Агаджанов А.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Декада применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - достойный повод подвести промежуточные итоги перехода от определения налоговой базы как среднегодовой остаточной стоимости объекта налогообложения, сформированной по правилам бухгалтерского учета, на использование кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы налога на имущество. Авторы статьи изучили предысторию включения указанной статьи в Налоговый кодекс Российской Федерации и ее модернизацию в части формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, сопоставляют нормы федерального и регионального законодательства, анализируют практику судов различных инстанций. Выявлено пять типичных вопросов, возникающих при формировании перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, и предложены оптимальные варианты их разрешения.
(Савинов К.А., Агаджанов А.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Декада применения ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - достойный повод подвести промежуточные итоги перехода от определения налоговой базы как среднегодовой остаточной стоимости объекта налогообложения, сформированной по правилам бухгалтерского учета, на использование кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы налога на имущество. Авторы статьи изучили предысторию включения указанной статьи в Налоговый кодекс Российской Федерации и ее модернизацию в части формирования перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, сопоставляют нормы федерального и регионального законодательства, анализируют практику судов различных инстанций. Выявлено пять типичных вопросов, возникающих при формировании перечней объектов недвижимости для целей налогообложения на основании кадастровой стоимости, и предложены оптимальные варианты их разрешения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В детализированной форме по каждому объекту недвижимости для просмотра доступна общая информация по выбранному объекту недвижимости - это условный кадастровый номер, этаж, площадь, юридический адрес, наличие зарегистрированных прав и ограничений, разрешенное использование, назначение, кадастровая стоимость и т.д.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В детализированной форме по каждому объекту недвижимости для просмотра доступна общая информация по выбранному объекту недвижимости - это условный кадастровый номер, этаж, площадь, юридический адрес, наличие зарегистрированных прав и ограничений, разрешенное использование, назначение, кадастровая стоимость и т.д.
Статья: Определение и оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В статье рассматриваются актуальность и проблемные вопросы определения кадастровой стоимости. В условиях расширения направлений использования кадастровой стоимости на первый план выходят требования объективности, достоверности и справедливости ее определения для всех объектов налогооблагаемой недвижимости. Обращается внимание на разброс (как правило, существенное увеличение) кадастровой стоимости от предыдущего расчетного уровня к последующему для одних и тех же объектов; приводятся конкретные примеры и причины существенного увеличения кадастровой стоимости в последующем периоде. Отмечается, что результаты оспаривания кадастровой стоимости предыдущего периода в ряде регионов Российской Федерации практически не учитываются при определении кадастровой стоимости для одних и тех же объектов в последующем расчетном периоде; имеют место попытки управления результатами оценки рыночной стоимости, которая рассчитывается для замещения кадастровой, путем установления различных ограничений, понижающих/повышающих коэффициентов и т.п., направленных на то, чтобы получить запрограммированный и, возможно, заранее известный результат. Делается вывод о необходимости выпуска методических разъяснений по различным вопросам оценочной деятельности, методических рекомендаций по судебной стоимостной экспертизе объектов недвижимости, других методических документов с целью уменьшения влияния различных негативных факторов на результаты оценки кадастровой и рыночной стоимости.
(Козин П.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)В статье рассматриваются актуальность и проблемные вопросы определения кадастровой стоимости. В условиях расширения направлений использования кадастровой стоимости на первый план выходят требования объективности, достоверности и справедливости ее определения для всех объектов налогооблагаемой недвижимости. Обращается внимание на разброс (как правило, существенное увеличение) кадастровой стоимости от предыдущего расчетного уровня к последующему для одних и тех же объектов; приводятся конкретные примеры и причины существенного увеличения кадастровой стоимости в последующем периоде. Отмечается, что результаты оспаривания кадастровой стоимости предыдущего периода в ряде регионов Российской Федерации практически не учитываются при определении кадастровой стоимости для одних и тех же объектов в последующем расчетном периоде; имеют место попытки управления результатами оценки рыночной стоимости, которая рассчитывается для замещения кадастровой, путем установления различных ограничений, понижающих/повышающих коэффициентов и т.п., направленных на то, чтобы получить запрограммированный и, возможно, заранее известный результат. Делается вывод о необходимости выпуска методических разъяснений по различным вопросам оценочной деятельности, методических рекомендаций по судебной стоимостной экспертизе объектов недвижимости, других методических документов с целью уменьшения влияния различных негативных факторов на результаты оценки кадастровой и рыночной стоимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с п. 49 Указаний.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с п. 49 Указаний.
Статья: О направлениях совершенствования правил налогообложения недвижимого имущества физических лиц
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Установление налогообложения по кадастровой стоимости преследует цель перехода к справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при увеличении налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости при условии введения региональных и местных льгот.
(Пономарева К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Установление налогообложения по кадастровой стоимости преследует цель перехода к справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при увеличении налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости при условии введения региональных и местных льгот.