Использование и охрана земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование и охрана земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании требования прокуратуры... о выделении специалиста государственный инспектор... по использованию и охране земель Управления... принимал участие в проведении... прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности вблизи теплых озер... района.
(КонсультантПлюс, 2025)"...на основании требования прокуратуры... о выделении специалиста государственный инспектор... по использованию и охране земель Управления... принимал участие в проведении... прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства при осуществлении туристической деятельности вблизи теплых озер... района.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Местный референдум
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к обоснованному выводу, что представители коренных малочисленных народов наделены дополнительными правами в сфере использования и охраны земли, как основы их жизни и деятельности, на территории, признанной и закрепленной за ними государством, в связи с чем жители Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края имеют право инициировать местный референдум по вопросу возможности промышленного использования земель и природных ресурсов на территории Аяно-Майского муниципального района, отнесенной законодателем к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... пришел к обоснованному выводу, что представители коренных малочисленных народов наделены дополнительными правами в сфере использования и охраны земли, как основы их жизни и деятельности, на территории, признанной и закрепленной за ними государством, в связи с чем жители Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края имеют право инициировать местный референдум по вопросу возможности промышленного использования земель и природных ресурсов на территории Аяно-Майского муниципального района, отнесенной законодателем к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Статья: Если земельный участок используется не по целевому назначению или с нарушением законодательства РФ
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Вместе с тем исходя из пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 72 ЗК РФ, ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также разъяснений Минфина (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500), направленных налоговым органам для руководства в работе Письмом ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@, ФНС полагает возможным применять для исчисления налога документированные результаты контрольных мероприятий, проведенных органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, подтверждающие выявление нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, перечисленных в пп. 1, 2 п. 18 ст. 396 НК РФ.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Вместе с тем исходя из пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 72 ЗК РФ, ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также разъяснений Минфина (Письмо от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500), направленных налоговым органам для руководства в работе Письмом ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@, ФНС полагает возможным применять для исчисления налога документированные результаты контрольных мероприятий, проведенных органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, подтверждающие выявление нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, перечисленных в пп. 1, 2 п. 18 ст. 396 НК РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных законодательством соответствующими полномочиями в сфере использования и охраны земель, водных объектов, лесов, иных природных ресурсов;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных законодательством соответствующими полномочиями в сфере использования и охраны земель, водных объектов, лесов, иных природных ресурсов;
Статья: Земельное законодательство в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельное право - это самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Земельное право - это самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.
Статья: Землеустроительная документация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве)).
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль проводится для предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований к использованию и охране земель. В рамках муниципального земельного контроля органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения) проводят профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Муниципальный земельный контроль проводится для предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований к использованию и охране земель. В рамках муниципального земельного контроля органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения) проводят профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изломанность границ - местоположение земельного участка, при котором образуется большое количество характерных точек границ такого земельного участка, препятствующее рациональному использованию и охране земель.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изломанность границ - местоположение земельного участка, при котором образуется большое количество характерных точек границ такого земельного участка, препятствующее рациональному использованию и охране земель.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Исходя из п. 4, 5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Первым сразу возникает вопрос о том, какие акты относятся к земельному законодательству. Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, актами Правительства РФ, актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, содержащими нормы земельного права. Статьей 3 ЗК РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Кроме того, к земельным отношениям применяются нормы иных отраслей законодательства (включая водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды), если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Данная норма сформулирована так, что ее трудно понять. Как пишут ученые, "есть сомнения в том, что нормы, направленные на регулирование использования, например, водных или лесных ресурсов, действительно могут быть применены к земельным отношениям в отсутствие необходимой нормы земельного законодательства" <1>. На этом основании делается вывод о том, что отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха земельными отношениями не являются. К последним не относит земельное законодательство и отношения по поводу иной, кроме земельного участка, недвижимости.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Первым сразу возникает вопрос о том, какие акты относятся к земельному законодательству. Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, актами Правительства РФ, актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, содержащими нормы земельного права. Статьей 3 ЗК РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Кроме того, к земельным отношениям применяются нормы иных отраслей законодательства (включая водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды), если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Данная норма сформулирована так, что ее трудно понять. Как пишут ученые, "есть сомнения в том, что нормы, направленные на регулирование использования, например, водных или лесных ресурсов, действительно могут быть применены к земельным отношениям в отсутствие необходимой нормы земельного законодательства" <1>. На этом основании делается вывод о том, что отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха земельными отношениями не являются. К последним не относит земельное законодательство и отношения по поводу иной, кроме земельного участка, недвижимости.