Использование фотографий в рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование фотографий в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан; на запрос о правообладателе ответ не получен. Могут ли организацию привлечь к ответственности в случае использования фотографии? Если да, то к какой? Может ли автор потребовать компенсацию?
(Консультация эксперта, Роспатент, 2025)Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан. На запрос о правообладателе, направленный на электронную почту, указанную на сайте, ответ не получен. Могут ли организацию в случае использования этой фотографии привлечь к ответственности, и если могут, то к какой? Может ли автор фото впоследствии потребовать компенсацию (после подтверждения авторства)?
(Консультация эксперта, Роспатент, 2025)Вопрос: Организация планирует использовать в рекламных целях фотографию, размещенную на сайте в Интернете. Автор фото на сайте не указан. На запрос о правообладателе, направленный на электронную почту, указанную на сайте, ответ не получен. Могут ли организацию в случае использования этой фотографии привлечь к ответственности, и если могут, то к какой? Может ли автор фото впоследствии потребовать компенсацию (после подтверждения авторства)?
Вопрос: Физическое лицо является автором и владельцем фотографий с его изображением. Какой договор необходимо заключить обществу для использования этих фотографий в рекламных целях?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физическое лицо является автором и владельцем фотографий с его изображением. Какой договор необходимо заключить обществу для использования этих фотографий в рекламных целях?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Физическое лицо является автором и владельцем фотографий с его изображением. Какой договор необходимо заключить обществу для использования этих фотографий в рекламных целях?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Решением суда первой инстанции исковые требования Б. удовлетворены частично. В пользу Б. с общества взыскана компенсация за нарушение исключительного права, размер которой определен судом исходя из количества случаев неправомерного использования фотографий авторства истца, соответствующего количеству туристских продуктов, при рекламе которых фотографии были использованы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Решением суда первой инстанции исковые требования Б. удовлетворены частично. В пользу Б. с общества взыскана компенсация за нарушение исключительного права, размер которой определен судом исходя из количества случаев неправомерного использования фотографий авторства истца, соответствующего количеству туристских продуктов, при рекламе которых фотографии были использованы.
Статья: Использование фотографий, взятых из Интернета: правовые риски, практика, рекомендации
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Суды общей юрисдикции, как правило, не учитывают коммерческую цель использования фотографий (обычно это реклама либо продажа товара на сайтах) как основание для взыскания повышенного размера компенсации [8 - 12]. Однако в арбитражной судебной практике мы констатируем наличие более смелого подхода в определении повышенного размера компенсации. В основном суды, учитывая коммерческую цель использования фотографий, могут удовлетворить требования о взыскании двойного размера компенсации в отношении одной фотографии, но не всегда [13, 14]. Как правило, суды не выходят за пределы двукратного размера компенсации. Но есть исключения из этого правила. Так, решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2018 по делу N А41-75551/2018, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2019 г. N 10АП-23256/18 и Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 27 мая 2019 г. N С01-350/2019 по делу N А41-75551/2018, взыскана в пользу истца компенсация за нарушение исключительного права на одну фотографию в размере 500 тыс. рублей [15 - 17].
(Гайдук В.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 6)Суды общей юрисдикции, как правило, не учитывают коммерческую цель использования фотографий (обычно это реклама либо продажа товара на сайтах) как основание для взыскания повышенного размера компенсации [8 - 12]. Однако в арбитражной судебной практике мы констатируем наличие более смелого подхода в определении повышенного размера компенсации. В основном суды, учитывая коммерческую цель использования фотографий, могут удовлетворить требования о взыскании двойного размера компенсации в отношении одной фотографии, но не всегда [13, 14]. Как правило, суды не выходят за пределы двукратного размера компенсации. Но есть исключения из этого правила. Так, решением Арбитражного суда Московской области от 19.11.2018 по делу N А41-75551/2018, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2019 г. N 10АП-23256/18 и Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 27 мая 2019 г. N С01-350/2019 по делу N А41-75551/2018, взыскана в пользу истца компенсация за нарушение исключительного права на одну фотографию в размере 500 тыс. рублей [15 - 17].
Статья: Кондикция из вмешательства: содержание и место в системе внедоговорных обязательств
(Юнусов А.Т.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)Для определения требования "за счет" в доктрине была разработана теория распределительного содержания права (Zuweisungsgehalt des Rechts). При этом, следуя логике иррелевантности ущерба кредитора, не имеет значения, воспользовался ли бы он этой правовой позицией. Так, если какое-либо лицо использует фотографию знаменитости для рекламы своей продукции, оно должно будет отвечать по кондикционному иску, даже если правообладатель не использовал бы или не был в состоянии использовать свое право на изображение в коммерческих целях (BGHZ 169, 340 (344)) <88>.
(Юнусов А.Т.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 4)Для определения требования "за счет" в доктрине была разработана теория распределительного содержания права (Zuweisungsgehalt des Rechts). При этом, следуя логике иррелевантности ущерба кредитора, не имеет значения, воспользовался ли бы он этой правовой позицией. Так, если какое-либо лицо использует фотографию знаменитости для рекламы своей продукции, оно должно будет отвечать по кондикционному иску, даже если правообладатель не использовал бы или не был в состоянии использовать свое право на изображение в коммерческих целях (BGHZ 169, 340 (344)) <88>.
Статья: Разрешение споров, связанных с защитой исключительных прав в творческой среде
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.