Исполнительный лист процедура наблюдения
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнительный лист процедура наблюдения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 134 "Очередность удовлетворения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в рамках дела о банкротстве общества обратился в суд с заявлением о включении требований о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов в реестр требований кредиторов должника. Суд установил, что ранее в ходе исполнительного производства на единый налоговый счет должника поступили денежные средства. Судебный пристав-исполнитель учел в общей сумме как деньги, поступившие на расчетный счет Федеральной службы судебных приставов, так и оплаты, произведенные напрямую налоговому органу, и принял решение об окончании исполнительного производства. Налоговый орган, в свою очередь, распределил денежные средства в соответствии с правилами, установленными НК РФ для единого налогового счета. При этом заявитель учитывал положения ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно необходимость первоочередного погашения текущих налоговых обязательств. Налоговый орган обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства в связи с наличием непогашенной задолженности, но судебный пристав сообщил об отсутствии оснований для его возобновления. При этом еще до окончания исполнительного производства налоговый орган обратился в суд для включения требований в реестр требований кредиторов должника. Суд указал, что выбор налоговым органом иного способа защиты своего права при условии, что в отношении общества была введена процедура наблюдения, в ходе которой в силу ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исполнение исполнительных документов приостанавливается, не свидетельствует о незаконности его действий, и удовлетворил требование налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в рамках дела о банкротстве общества обратился в суд с заявлением о включении требований о взыскании задолженности по уплате налогов и сборов в реестр требований кредиторов должника. Суд установил, что ранее в ходе исполнительного производства на единый налоговый счет должника поступили денежные средства. Судебный пристав-исполнитель учел в общей сумме как деньги, поступившие на расчетный счет Федеральной службы судебных приставов, так и оплаты, произведенные напрямую налоговому органу, и принял решение об окончании исполнительного производства. Налоговый орган, в свою очередь, распределил денежные средства в соответствии с правилами, установленными НК РФ для единого налогового счета. При этом заявитель учитывал положения ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно необходимость первоочередного погашения текущих налоговых обязательств. Налоговый орган обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отмене постановления об окончании исполнительного производства в связи с наличием непогашенной задолженности, но судебный пристав сообщил об отсутствии оснований для его возобновления. При этом еще до окончания исполнительного производства налоговый орган обратился в суд для включения требований в реестр требований кредиторов должника. Суд указал, что выбор налоговым органом иного способа защиты своего права при условии, что в отношении общества была введена процедура наблюдения, в ходе которой в силу ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исполнение исполнительных документов приостанавливается, не свидетельствует о незаконности его действий, и удовлетворил требование налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение споров с участием банков при исполнении ими требований исполнительных документов
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)В соответствии с приведенными нормами и разъяснениями, данными в п. 1 Постановления N 36 <50> и абз. 2 п. 33 Постановления N 35 <51>, приостановление исполнительных документов в процедуре наблюдения невозможно в отношении исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате независимо от момента возникновения этой задолженности. По таким обязательствам направить исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, в которой открыт и находится на обслуживании счет должника, взыскатели вправе, а кредитная организация обязана их исполнить (ч. 1 ст. 8, ст. 70 Закона об исполнительном производстве, п. 2 ст. 854 ГК РФ). Этот подход изложен и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 (п. 6), согласно которому исполнительные документы могут выдаваться, но исполнительное производство возбуждаться будет только по тем требованиям, которые указаны в Законе (ст. 9.1, ст. 63 Закона о банкротстве) в качестве исключений.
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)В соответствии с приведенными нормами и разъяснениями, данными в п. 1 Постановления N 36 <50> и абз. 2 п. 33 Постановления N 35 <51>, приостановление исполнительных документов в процедуре наблюдения невозможно в отношении исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате независимо от момента возникновения этой задолженности. По таким обязательствам направить исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, в которой открыт и находится на обслуживании счет должника, взыскатели вправе, а кредитная организация обязана их исполнить (ч. 1 ст. 8, ст. 70 Закона об исполнительном производстве, п. 2 ст. 854 ГК РФ). Этот подход изложен и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 (п. 6), согласно которому исполнительные документы могут выдаваться, но исполнительное производство возбуждаться будет только по тем требованиям, которые указаны в Законе (ст. 9.1, ст. 63 Закона о банкротстве) в качестве исключений.
Статья: Противодействие выводу активов должника при банкротстве
(Кондратьев В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)Например, в силу ст. 63 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, не допускается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника и т.д. В ст. 64 Закона о банкротстве предусматриваются ограничения на совершение определенных сделок, в частности, с согласия арбитражного управляющего совершаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
(Кондратьев В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)Например, в силу ст. 63 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, не допускается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника и т.д. В ст. 64 Закона о банкротстве предусматриваются ограничения на совершение определенных сделок, в частности, с согласия арбитражного управляющего совершаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)В соответствии с приведенными нормами и разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 года N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" и абзаце втором пункта 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", мораторий на исполнение исполнительных документов в процедуре наблюдения не распространяется на исполнительные документы о взыскании задолженности по заработной плате независимо от момента возникновения этой задолженности. Кредиторы по таким обязательствам вправе направить исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, обслуживающую счет должника, а кредитная организация обязана их исполнить (часть 1 статьи 8, статья 70 Закона об исполнительном производстве, пункт 2 статьи 854 ГК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)В соответствии с приведенными нормами и разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 года N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" и абзаце втором пункта 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", мораторий на исполнение исполнительных документов в процедуре наблюдения не распространяется на исполнительные документы о взыскании задолженности по заработной плате независимо от момента возникновения этой задолженности. Кредиторы по таким обязательствам вправе направить исполнительные документы о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, обслуживающую счет должника, а кредитная организация обязана их исполнить (часть 1 статьи 8, статья 70 Закона об исполнительном производстве, пункт 2 статьи 854 ГК РФ).
Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59
(ред. от 06.06.2014)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве"Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
(ред. от 06.06.2014)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве"Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Статья: Банкротство и исполнительное производство: вопросы корреляции правовых институтов
(Османова Д.О.)
("Юрист", 2021, N 5)Также несоответствие указанных механизмов может быть подтверждено по формальным основаниям, содержащимся в отдельных положениях закона: в силу п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за некоторыми исключениями, установленными законом. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
(Османова Д.О.)
("Юрист", 2021, N 5)Также несоответствие указанных механизмов может быть подтверждено по формальным основаниям, содержащимся в отдельных положениях закона: в силу п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за некоторыми исключениями, установленными законом. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России. Примерами таких документов являются исполнительные документы, выданные на основании судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (но не во всех случаях, см. комментарий к ст. 1 Закона), постановления по делам об административных правонарушениях, исполняемые иными должностными лицами, нежели СПИ (см. комментарий к ст. 7 Закона). Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <212> разъяснено, что при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, СПИ отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи. Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" <213>, как следует из указанных норм абз. 2 и 4 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ч. 1 ст. 96 комментируемого Закона, при поступлении в ССП исполнительного документа после введения процедуры наблюдения СПИ в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абз. 4 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применительно к п. 8 ч. 1 комментируемой статьи;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России. Примерами таких документов являются исполнительные документы, выданные на основании судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (но не во всех случаях, см. комментарий к ст. 1 Закона), постановления по делам об административных правонарушениях, исполняемые иными должностными лицами, нежели СПИ (см. комментарий к ст. 7 Закона). Так, в пункте 1 Постановления Пленума ВС России от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <212> разъяснено, что при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, СПИ отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 комментируемой статьи. Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" <213>, как следует из указанных норм абз. 2 и 4 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и ч. 1 ст. 96 комментируемого Закона, при поступлении в ССП исполнительного документа после введения процедуры наблюдения СПИ в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абз. 4 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применительно к п. 8 ч. 1 комментируемой статьи;