Исполнение решения суда РФ на территории республики казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение решения суда РФ на территории республики казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.03.2025 N 33-27617/2024 (УИД 78RS0002-01-2024-000450-22)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования уполномоченного органа: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Ответчик не сообщил истцу о получении пенсионных выплат из Пенсионного фонда Российской Федерации, в результате чего являлся получателем пенсии по старости одновременно на территории Российской Федерации и Республики Казахстан. Неосновательно полученная сумма пенсионных выплат в добровольном порядке в бюджет Республики Казахстан ответчиком возвращена не была.
Решение: Удовлетворено.На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу Республиканского бюджета Республики Казахстан суммы неосновательного обогащения в иностранной валюте (тенге) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день исполнения решения суда, поскольку законодательством не исключается возможность нахождения в собственности граждан иностранной валюты, а собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. ст. 141, 209, 213 ГК РФ), учитывая, что спорная сумма была получена ответчиком в иностранной валюте (тенге) и имеет место неосновательное обогащение, выраженное в данной валюте.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования уполномоченного органа: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Ответчик не сообщил истцу о получении пенсионных выплат из Пенсионного фонда Российской Федерации, в результате чего являлся получателем пенсии по старости одновременно на территории Российской Федерации и Республики Казахстан. Неосновательно полученная сумма пенсионных выплат в добровольном порядке в бюджет Республики Казахстан ответчиком возвращена не была.
Решение: Удовлетворено.На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу Республиканского бюджета Республики Казахстан суммы неосновательного обогащения в иностранной валюте (тенге) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день исполнения решения суда, поскольку законодательством не исключается возможность нахождения в собственности граждан иностранной валюты, а собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. ст. 141, 209, 213 ГК РФ), учитывая, что спорная сумма была получена ответчиком в иностранной валюте (тенге) и имеет место неосновательное обогащение, выраженное в данной валюте.
Решение Новосибирского областного суда от 18.06.2024 по делу N 3-52/2024 (УИД 54RS0004-01-2023-008113-15)
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что пенсионные выплаты ответчику приостановлены в связи с выявлением факта выезда получателя пенсии на постоянное местожительство за пределы государства. В связи с выявлением факта двойного гражданства уполномоченным органом приняты решения об отказе в назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты. За спорный период ответчиком незаконно получены денежные средства из бюджета.
Решение: Удовлетворено в части.Поскольку законодательством не исключается возможность нахождения в собственности граждан иностранной валюты, а собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статьи 141, 209, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации), учитывая, что спорная сумма была получена ответчиком в иностранной валюте (тенге) и имеет место неосновательное обогащение, выраженное в данной валюте, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход Республиканского бюджета Республики Казахстан суммы в иностранной валюте (тенге) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день исполнения решения суда.
Категория: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О взыскании неосновательно полученной пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что пенсионные выплаты ответчику приостановлены в связи с выявлением факта выезда получателя пенсии на постоянное местожительство за пределы государства. В связи с выявлением факта двойного гражданства уполномоченным органом приняты решения об отказе в назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты. За спорный период ответчиком незаконно получены денежные средства из бюджета.
Решение: Удовлетворено в части.Поскольку законодательством не исключается возможность нахождения в собственности граждан иностранной валюты, а собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статьи 141, 209, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации), учитывая, что спорная сумма была получена ответчиком в иностранной валюте (тенге) и имеет место неосновательное обогащение, выраженное в данной валюте, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход Республиканского бюджета Республики Казахстан суммы в иностранной валюте (тенге) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день исполнения решения суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о применении международных договоров о правовой помощи
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)Позиция, согласно которой международные договоры о правовой помощи по гражданским делам не распространяются на судебные решения в пользу иностранной казны по спорам публично-правовой природы, озвучивалась российскими судами. Так, ВС РФ в деле N А41-22518/2014 отказал в признании и приведении в исполнение на территории Российской Федерации решения суда Казахстана о взыскании с российского лица задолженностей по таможенным платежам, налогам, пеням, указав, что Киевское соглашение и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, известная как Минская конвенция 1993 года <48>, регулируют вопросы международной правовой помощи и исполнения судебных решений по частноправовым спорам, в то время как в рассматриваемом деле "иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам" <49>. Еще раньше ВАС РФ также исключал дела по публично-правовым спорам из сферы действия Киевского соглашения. Так, в деле N А40-59223/06-68-455 суды не применили Киевское соглашение при признании и приведении в исполнение судебного решения Хозяйственного суда города Ташкента о взыскании с Банка внешнеэкономической деятельности СССР задолженности в пользу иностранного предприятия. Суд квалифицировал спорные правоотношения как правоотношения публичного характера (о правопреемстве по внутреннему валютному долгу в отношении лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации), указав, что Киевское соглашение на них не распространяется <50>.
Статья: Взыскание трансграничной налоговой задолженности
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Свой подход Суд обосновывает тем, что "в силу принципа суверенного равенства государств оказание содействия со стороны судебной власти одного государства в формировании финансовой основы (бюджета) суверенной власти другого государства может осуществляться только при наличии явно выраженной воли государств на такое взаимодействие. Однако международные договоры, регламентирующие основания и порядок признания и принудительного исполнения судебных решений по таможенным и налоговым делам, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют".
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Свой подход Суд обосновывает тем, что "в силу принципа суверенного равенства государств оказание содействия со стороны судебной власти одного государства в формировании финансовой основы (бюджета) суверенной власти другого государства может осуществляться только при наличии явно выраженной воли государств на такое взаимодействие. Однако международные договоры, регламентирующие основания и порядок признания и принудительного исполнения судебных решений по таможенным и налоговым делам, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют".
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В арбитражный суд обратилась зарегистрированная в Республике Казахстан компания (далее - заявитель) с заявлением о признании и приведении в исполнение решения суда Республики Казахстан о взыскании с российского акционерного общества (далее - должник) суммы долга за ненадлежащее исполнение договора поставки зерноуборочных комбайнов в адрес заявителя.
<Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов>В арбитражный суд обратилась зарегистрированная в Республике Казахстан компания (далее - заявитель) с заявлением о признании и приведении в исполнение решения суда Республики Казахстан о взыскании с российского акционерного общества (далее - должник) суммы долга за ненадлежащее исполнение договора поставки зерноуборочных комбайнов в адрес заявителя.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В силу принципа суверенного равенства государств оказание содействия со стороны судебной власти одного государства в формировании финансовой основы (бюджета) суверенной власти другого государства может осуществляться только при наличии явно выраженной воли государств на такое взаимодействие. Однако международные договоры, регламентирующие основания и порядок признания и принудительного исполнения судебных решений по таможенным и налоговым делам, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)В силу принципа суверенного равенства государств оказание содействия со стороны судебной власти одного государства в формировании финансовой основы (бюджета) суверенной власти другого государства может осуществляться только при наличии явно выраженной воли государств на такое взаимодействие. Однако международные договоры, регламентирующие основания и порядок признания и принудительного исполнения судебных решений по таможенным и налоговым делам, между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствуют.
Статья: Полномочия ФССП нуждаются в корректировке
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Помимо упрощения и специализации, цифровые технологии могут привести к расширению правовых гарантий участников уголовного судопроизводства. Возможность (скорее всего, неизбежность) постоянного взаимодействия органов предварительного расследования, судебных органов и органов принудительного исполнения с внешней средой предопределит новые перспективы доступа к правосудию заинтересованных участников уголовного процесса. Лица смогут напрямую инициировать применение мер уголовно-процессуального принуждения, влиять как на принятие процессуального решения, так и на последующий контроль за его исполнением. Поэтому целесообразно, чтобы судебное решение, связанное с применением мер государственного принуждения, исполнял сотрудник органа принудительного исполнения, а не сотрудник органа предварительного расследования, у которого основная функция - это осуществление уголовного преследования, и поэтому он не должен отвлекаться на выполнение смежных с этим направлений правоохранительной деятельности, для реализации которых созданы специализированные органы.
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)Помимо упрощения и специализации, цифровые технологии могут привести к расширению правовых гарантий участников уголовного судопроизводства. Возможность (скорее всего, неизбежность) постоянного взаимодействия органов предварительного расследования, судебных органов и органов принудительного исполнения с внешней средой предопределит новые перспективы доступа к правосудию заинтересованных участников уголовного процесса. Лица смогут напрямую инициировать применение мер уголовно-процессуального принуждения, влиять как на принятие процессуального решения, так и на последующий контроль за его исполнением. Поэтому целесообразно, чтобы судебное решение, связанное с применением мер государственного принуждения, исполнял сотрудник органа принудительного исполнения, а не сотрудник органа предварительного расследования, у которого основная функция - это осуществление уголовного преследования, и поэтому он не должен отвлекаться на выполнение смежных с этим направлений правоохранительной деятельности, для реализации которых созданы специализированные органы.
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, автономное учреждение было обязано при закупке услуг следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу ч. 4 ст. 19 ЛК РФ определяются исключительно Законом N 44-ФЗ.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, автономное учреждение было обязано при закупке услуг следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу ч. 4 ст. 19 ЛК РФ определяются исключительно Законом N 44-ФЗ.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)К числу стран, с которыми у Российской Федерации есть соглашение о признании и приведении в исполнение судебных решений и которые могут представлять интерес в контексте существующей непростой геополитической ситуации, относятся Индия <1>, Китай <2>, Египет <3>, Кипр <4>, Сербия <5>, Беларусь <6>, Казахстан <7> и ряд других.
Интервью: Татьяна Нешатаева: "...Оно вечно - пока существует человечество, будет существовать международное право"
("Российский судья", 2023, N 4)Подчеркну, что к нам начали поступать дела о нарушении антимонопольного права Союза. Такая категория сложна тем, что компетенция национального антимонопольного органа по нарушениям на внутреннем рынке государства и ЕЭК на трансграничном рынке теперь разграничена, соответственно, национальные антимонопольные органы контролируются национальными судами, а ЕЭК - Судом ЕАЭС. Противоречий в этой связи достаточно много. Примером может являться дело по заявлениям компании, зарегистрированной в России и Казахстане, - ЗАО "Дельрус", ТОО "Дельрус РК".
("Российский судья", 2023, N 4)Подчеркну, что к нам начали поступать дела о нарушении антимонопольного права Союза. Такая категория сложна тем, что компетенция национального антимонопольного органа по нарушениям на внутреннем рынке государства и ЕЭК на трансграничном рынке теперь разграничена, соответственно, национальные антимонопольные органы контролируются национальными судами, а ЕЭК - Судом ЕАЭС. Противоречий в этой связи достаточно много. Примером может являться дело по заявлениям компании, зарегистрированной в России и Казахстане, - ЗАО "Дельрус", ТОО "Дельрус РК".
Статья: Гражданское судопроизводство с участием иностранных лиц в Китае
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)До конца 2020 г. Китаем были заключены двусторонние межгосударственные договоры о взаимном оказании гражданской правовой помощи с 38 государствами <11>. Тридцать четыре из этих государств (Франция, Польша, Монголия, Румыния, Россия, Беларусь, Испания, Украина, Куба, Италия, Египет, Болгария, Турция, Казахстан, Кипр, Греция, Венгрия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Марокко, Вьетнам, Тунис, Лаос, Литва, Северная Корея, ОАЭ, Кувейт, Бразилия, Аргентина, Перу, Алжир, Босния и Герцеговина, Эфиопия) заключили с Китаем соглашения о взаимном признании и исполнении судебных решений <12>.
(Русакова Е.П., Ван В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)До конца 2020 г. Китаем были заключены двусторонние межгосударственные договоры о взаимном оказании гражданской правовой помощи с 38 государствами <11>. Тридцать четыре из этих государств (Франция, Польша, Монголия, Румыния, Россия, Беларусь, Испания, Украина, Куба, Италия, Египет, Болгария, Турция, Казахстан, Кипр, Греция, Венгрия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Марокко, Вьетнам, Тунис, Лаос, Литва, Северная Корея, ОАЭ, Кувейт, Бразилия, Аргентина, Перу, Алжир, Босния и Герцеговина, Эфиопия) заключили с Китаем соглашения о взаимном признании и исполнении судебных решений <12>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)1) в случае приостановления исполнения решения финансового уполномоченного в соответствии с ч. 4 ст. 24 и ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона;
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)1) в случае приостановления исполнения решения финансового уполномоченного в соответствии с ч. 4 ст. 24 и ч. 2 ст. 26 комментируемого Закона;
Статья: Поворот исполнения судебного акта в административном судопроизводстве России и Казахстана
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Таким образом, в Республике Казахстан поворот исполнения судебного решения хотя и не отражен в отдельной статье АППК РК, тем не менее, как и в России, в административном судопроизводстве может в рамках своей реализации пойти двумя путями - либо через отмену административного акта (как незаконного, так и законного), либо посредством апелляции или кассации. И тот путь, и другой ведут к восстановлению законных прав и интересов ответчиков.
(Иванова Ж.Б., Татаринова Л.Ф.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Таким образом, в Республике Казахстан поворот исполнения судебного решения хотя и не отражен в отдельной статье АППК РК, тем не менее, как и в России, в административном судопроизводстве может в рамках своей реализации пойти двумя путями - либо через отмену административного акта (как незаконного, так и законного), либо посредством апелляции или кассации. И тот путь, и другой ведут к восстановлению законных прав и интересов ответчиков.
Статья: Вопросы эффективности судебной системы Российской Федерации
(Станкин А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 5)Низкие показатели исполнения судебных решений неудивительны. Во многом это связано с тем, что в России для замещения должности судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и (или) направлений подготовки высшего образования "Психологические науки", "Экономика и управление", "Юриспруденция", "Образование и педагогические науки" <10>. Но если понимать исполнение решения как часть судебного процесса, то юридическое образование для пристава-исполнителя представляется обязательным, как это закреплено, например, в Казахстане на уровне закона, а не как у нас, на уровне приказа Минюста РФ. Кроме того, нагрузка на судебного пристава-исполнителя превышает установленную нормативную нагрузку в 18 - 20 раз. Очевидно, что и данном направлении нужны кардинальные реформы, поскольку без надлежащей реализации судебных решений теряется весь смысл правосудия.
(Станкин А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 5)Низкие показатели исполнения судебных решений неудивительны. Во многом это связано с тем, что в России для замещения должности судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и (или) направлений подготовки высшего образования "Психологические науки", "Экономика и управление", "Юриспруденция", "Образование и педагогические науки" <10>. Но если понимать исполнение решения как часть судебного процесса, то юридическое образование для пристава-исполнителя представляется обязательным, как это закреплено, например, в Казахстане на уровне закона, а не как у нас, на уровне приказа Минюста РФ. Кроме того, нагрузка на судебного пристава-исполнителя превышает установленную нормативную нагрузку в 18 - 20 раз. Очевидно, что и данном направлении нужны кардинальные реформы, поскольку без надлежащей реализации судебных решений теряется весь смысл правосудия.
Статья: О недопустимости возвращения к процедуре дачи санкции на арест прокурором
(Руднев В.И.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)Следует сказать, что некоторые страны в своем развитии пошли дальше и в уголовном судопроизводстве введена такая фигура, как следственный судья. Следственный судья - это специализированный судья, действующий как судья, не рассматривающий уголовное дело по существу, но разрешающий вопросы, связанные с заключением под стражу, и выполняющий иные действия, входящие в его компетенцию. Введение такой должности позволило освободить других судей, рассматривающих уголовные дела по существу, от осуществления иной деятельности, что повлияло на повышение беспристрастности и независимости судей. Между тем в Республике Казахстан, помимо должности следственного судьи, уже введены следственные суды. Во Франции наряду с должностью следственного судьи имеется должность судьи по свободам, который как раз и принимает решения о заключении под стражу.
(Руднев В.И.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)Следует сказать, что некоторые страны в своем развитии пошли дальше и в уголовном судопроизводстве введена такая фигура, как следственный судья. Следственный судья - это специализированный судья, действующий как судья, не рассматривающий уголовное дело по существу, но разрешающий вопросы, связанные с заключением под стражу, и выполняющий иные действия, входящие в его компетенцию. Введение такой должности позволило освободить других судей, рассматривающих уголовные дела по существу, от осуществления иной деятельности, что повлияло на повышение беспристрастности и независимости судей. Между тем в Республике Казахстан, помимо должности следственного судьи, уже введены следственные суды. Во Франции наряду с должностью следственного судьи имеется должность судьи по свободам, который как раз и принимает решения о заключении под стражу.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Например, согласно ст. 501 ГПК Республики Казахстан решения, постановления и определения об утверждении мировых соглашений, судебные приказы иностранных судов, а также арбитражные решения иностранных арбитражей признаются и приводятся в исполнение судами Республики Казахстан, если признание и приведение в исполнение таких актов предусмотрены законодательством и (или) международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо на основе взаимности.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Например, согласно ст. 501 ГПК Республики Казахстан решения, постановления и определения об утверждении мировых соглашений, судебные приказы иностранных судов, а также арбитражные решения иностранных арбитражей признаются и приводятся в исполнение судами Республики Казахстан, если признание и приведение в исполнение таких актов предусмотрены законодательством и (или) международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, либо на основе взаимности.