Исполнение решений европЕйского суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение решений европЕйского суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность за оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В начале 2022 г. Россия вышла из Совета Европы и соответствующих международных договоров (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы"). Если принять во внимание это обстоятельство и придерживаться расширительного толкования, то в соответствии с ч. 1 ст. 11 УК РФ следует привлекать к ответственности по ст. 284.3 УК РФ не только россиян и проживающих в России лиц без гражданства, но и находящихся на территории России иностранцев, которые в это время оказывают какое-либо содействие (консультативное, информационное, пропагандистское, финансовое и др.) в исполнении решения Европейского суда по правам человека. Причем это решение может никак не затрагивать интересы России <17>.
(Скобликов П.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В начале 2022 г. Россия вышла из Совета Европы и соответствующих международных договоров (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы"). Если принять во внимание это обстоятельство и придерживаться расширительного толкования, то в соответствии с ч. 1 ст. 11 УК РФ следует привлекать к ответственности по ст. 284.3 УК РФ не только россиян и проживающих в России лиц без гражданства, но и находящихся на территории России иностранцев, которые в это время оказывают какое-либо содействие (консультативное, информационное, пропагандистское, финансовое и др.) в исполнении решения Европейского суда по правам человека. Причем это решение может никак не затрагивать интересы России <17>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Принимая во внимание собственную прецедентную практику по данному вопросу, Суд пришел к выводу: в настоящем деле власти не приложили всех необходимых усилий для своевременного исполнения судебного решения, вынесенного в пользу заявителей. Одновременно Европейский Суд также обратил внимание - в судебном решении по указанной жалобе было предписано принять конкретные меры. В связи с этим Суд постановил, что рассматриваемое судебное решение представляло собой "имущество" по смыслу статьи 1 Протокола 1 к Конвенции (пункты 23 - 24 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Принимая во внимание собственную прецедентную практику по данному вопросу, Суд пришел к выводу: в настоящем деле власти не приложили всех необходимых усилий для своевременного исполнения судебного решения, вынесенного в пользу заявителей. Одновременно Европейский Суд также обратил внимание - в судебном решении по указанной жалобе было предписано принять конкретные меры. В связи с этим Суд постановил, что рассматриваемое судебное решение представляло собой "имущество" по смыслу статьи 1 Протокола 1 к Конвенции (пункты 23 - 24 постановления).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)В отношении предполагаемой неспособности властей помочь заявителю добиться исполнения судебного решения, вынесенного против частной компании, Европейский Суд установил, что "...во время рассматриваемых событий заявитель считал статью 1069 [Гражданского кодекса Российской Федерации] доступным и эффективным средством правовой защиты в своем деле. В 2007 году он предпринял попытку возбудить соответствующее гражданское судопроизводство в отношении Казначейства Российской Федерации и Управления Службы судебных приставов, которая оказалась безрезультатной из-за того, что заявитель не выполнил разумные процессуальные требования российского законодательства, не сформулировав свои исковые требования к ответчикам и не указав их почтовые адреса. В замечаниях сторон нет никаких свидетельств того, что заявитель устранил или попытался устранить указанные недостатки, несмотря на то, что российские суды предоставили ему такую возможность..., и, таким образом, заявитель не выполнил своего обязательства оценить степень защиты его прав национальной правовой системы...[В] рассматриваемом деле отсутствие результата не может быть истолковано как доказательство недоступности или неэффективности данного средства правовой защиты" (п. 43 решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)В отношении предполагаемой неспособности властей помочь заявителю добиться исполнения судебного решения, вынесенного против частной компании, Европейский Суд установил, что "...во время рассматриваемых событий заявитель считал статью 1069 [Гражданского кодекса Российской Федерации] доступным и эффективным средством правовой защиты в своем деле. В 2007 году он предпринял попытку возбудить соответствующее гражданское судопроизводство в отношении Казначейства Российской Федерации и Управления Службы судебных приставов, которая оказалась безрезультатной из-за того, что заявитель не выполнил разумные процессуальные требования российского законодательства, не сформулировав свои исковые требования к ответчикам и не указав их почтовые адреса. В замечаниях сторон нет никаких свидетельств того, что заявитель устранил или попытался устранить указанные недостатки, несмотря на то, что российские суды предоставили ему такую возможность..., и, таким образом, заявитель не выполнил своего обязательства оценить степень защиты его прав национальной правовой системы...[В] рассматриваемом деле отсутствие результата не может быть истолковано как доказательство недоступности или неэффективности данного средства правовой защиты" (п. 43 решения).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Таким образом, мы приблизились к анализу непосредственного действия закона, что позволит определить само понятие судебного правотворчества. Для этого хотелось бы проследить этапы действия закона, которое, естественно, начинается с момента его принятия и введения в действие. Не только следующим за ним, но и основным этапом является толкование закона. Общее его назначение определяется обнаружением точного значения, смысла правовой нормы. Понятие интерпретации, безусловно, шире, но главная его цель состоит в том, чтобы закон мог действовать. Правовая норма всегда открыта для толкования, в этом вся загадка и притягательность для интерпретатора - главного участника процесса, предполагающего одновременное нахождение того эталона, который будет воспринят в качестве авторитетного и определенного и который послужит укреплению правопорядка и надежной защите прав и свобод человека. Названное невозможно без вынесения судебного решения, которому предшествуют этапы аргументации и интерпретации. К действию закона следовало бы отнести также важные стадии, определяемые в качестве доступа к правосудию и исполнения судебного решения, которые Европейским судом по правам человека обоснованно рассматриваются в качестве составной части права на справедливое судебное разбирательство в понимании ст. 6 Европейской конвенции по правам человека <1>. Отметим, что если принятие законов и их исполнение относится к ведению законодательной и исполнительной власти, то другие важные этапы действия закона - к судебной власти, а именно к судьям, которые интерпретируют право и принимают решения. При этом если судебное решение служит основанием или предлогом для обязательного исполнения, то интерпретация представляет собой продолжение принятия акта, а точнее, конкретизацию одобренного законодательным органом акта.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Таким образом, мы приблизились к анализу непосредственного действия закона, что позволит определить само понятие судебного правотворчества. Для этого хотелось бы проследить этапы действия закона, которое, естественно, начинается с момента его принятия и введения в действие. Не только следующим за ним, но и основным этапом является толкование закона. Общее его назначение определяется обнаружением точного значения, смысла правовой нормы. Понятие интерпретации, безусловно, шире, но главная его цель состоит в том, чтобы закон мог действовать. Правовая норма всегда открыта для толкования, в этом вся загадка и притягательность для интерпретатора - главного участника процесса, предполагающего одновременное нахождение того эталона, который будет воспринят в качестве авторитетного и определенного и который послужит укреплению правопорядка и надежной защите прав и свобод человека. Названное невозможно без вынесения судебного решения, которому предшествуют этапы аргументации и интерпретации. К действию закона следовало бы отнести также важные стадии, определяемые в качестве доступа к правосудию и исполнения судебного решения, которые Европейским судом по правам человека обоснованно рассматриваются в качестве составной части права на справедливое судебное разбирательство в понимании ст. 6 Европейской конвенции по правам человека <1>. Отметим, что если принятие законов и их исполнение относится к ведению законодательной и исполнительной власти, то другие важные этапы действия закона - к судебной власти, а именно к судьям, которые интерпретируют право и принимают решения. При этом если судебное решение служит основанием или предлогом для обязательного исполнения, то интерпретация представляет собой продолжение принятия акта, а точнее, конкретизацию одобренного законодательным органом акта.
Статья: Взаимодействие системы национального и международного права Российской Федерации в свете принятия конституционных поправок
(Голикова О.А., Сальникова А.И.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Необходимость внесения изменений приводит к правовой коллизии - столкновению интересов двух правовых систем - национальной и международной. Вопрос о мере допустимости исполнения решений Европейского суда неоднократно становился предметом полемики среди отечественных юристов и правоведов, в силу спорности и неоднозначности различных ситуаций [6]. Сложность заключается в том, что, с одной стороны, согласно установленному фундаментальному принципу международных отношений - pacta sunt servanda (договоры должны исполняться), закрепленному в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., российская сторона должна выполнять вынесенные решения [7, с. 59]. Исполнение данного принципа, по мнению В.С. Кичениной и Э.А. Фесенко, является залогом продуктивного сотрудничества между государствами и позволяет совместными усилиями решать проблемы [8, с. 73]. С другой же стороны, внесение предлагаемых изменений демонстрирует непосредственное вмешательство наднационального механизма в суверенные дела государства.
(Голикова О.А., Сальникова А.И.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Необходимость внесения изменений приводит к правовой коллизии - столкновению интересов двух правовых систем - национальной и международной. Вопрос о мере допустимости исполнения решений Европейского суда неоднократно становился предметом полемики среди отечественных юристов и правоведов, в силу спорности и неоднозначности различных ситуаций [6]. Сложность заключается в том, что, с одной стороны, согласно установленному фундаментальному принципу международных отношений - pacta sunt servanda (договоры должны исполняться), закрепленному в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., российская сторона должна выполнять вынесенные решения [7, с. 59]. Исполнение данного принципа, по мнению В.С. Кичениной и Э.А. Фесенко, является залогом продуктивного сотрудничества между государствами и позволяет совместными усилиями решать проблемы [8, с. 73]. С другой же стороны, внесение предлагаемых изменений демонстрирует непосредственное вмешательство наднационального механизма в суверенные дела государства.
Статья: Новая реформа Европейской социальной хартии в Совете Европы
(Косоруков К.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ограничение надзора за исполнением решений по коллективным жалобам двумя циклами ЕКСП обусловил "встречным требованием" к Комитету министров "полностью принять свою ответственность" за участие в надзоре согласно ст. 9 Протокола 1995 г. к ЕСХ и принимать рекомендации в адрес неисполняющих государств "наподобие процедуры по надзору за исполнением решений Европейского суда по правам человека" - невзирая на принципиальную разницу между Протоколом 1995 г. и ЕКПЧ (в Протоколе не содержится аналогичного п. 1 ст. 46 ЕКПЧ обязательства государств исполнять вынесенные против них решения, а предусмотренный ст. 46 порядок надзора со стороны КМСЕ не включает принятия рекомендаций).
(Косоруков К.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ограничение надзора за исполнением решений по коллективным жалобам двумя циклами ЕКСП обусловил "встречным требованием" к Комитету министров "полностью принять свою ответственность" за участие в надзоре согласно ст. 9 Протокола 1995 г. к ЕСХ и принимать рекомендации в адрес неисполняющих государств "наподобие процедуры по надзору за исполнением решений Европейского суда по правам человека" - невзирая на принципиальную разницу между Протоколом 1995 г. и ЕКПЧ (в Протоколе не содержится аналогичного п. 1 ст. 46 ЕКПЧ обязательства государств исполнять вынесенные против них решения, а предусмотренный ст. 46 порядок надзора со стороны КМСЕ не включает принятия рекомендаций).
Статья: Суверенитет государства - правовая основа действия уголовного закона в пространстве
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Еще в 2016 г. Т.Я. Хабриева отмечала актуальность трансформации традиционной концепции суверенитета, констатировав: "Активизация мировых интеграционных процессов влечет необходимость выработки единых международно-правовых стандартов в различных сферах, в частности в вопросах обеспечения прав человека и основных свобод. Вместе с тем в условиях усиления международной конкуренции, появления новых угроз международной безопасности и мирному демократическому развитию человечества повышается внимание к сохранению и укреплению суверенитета России и ее территориальной целостности. Расширение гуманитарного сотрудничества государств, в том числе в Европе, требует оптимизации механизмов взаимодействия международного и внутригосударственного права при обеспечении прав человека. В связи с этим становится актуальным вопрос о совершенствовании процедур исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на основе верховенства Конституции РФ <7>. А в общей теории государства и права актуализируется традиционная проблема суверенитета" <8>.
(Семыкина О.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 4)Еще в 2016 г. Т.Я. Хабриева отмечала актуальность трансформации традиционной концепции суверенитета, констатировав: "Активизация мировых интеграционных процессов влечет необходимость выработки единых международно-правовых стандартов в различных сферах, в частности в вопросах обеспечения прав человека и основных свобод. Вместе с тем в условиях усиления международной конкуренции, появления новых угроз международной безопасности и мирному демократическому развитию человечества повышается внимание к сохранению и укреплению суверенитета России и ее территориальной целостности. Расширение гуманитарного сотрудничества государств, в том числе в Европе, требует оптимизации механизмов взаимодействия международного и внутригосударственного права при обеспечении прав человека. В связи с этим становится актуальным вопрос о совершенствовании процедур исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на основе верховенства Конституции РФ <7>. А в общей теории государства и права актуализируется традиционная проблема суверенитета" <8>.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)<56> Вопросам влияния практики ЕСПЧ на национальную (в целом) и российскую (в частности) правовую систему в последние годы посвящено значительное число доктринальных исследований. См., напр.: Абдрашитова В.З. Теоретико-правовые основы исполнения решений Европейского суда по правам человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Аверьянов К.Ю. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников (форм) права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Алисиевич Е.С. Толкование норм Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод как правомочие Европейского Суда по правам человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Афанасьев С.Ф. Право на справедливое судебное разбирательство: теоретико-практическое исследование влияния Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод на российское гражданское судопроизводство: дис. ... д-ра юрид. наук; Лаптева И.В. Правовая инфильтрация Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека в российскую правовую систему (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; Метлова И.С. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; и др.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)<56> Вопросам влияния практики ЕСПЧ на национальную (в целом) и российскую (в частности) правовую систему в последние годы посвящено значительное число доктринальных исследований. См., напр.: Абдрашитова В.З. Теоретико-правовые основы исполнения решений Европейского суда по правам человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Аверьянов К.Ю. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников (форм) права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Алисиевич Е.С. Толкование норм Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод как правомочие Европейского Суда по правам человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Афанасьев С.Ф. Право на справедливое судебное разбирательство: теоретико-практическое исследование влияния Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод на российское гражданское судопроизводство: дис. ... д-ра юрид. наук; Лаптева И.В. Правовая инфильтрация Конвенции о защите прав человека и основных свобод и решений Европейского суда по правам человека в российскую правовую систему (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; Метлова И.С. Решения Европейского Суда по правам человека в системе источников российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; и др.
Статья: Права человека в информационном обществе
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)Кроме того, в своем докладе власти Российской Федерации сослались на тот факт, что, согласно пунктам 69 и 70 Плана организации законопроектных работ Минюста России на 2020 год, Минюстом России дорабатываются проекты Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части совершенствования гарантий прав и свобод человека при санкционировании проведения и обжаловании оперативно-разыскных мероприятий)". Однако представляется, что все меры, принятые на сегодняшний день российскими властями, не являются достаточными для того, чтобы считаться исполнением решений Европейского суда. Он указывал на системную проблему, связанную с тем, что законодательство России в отношении использования систем тайного наблюдения не обладает "качеством закона", то есть характеризуется отсутствием правовой определенности, предсказуемости и надлежащих гарантий.
(Фомина С.Е.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 12)Кроме того, в своем докладе власти Российской Федерации сослались на тот факт, что, согласно пунктам 69 и 70 Плана организации законопроектных работ Минюста России на 2020 год, Минюстом России дорабатываются проекты Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (в части совершенствования гарантий прав и свобод человека при санкционировании проведения и обжаловании оперативно-разыскных мероприятий)". Однако представляется, что все меры, принятые на сегодняшний день российскими властями, не являются достаточными для того, чтобы считаться исполнением решений Европейского суда. Он указывал на системную проблему, связанную с тем, что законодательство России в отношении использования систем тайного наблюдения не обладает "качеством закона", то есть характеризуется отсутствием правовой определенности, предсказуемости и надлежащих гарантий.
Статья: Российский суд по правам человека: pro et contra
(Огнева Е.А.)
("Российский судья", 2022, N 2)В статье анализируется предложение о создании Российского суда по правам человека, рассматриваются мнения экспертов по данному вопросу. Выявлены некоторые проблемы взаимодействия Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и российской судебной системы, в частности вопрос соотношения судебной юрисдикции и проблема исполнения решений Европейского суда по правам человека в современной конституционно-правовой парадигме России в свете проведенной конституционной реформы 2020 г. Рассмотрен вопрос о целесообразности создания Российского суда по правам человека, о проблемах его формирования и функционирования.
(Огнева Е.А.)
("Российский судья", 2022, N 2)В статье анализируется предложение о создании Российского суда по правам человека, рассматриваются мнения экспертов по данному вопросу. Выявлены некоторые проблемы взаимодействия Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и российской судебной системы, в частности вопрос соотношения судебной юрисдикции и проблема исполнения решений Европейского суда по правам человека в современной конституционно-правовой парадигме России в свете проведенной конституционной реформы 2020 г. Рассмотрен вопрос о целесообразности создания Российского суда по правам человека, о проблемах его формирования и функционирования.
Статья: Идеи ограничения власти в Древней Руси и Московском государстве
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Даже не касаясь вопросов междисциплинарной методологии, можно утверждать, что конституционные правоотношения не могут развиваться вне социокультурного контекста конкретного общества. Следует согласиться с более общим тезисом о том, что "право, являясь самостоятельной и относительно обособленной социальной системой, испытывает воздействие "внешней среды", т.е. социума как системы более высокого порядка" <1>. В свою очередь, сложившиеся конституционные правоотношения предопределяют развитие государства. Причем конституционная реформа 2020 г. оценивается отдельными исследователями как прощание России с европейской конституционной традицией <2> и движением в сторону конституционной идентичности <3>. Конституционный Суд РФ, в свою очередь, опираясь на данную концепцию, отказывает в исполнении решений Европейского суда по правам человека <4>. Само по себе движение к конституционной идентичности не является уникальным явлением и схоже с теорией славянофилов, культурным релятивизмом, исключительностью, оригинализмом, конституционным патриотизмом. А в свете ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию о единой и неразрывной тысячелетней истории России <5> поиск истоков конституционной идентичности представляется возможным осуществлять с Древней Руси и Московского государства.
(Лунгу Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Даже не касаясь вопросов междисциплинарной методологии, можно утверждать, что конституционные правоотношения не могут развиваться вне социокультурного контекста конкретного общества. Следует согласиться с более общим тезисом о том, что "право, являясь самостоятельной и относительно обособленной социальной системой, испытывает воздействие "внешней среды", т.е. социума как системы более высокого порядка" <1>. В свою очередь, сложившиеся конституционные правоотношения предопределяют развитие государства. Причем конституционная реформа 2020 г. оценивается отдельными исследователями как прощание России с европейской конституционной традицией <2> и движением в сторону конституционной идентичности <3>. Конституционный Суд РФ, в свою очередь, опираясь на данную концепцию, отказывает в исполнении решений Европейского суда по правам человека <4>. Само по себе движение к конституционной идентичности не является уникальным явлением и схоже с теорией славянофилов, культурным релятивизмом, исключительностью, оригинализмом, конституционным патриотизмом. А в свете ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию о единой и неразрывной тысячелетней истории России <5> поиск истоков конституционной идентичности представляется возможным осуществлять с Древней Руси и Московского государства.
Статья: Новые полномочия Конституционного Суда РФ по проверке конституционности решений международных судов и арбитражей
(Исполинов А.С.)
("Закон", 2020, N 12)В силу главы XIII.1 с запросом о возможности исполнения решений межгосударственных органов в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство, Верховный Суд РФ или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный представлять интересы России в этом межгосударственном органе. Отдельно оговаривается, что если международный (межгосударственный) суд является межгосударственным органом в соответствии с международным договором, стороной которого является Российская Федерация, то запрос о конституционности решения такого суда рассматривается в соответствии именно с главой XIII.1. Таким образом, запросы, например, об исполнении решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который создан на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция), должны рассматриваться в установленном ею порядке. При этом круг лиц, имеющих право на обращение в КС с запросом, расширен за счет включения туда Президента, Правительства и Верховного Суда РФ (ранее такое право имел только Минюст, уполномоченный представлять интересы России в Совете Европы).
(Исполинов А.С.)
("Закон", 2020, N 12)В силу главы XIII.1 с запросом о возможности исполнения решений межгосударственных органов в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство, Верховный Суд РФ или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный представлять интересы России в этом межгосударственном органе. Отдельно оговаривается, что если международный (межгосударственный) суд является межгосударственным органом в соответствии с международным договором, стороной которого является Российская Федерация, то запрос о конституционности решения такого суда рассматривается в соответствии именно с главой XIII.1. Таким образом, запросы, например, об исполнении решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который создан на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция), должны рассматриваться в установленном ею порядке. При этом круг лиц, имеющих право на обращение в КС с запросом, расширен за счет включения туда Президента, Правительства и Верховного Суда РФ (ранее такое право имел только Минюст, уполномоченный представлять интересы России в Совете Европы).
Статья: Обеспечительные меры в региональных судах по правам человека: сравнительно-правовой анализ
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)<3> См.: Алисиевич Е. Срочные меры в практике органов межамериканской системы защиты прав человека // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 32 - 41; Белогубец К. Оценка Европейским судом обоснованности запросов по правилу 39 Регламента Суда: некоторые процессуальные и содержательные аспекты // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 6 - 12; Маларева Е. Нарушения статьи 34, связанные с временными мерами: особенности исполнения решений Европейского суда по правам человека // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 13 - 17. Обзор практики региональных судов по правам человека приводит в своем в диссертационном исследовании Д.А. Патрин. См.: Патрин Д.А. Международное судебное разбирательство: история, понятие, функции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 77 - 78.
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)<3> См.: Алисиевич Е. Срочные меры в практике органов межамериканской системы защиты прав человека // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 32 - 41; Белогубец К. Оценка Европейским судом обоснованности запросов по правилу 39 Регламента Суда: некоторые процессуальные и содержательные аспекты // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 6 - 12; Маларева Е. Нарушения статьи 34, связанные с временными мерами: особенности исполнения решений Европейского суда по правам человека // Международное правосудие. 2014. N 4(12). С. 13 - 17. Обзор практики региональных судов по правам человека приводит в своем в диссертационном исследовании Д.А. Патрин. См.: Патрин Д.А. Международное судебное разбирательство: история, понятие, функции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 77 - 78.