Исполнение наказания в виде обязательных работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение наказания в виде обязательных работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Обязательные работы" УК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы осужденного, предусмотренных ч. 4 ст. 49 УК РФ препятствий для назначения ему наказания в виде обязательных работ, не имеется. Судами первой и апелляционной инстанций был тщательно исследован вопрос о состоянии здоровья М. установлено, что у него диагностирована гипертоническая болезнь 1 степени, вместе с тем, по указанному заболеванию он наблюдается не регулярно, лекарственные препараты не принимает, кроме того, установлено, что М. является инвалидом II группы по психическому заболеванию, однако Программой реабилитации инвалида ограничение физической нагрузки не предусмотрено. С учетом изложенного, приведенные обстоятельства, вопреки позиции осужденного, не свидетельствуют о невозможности назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 49 "Обязательные работы" УК РФ"Предусмотренных ч. 4 ст. 49 УК РФ препятствий для назначения Ж. наказания в виде обязательных работ, не имеется. Судами первой и апелляционной инстанций был тщательно исследован вопрос о состоянии здоровья Ж., установлено, что инвалидом Ж. не является, в мае 2024 года ввиду состояния здоровья ему был противопоказан тяжелый физический труд, что не свидетельствует о невозможности назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ обязательных работ как вида административного наказания и как вида уголовного наказания
(Бочикова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Обязательные работы в уголовном законодательстве регулируются УК РФ, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <4> (далее - УИК РФ). В административном законодательстве такой вид наказания регулируется исключительно положениями КоАП РФ и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <5> (далее - Закон об исполнительном производстве). Кроме того, порядок исполнения наказания в виде обязательных работ в уголовном законодательстве также регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <6>, где подробно описана вся процедура исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ. В административном законодательстве такой правовой акт отсутствует.
(Бочикова А.О.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Обязательные работы в уголовном законодательстве регулируются УК РФ, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <4> (далее - УИК РФ). В административном законодательстве такой вид наказания регулируется исключительно положениями КоАП РФ и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <5> (далее - Закон об исполнительном производстве). Кроме того, порядок исполнения наказания в виде обязательных работ в уголовном законодательстве также регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" <6>, где подробно описана вся процедура исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ. В административном законодательстве такой правовой акт отсутствует.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ
(ред. от 04.11.2025)Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
(ред. от 07.04.2025)Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено в ч. 5 упомянутой статьи 32.13 КоАП РФ, лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность СПИ об изменении места жительства, а также являться по его вызову. В соответствии с ч. 6 указанной статьи предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено в ч. 5 упомянутой статьи 32.13 КоАП РФ, лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность СПИ об изменении места жительства, а также являться по его вызову. В соответствии с ч. 6 указанной статьи предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ;
Ситуация: Каков правовой статус иностранных граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)14. Казак Б.Б., Лихолат И.А. Современное состояние и проблемы организации исполнения наказания в виде обязательных работ // Закон и право. 2015. N 1. С. 127 - 129.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)14. Казак Б.Б., Лихолат И.А. Современное состояние и проблемы организации исполнения наказания в виде обязательных работ // Закон и право. 2015. N 1. С. 127 - 129.
Статья: Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы как субъектов уголовно-исполнительных отношений
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)а) порядка исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, ст. 25 УИК РФ определяет обязанности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по организации исполнения наказания в виде обязательных работ, ст. 33 УИК РФ - в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ст. 39 УИК РФ - в виде исправительных работ, ст. 47.1, 54 УИК РФ - в виде ограничения свободы, ст. 60.11 УИК РФ - в виде принудительных работ и т.д.;
(Сенатова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)а) порядка исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, ст. 25 УИК РФ определяет обязанности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по организации исполнения наказания в виде обязательных работ, ст. 33 УИК РФ - в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ст. 39 УИК РФ - в виде исправительных работ, ст. 47.1, 54 УИК РФ - в виде ограничения свободы, ст. 60.11 УИК РФ - в виде принудительных работ и т.д.;
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы-исполнители наделены полномочиями по ограничению конституционных прав и свобод граждан. Указанные должностные лица исполняют уголовное наказание в виде штрафа, осуществляют иные меры уголовно-правового характера (судебные штрафы, конфискацию имущества), исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования об административных наказаниях в виде административного штрафа, обязательных работ и административного приостановления деятельности; вскрывают и входят в помещения, занимаемые должниками; осуществляют розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Судебные приставы-исполнители наделены полномочиями по ограничению конституционных прав и свобод граждан. Указанные должностные лица исполняют уголовное наказание в виде штрафа, осуществляют иные меры уголовно-правового характера (судебные штрафы, конфискацию имущества), исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования об административных наказаниях в виде административного штрафа, обязательных работ и административного приостановления деятельности; вскрывают и входят в помещения, занимаемые должниками; осуществляют розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Статья: Уклонение от исполнения наказания и отбывания назначенного наказания в форме уголовно-противоправного непреступного бездействия как разновидность уголовного проступка: понятие, признаки, правовые последствия
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Осужденный Т. более двух раз в течение месяца не вышел на работу без уважительных причин. Выявленные обстоятельства давали суду достаточные основания для удовлетворения представления начальника филиала УИИ о замене Т. обязательных работ более строгим видом наказания, так как осужденный злостно уклонялся от исполнения назначенного ему наказания. В этой связи судом первой инстанции было вынесено решение о замене обязательных работ (396 часов) наказанием в виде лишения свободы: из расчета один день лишения свободы за 8 часов обязательных работ определено к отбытию 49 дней лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. После вступления постановления в силу Т. обязан явиться в территориальный орган УФСИН России, получить предписание о направлении и самостоятельно следовать к месту отбывания наказания. Срок отбывания исчислен со дня прибытия в колонию, в него засчитано время следования из расчета один день за один день. Поданная Т. апелляционная жалоба была оставлена судом апелляционной инстанции без удовлетворения. Апелляционный суд полно и всесторонне изучил представленные материалы, которые давали суду достаточно оснований считать Т. злостно уклоняющимся от исполнения наказания в виде обязательных работ без уважительных причин. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции законно, мотивированно и обоснованно. Приведенные Т. доводы о наличии на иждивении малолетнего ребенка, тяжелом материальном положении и неофициальном трудоустройстве не являются основанием для отмены постановления суда первой инстанции. Постановление районного суда оставлено без изменения.
(Коробейников Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Осужденный Т. более двух раз в течение месяца не вышел на работу без уважительных причин. Выявленные обстоятельства давали суду достаточные основания для удовлетворения представления начальника филиала УИИ о замене Т. обязательных работ более строгим видом наказания, так как осужденный злостно уклонялся от исполнения назначенного ему наказания. В этой связи судом первой инстанции было вынесено решение о замене обязательных работ (396 часов) наказанием в виде лишения свободы: из расчета один день лишения свободы за 8 часов обязательных работ определено к отбытию 49 дней лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. После вступления постановления в силу Т. обязан явиться в территориальный орган УФСИН России, получить предписание о направлении и самостоятельно следовать к месту отбывания наказания. Срок отбывания исчислен со дня прибытия в колонию, в него засчитано время следования из расчета один день за один день. Поданная Т. апелляционная жалоба была оставлена судом апелляционной инстанции без удовлетворения. Апелляционный суд полно и всесторонне изучил представленные материалы, которые давали суду достаточно оснований считать Т. злостно уклоняющимся от исполнения наказания в виде обязательных работ без уважительных причин. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции законно, мотивированно и обоснованно. Приведенные Т. доводы о наличии на иждивении малолетнего ребенка, тяжелом материальном положении и неофициальном трудоустройстве не являются основанием для отмены постановления суда первой инстанции. Постановление районного суда оставлено без изменения.
Ситуация: Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Статья: Отграничение превышения должностных полномочий от служебного подлога
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 7)В следующем примере осужденный глава муниципального образования Ш. не принимал незаконное распорядительное решение, а именно удостоверял не соответствующий действительности факт путем внесения заведомо ложных сведений в документ. Как указано в приговоре, Ш. из "личной заинтересованности, выраженной в стремлении... получить уважение среди населения муниципального образования... показать себя успешным, высокопрофессиональным и инициативным работником...", незаконно освободил от реального отбывания наказания в виде обязательных работ гр. В. взамен предоставления последним 20 досок для изготовления "столов и скамеек ко дню празднования "Дня пожилых". Ш., "являясь должностным лицом... ежедневно... лично вносил не соответствующие действительности сведения в листы... учета отработанных часов осужденного... которые лично подписал и заверил печатью Администрации. При этом Ш. достоверно знал, что в действительности В. в указанный период времени трудовую деятельность по исполнению наказания в виде обязательных работ в Администрации МО... не исполнял" <7>. Суд квалифицировал действия Ш. по ч. 2 ст. 286 УК, видимо, акцентируя внимание на том, что виновный "незаконно освободил В. от реального отбывания наказания". Но подобным образом сотрудник регистратуры учреждения здравоохранения, внося ложные сведения в листок временной нетрудоспособности, "освобождает" работника от выполнения трудовых обязанностей, а должностное лицо, изготовившее подложный диплом о высшем образовании, "освобождает" его будущего "обладателя" от продолжительного обучения. В перечисленных примерах субъекты совершают преступления, предусмотренные ст. 292 УК.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2022, N 7)В следующем примере осужденный глава муниципального образования Ш. не принимал незаконное распорядительное решение, а именно удостоверял не соответствующий действительности факт путем внесения заведомо ложных сведений в документ. Как указано в приговоре, Ш. из "личной заинтересованности, выраженной в стремлении... получить уважение среди населения муниципального образования... показать себя успешным, высокопрофессиональным и инициативным работником...", незаконно освободил от реального отбывания наказания в виде обязательных работ гр. В. взамен предоставления последним 20 досок для изготовления "столов и скамеек ко дню празднования "Дня пожилых". Ш., "являясь должностным лицом... ежедневно... лично вносил не соответствующие действительности сведения в листы... учета отработанных часов осужденного... которые лично подписал и заверил печатью Администрации. При этом Ш. достоверно знал, что в действительности В. в указанный период времени трудовую деятельность по исполнению наказания в виде обязательных работ в Администрации МО... не исполнял" <7>. Суд квалифицировал действия Ш. по ч. 2 ст. 286 УК, видимо, акцентируя внимание на том, что виновный "незаконно освободил В. от реального отбывания наказания". Но подобным образом сотрудник регистратуры учреждения здравоохранения, внося ложные сведения в листок временной нетрудоспособности, "освобождает" работника от выполнения трудовых обязанностей, а должностное лицо, изготовившее подложный диплом о высшем образовании, "освобождает" его будущего "обладателя" от продолжительного обучения. В перечисленных примерах субъекты совершают преступления, предусмотренные ст. 292 УК.
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста либо обязательных работ - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.
Статья: Административно-правовой рецидив в ракурсе противодействия дорожно-транспортным преступлениям (статьи 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ)
(Прохоров Л.А., Собин Д.В., Шаманова Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Практика судебной (практической) пенализации деяния, указанного в ст. 264.1 УК РФ, действовавшей в предыдущей редакции, несколько обескураживает, демонстрируя серьезные упущения. Так, изучение нами приговоров судов показало, что в 100% случаев применялось наказание в виде обязательных работ. Вместе с тем санкция ст. 264.1 УК РФ включала несколько видов наказания. Естественно, столь однобокая ее реализация позволяла констатировать недостаточное эффективное выполнение ею предупредительной роли.
(Прохоров Л.А., Собин Д.В., Шаманова Е.А.)
("Российский следователь", 2024, N 12)Практика судебной (практической) пенализации деяния, указанного в ст. 264.1 УК РФ, действовавшей в предыдущей редакции, несколько обескураживает, демонстрируя серьезные упущения. Так, изучение нами приговоров судов показало, что в 100% случаев применялось наказание в виде обязательных работ. Вместе с тем санкция ст. 264.1 УК РФ включала несколько видов наказания. Естественно, столь однобокая ее реализация позволяла констатировать недостаточное эффективное выполнение ею предупредительной роли.