Исполнение наказания в виде дисквалификации
Подборка наиболее важных документов по запросу Исполнение наказания в виде дисквалификации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нецелевое использование субсидии
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 26.07.2019 N 220-ФЗ... в часть 3 статьи 4.5... Кодекса внесены изменения, норма изложена в следующей редакции: если частью 1 этой статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к... ответственности, за... правонарушения, влекущие применение... наказания в виде дисквалификации... лицо может быть привлечено к... ответственности не позднее одного года со дня совершения... правонарушения...
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральным законом от 26.07.2019 N 220-ФЗ... в часть 3 статьи 4.5... Кодекса внесены изменения, норма изложена в следующей редакции: если частью 1 этой статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к... ответственности, за... правонарушения, влекущие применение... наказания в виде дисквалификации... лицо может быть привлечено к... ответственности не позднее одного года со дня совершения... правонарушения...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисквалификация должностного лица органа власти, учреждения, предприятия как административное наказание
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судьи... областного суда о том, что рассмотрение возбужденного в отношении ФИО1 дела не относится к подсудности судьи районного суда, к названному должностному лицу не могло быть применено наказание в виде дисквалификации... не может быть признан правильным..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судьи... областного суда о том, что рассмотрение возбужденного в отношении ФИО1 дела не относится к подсудности судьи районного суда, к названному должностному лицу не могло быть применено наказание в виде дисквалификации... не может быть признан правильным..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как формируется кадровый резерв госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)применение к гражданину административного наказания в виде дисквалификации;
(КонсультантПлюс, 2025)применение к гражданину административного наказания в виде дисквалификации;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)А в п. 3 этого Положения сказано, что основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций являются истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного п. 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)А в п. 3 этого Положения сказано, что основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций являются истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного п. 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
(ред. от 04.11.2025)3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"4) применения административного наказания в виде дисквалификации;
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"4) применения административного наказания в виде дисквалификации;
Статья: Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Удовлетворенная судом жалоба на действия арбитражного управляющего, а также применение к нему наказания в виде дисквалификации являются основанием для его отстранения от исполнения обязанностей в деле о банкротстве (пункт 3 статьи 20.4, абзац второй пункта 3 статьи 65, абзац третий пункта 1 статьи 98, абзац седьмой пункта 5 статьи 83, абзац третий пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве).
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Удовлетворенная судом жалоба на действия арбитражного управляющего, а также применение к нему наказания в виде дисквалификации являются основанием для его отстранения от исполнения обязанностей в деле о банкротстве (пункт 3 статьи 20.4, абзац второй пункта 3 статьи 65, абзац третий пункта 1 статьи 98, абзац седьмой пункта 5 статьи 83, абзац третий пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)5) неприменение в отношении руководителя, членов исполнительных органов, главного бухгалтера наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с исполнением заключаемого по результатам закупки договора, и административного наказания в виде дисквалификации;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)5) неприменение в отношении руководителя, членов исполнительных органов, главного бухгалтера наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с исполнением заключаемого по результатам закупки договора, и административного наказания в виде дисквалификации;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако возникает угроза лояльного отношения руководителя к своему подчиненному за счет значительно более субъективного характера дисциплинарной ответственности в сравнении с административной <1>. Но это опять же проблема коррупции, к преодолению которой меры административной ответственности не очень хорошо приспособлены. Одна из таких проблем связана с применением к государственным служащим административного наказания в виде дисквалификации, поддерживаемая рядом исследователей <2>, однако законодательство о видах государственной службы не предусматривает возможности увольнения с государственной службы по данному основанию.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Однако возникает угроза лояльного отношения руководителя к своему подчиненному за счет значительно более субъективного характера дисциплинарной ответственности в сравнении с административной <1>. Но это опять же проблема коррупции, к преодолению которой меры административной ответственности не очень хорошо приспособлены. Одна из таких проблем связана с применением к государственным служащим административного наказания в виде дисквалификации, поддерживаемая рядом исследователей <2>, однако законодательство о видах государственной службы не предусматривает возможности увольнения с государственной службы по данному основанию.
Статья: Институт давности привлечения к административной ответственности: законодательная основа и правоприменительная практика
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из такого понимания смысла и предназначения института давности привлечения к юридической ответственности исходит и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ), закрепляющий в ст. 4.5 предельные - общие и специальные (особые) - сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а также правила их исчисления. В соответствии с названной нормой данное постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые поименованные в ней виды административных правонарушений - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2); если за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, лицо, совершившее такое административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности по общему правилу не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения), а в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33 и 14.40 КоАП РФ, - со дня вынесения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации (ч. 3); в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения установленные КоАП РФ сроки давности за соответствующее административное правонарушение начинают исчисляться со дня совершения (при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения) вменяемого лицу правонарушения (ч. 4).
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Из такого понимания смысла и предназначения института давности привлечения к юридической ответственности исходит и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <5> (далее - КоАП РФ), закрепляющий в ст. 4.5 предельные - общие и специальные (особые) - сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а также правила их исчисления. В соответствии с названной нормой данное постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые поименованные в ней виды административных правонарушений - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2); если за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, лицо, совершившее такое административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности по общему правилу не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения), а в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33 и 14.40 КоАП РФ, - со дня вынесения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации (ч. 3); в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения установленные КоАП РФ сроки давности за соответствующее административное правонарушение начинают исчисляться со дня совершения (при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения) вменяемого лицу правонарушения (ч. 4).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)3) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих <3>. Организация и проведение такого экзамена осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору) (Росреестром). В состав комиссии по приему экзамена включаются представители образовательного учреждения, органа по контролю (надзору), а также представитель национального объединения СРО. Лица, к которым применено административное наказание в виде дисквалификации на срок один год и более, а также арбитражные управляющие, не утверждаемые судом в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве более 3 лет подряд, обязаны сдать повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)3) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих <3>. Организация и проведение такого экзамена осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору) (Росреестром). В состав комиссии по приему экзамена включаются представители образовательного учреждения, органа по контролю (надзору), а также представитель национального объединения СРО. Лица, к которым применено административное наказание в виде дисквалификации на срок один год и более, а также арбитражные управляющие, не утверждаемые судом в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве более 3 лет подряд, обязаны сдать повторно теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 11.04.2024 N Д-5-20/55@ "Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2024 году"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)Если установлено неисполнение предписания, в отношении контролируемого лица составляют протокол о нарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для дальнейшего направления на рассмотрение в суд. А если выявлено неисполнение предписания в части дальнейшего непринятия мер по соблюдению норм Закона N 54-ФЗ (например, неприменение ККТ или невыдача чеков при каждом расчете)? Тогда целесообразно предложить арбитрам применить в отношении виновных должностных лиц наказание в виде дисквалификации.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 10)Если установлено неисполнение предписания, в отношении контролируемого лица составляют протокол о нарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ для дальнейшего направления на рассмотрение в суд. А если выявлено неисполнение предписания в части дальнейшего непринятия мер по соблюдению норм Закона N 54-ФЗ (например, неприменение ККТ или невыдача чеков при каждом расчете)? Тогда целесообразно предложить арбитрам применить в отношении виновных должностных лиц наказание в виде дисквалификации.
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)От Закона о муниципальной службе можно было бы ожидать более взвешенного подхода в решении данного вопроса, учитывая, что он в полной мере распространяет в отношении муниципального служащего действие Трудового кодекса РФ. Однако те дополнительные основания прекращения трудового договора, которые он закрепляет в ст. 19, прямо отнесены к увольнениям по инициативе работодателя. Согласно данной норме к ним относится: достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 этого Закона; применение административного наказания в виде дисквалификации; приобретение муниципальным служащим статуса иностранного агента.
Статья: Документальное начало увольнительного процесса
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 5)Случай 3. Административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору <11>. Вам потребуется, во-первых, действующее постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2025, N 5)Случай 3. Административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору <11>. Вам потребуется, во-первых, действующее постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.